ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 8107
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Т еоретическое алгоритмизация программирование
Моделирование контроля контроля
Ситуационные формы активного обучения. Общее представление о них дано в работе Смолкина А.М. [207].
Обсуждение обсуждение результата
2.2.2. История педагогического тестирования
2.3.10. Процедура экзаменационного контроля
2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»
Необходимость умений пользования ею
Отметка оценка балы рейтингкредит
Уровни владения иностранным языком
СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ
Изучение иностранного языка предполагает использование определенной методики (технологии) — порядка, способа работы с учетом всего комплекса конкретных условий каждого человека. Поэтому каждый должен подобрать для себя методику изучения иностранного языка с учетом его возможностей. С этой целью следует спрашивать других людей, интересоваться специальными работами по данному вопросу, например, рекомендации по изучению иностранного языка для школ.
Никто не берется за работу, не научившись предварительно тому, как ее делать. Что же касается учения вообще, в том числе иностранному языку, то за эту работу обычно принимаются без предварительного освоения того, как ее лучше делать. Это обычно губит плодотворность изучения языка большинством начинающих изучать иностранный язык. Время, затраченное на изучение методики, окупается всегда гарантированным и быстрым познанием иностранного языка. Те, кто игнорируют опережающее изучение методики обучения иностранным языкам, обычно теряют время, потраченное на изучение иностранного языка.
Очень хорошей, доступной всем, возможностью выработки понимания того, как надо учить иностранный язык может быть наблюдение над развитием способности говорить детьми на родном языке. При этом детям труднее: им нужно познать мир, а взрослые уже освоили его, и проблема сводится к тому, чтобы дать известному новые имена.
Заканчивая жизнь, хочется помочь тем, кто ее начинает: учитесь с помощью философии философствовать, в том числе мыслить, и учитесь говорить на иностранных языках.
Учитесь мыслить
Как профессионал экономической науки, я посвятил жизнь разработке философии вообще. Подготовленный в целом учебно-методический комплекс обеспечивает развитие способности самостоятельного философствования, мышления, т.е. применения логики и диалектики в качестве прямых, непосредственных, общенаучных, сознательных, практических, наблюдаемых методов мышления. В этом мне помогло знание иностранных языков: английского, французского и уже забытого немецкого.
Философия, в том числе интеллектика, является исходным для разработки новой технологии обучения вообще, в том числе иностранным языкам. Не раскрывая здесь самой философии, констатируем данный факт. Одновременно отметим то, что философия позволит решить главную проблему современной педагогики: перейти от «школы — знаний» к «школе — мышления» и тем самым осуществит принцип дидактики «учить многому немногими словами». В результате такого превращения будет обеспечен на деле переход к развитию теоретической эрудиции и интеллекта обучаемых. Вузы должны готовить профессионалов — интеллектуалов и теоретиков по существу, чего они пока не обеспечивают. И для этого потребуется меньше времени на развитие современной эрудиции профессионала. Облегчение тяжести обучения позволит перейти от «формального» к реальному обучению и т.п. Разгрузив студента от аудиторной чрезмерной работы, можно обеспечить ему возможность большего самообучения на основе выбора тех предметов, которые он предпочитает изучать для своей будущей профессии. И если он не будет изучать иностранного языка, то к нему не может быть претензий.
Философия позволит поднять системность родного языка при обыденном и научном отражении действительности, повысит однозначность слов и терминов, а поэтому облегчит перекодирование их на иностранный язык.
Кризис педагогики
Педагогика иностранных языков устарела давно и в частной и в фундаментальной части. Педагогика иностранных языков проявляет кризис педагогики вообще. Нужна новая педагогика, которая, не отрицая значения традиционной педагогики, обеспечит новую технологию обучения на уровне возможностей современной науки и техники. Здесь нет возможности раскрыть содержание будущей педагогики — педагогики третьего тысячелетия. В то же время кое-что назовем.
а) Современные педагоги иностранного языка обычно сводят проблемы к недостатку учебного времени. Скажем, в вузе уделяют всего 216 часов иностранному языку. Мало? Если сводить обучению только к аудиторной работе, то можно согласиться с данным утверждением. Но в таком случае обучение низводят к научению, наставничеству, натаскиванию. Если же иметь в виду самостоятельную работу студентов над языком, то данного аудиторного времени вполне достаточно для овладения иностранным языком. Конечно, это предполагает превращение педагога в менеджера учебного процесса:
┌─ менеджер
┌─┴─ учитель
┌─┴─── наставник
Функции менеджера иные: научить учиться, дать учебно-методический комплекс студенту, обеспечить консультации и контроль достигнутого уровня и т.д. Главной обязанностью тех, кто учит иностранным языкам, считаем обучение тому, как их надо изучать в конкретных условиях.
б) педагоги иностранных языков «ругают» режим обучения: два часа в неделю или в начале или в конце обучения и т.п. На мой взгляд, рациональнее 2 часа в неделю в течение всего периода обучения при выполнении педагогом функции менеджера самообучения, консультанта.
в) На смену педагогике обучения идет педагогика самообучения. Для нее характерно создание адекватных мотивов для изучения. Это может быть привитием интереса обучаемым к данному предмету, или жесткая обратная связь — контроль, который отсеивает всех лодырей или не желающих овладевать иностранным языком.
г) Обучение иностранному языку в вузе происходит на определенном уровне владения им в предшествующий период времени. Дифференциация достигнутого уровня знания иностранного языка весьма существенна, а поэтому необходимо обеспечить продвижение всех студентов в меру их способности, наклонности, усидчивости. Надо иначе формировать группы для изучения иностранного языка и иметь возможность для этого с точки зрения расписания учебных занятий. Может быть, следует отказаться вообще от совместных уроков по языку, сделав упор на индивидуальные консультации и создав такую возможность.
При организации обучения иностранным языкам надо делить студентов на желающих его изучать и остальных. И не нужно тратить усилий на уговаривания последних. Для тех, кто хочет овладеть языком, надо обеспечить сквозное его изучение в течение всего времени обучения в вузе. Настоятельно нужно им объяснить необходимость постоянного поддержания и развития обучения языку вне зависимости от наличия учебного курса. В идеале, надо бы такие курсы для желающих вести все время.
Уровни владения иностранным языком
Как и во всех науках сейчас ориентируются на один уровень изучения предмета, часто завышая его. В противоположность такому подходу следует различать уровни владения языком.
-
Предварительный – освоение основ. Его обеспечивает средняя школа.
-
Разговорная речь обыденного типа – главная задача для студентов.
-
Усвоение профессионального языка – задача аспирантов.
Несколько иначе уровни владения языком:
1. Исходная ступень — уметь изъясняться в повседневном быту. Для этого не нужно учиться, достаточно навыков общения на языке, запоминания главных фраз, оборотов, минимума слов.... В таком случае не надо изучать грамматику, словари. Так изучают неродной язык, проживая в языковой среде и с помощью гувернанток. Так обучают на интенсивных курсах в течение краткого времени. Игнорирование такой методы изучения языка педагогами вредит овладению иностранным языком студентами. Именно данный уровень овладения языком должен быть исходным.
2. Более высокий уровень требует или длительной практики общения на втором языке или системного изучения с помощью грамматики языка и других средств.
3. Высший уровень предполагает овладение вторым языком как родным. В таком случае на языке происходит думанье. Данный уровень владения языком предполагает длительное пользование языком в качестве основы жизни. Его достигают только профессионалы по иностранному языку, да и то не все.
При таком понимании уровней владения языком обучение может состоять только в достижении первого уровня. В таком случае человек не знает всех слов и правильного их произнесения, не владеет по существу языком, но он владеет им на начальной стадии. В зависимости от условий он сам найдет то, как обеспечить дальнейший прогресс своего владения иностранным языком.
Возможности овладения иностранным языком зависят от многих условий. Можно выделить следующие ступени:
На основе книг на основе технических с помощью
средств (специальных, курсов разного
плееров, компьютеров уровня в стране
и т.п.) и за рубежом
Здесь ведем речь только о первом уровне, поскольку он доступен обычным людям и является условием всех остальных. В любом случае все зависит от человека, а не от средств.
Читать или говорить?
Современная педагогика ориентирует обучаемых на развитие способности чтения иностранных текстов. И в целом она обеспечивает эту цель для определенной доли выпускников вуза. Существуют первоклассные переводчики с языка, которые не способны связать двух слов в устной речи. Они не могут говорить на языке. Для определенных профессий этого вполне достаточно. Они могут начать учиться устному языку, но практически с начала. Не отрицая такой версии изучения языка, необходимо осознать то, что сегодня требуется развитие способности говорить на языке.
Владение иностранным
┌───────┴─────┐
пассивное активное
┌───┴───┐
в уме голосом
Несколько иначе выделим такие уровни владения иностранным:
1. читать вслух 2. слушать других 3. общение на языке
При изучении иностранного языка необходимо постоянно читать вслух и в исключительных случаях про себя.
Чему учить?
В целом можно выделить три уровня целей при обучении иностранному языку
писать
читать
говорить
На первых курсах студенты не владеют содержанием своей будущей специальности, а поэтому бессмысленно их учить чтению текстов по профессии, развивать знание ими соответствующей лексики. Так что, в таком случае их не надо учить языку, дать им возможность забыть его азы, усвоенные ранее? Нет! Их надо учить на первом курсе разговорному языку на основе бытовой лексики. Если студент научиться говорить на основе простейшего словарного запаса, то он эту способность разовьет далее с помощью новых терминов. Если же он не способен говорить, то он не знает иностранного языка так, как это требуется сегодня. Освоив разговорную речь на простейшем уровне легко обеспечить чтением развитие данной способности, а затем и способности писать.
Современный образовательный стандарт высшего профессионального образования ориентирует на умение вести диалог на иностранном языке. Имеется в виду диалог общего характера, то есть на основе бытовой лексики. Он указывает необходимость владения 1200 — 2000 лексических единиц. Такое требование следует признать правильным, а поэтому надо учить, прежде всего, владению разговорной речью на иностранном языке в названном объеме лексики.
Моих первокурсников-менеджеров начали учить языку по очень важному пособию по английскому языку для менеджеров. У каждого студента имеется специальное пособие. Я прорабатывал его и считаю его очень полезным. Но когда я обратился к этим студентам с обыденной речью на английском об изучении языка, то только один студент сказал, что он понял меня. Для меня это факт заблуждения педагогов английского языка. До того, как студенты усвоят обыденную речь на языке, не следует давать им профессиональной проблематики на языке. Это пособие очень хорошо на второй стадии обучения их языку, когда им следует читать лекции по менеджменту на языке, а в пособии имеются по темные материалы, слова и т.п.
Приятная работа
Изучение иностранного языка имеет важное значение для становления личности человека. Оно обеспечивает развитие менталитета человека вообще, то есть его эрудиции и интеллекта. Изучение иностранного языка - приятная работа сама по себе. Она позволяет развить родной язык: «изучая чужой, развиваешь свой язык». Недостаточное знание родного языка мешает человеку. В процессе изучения языка люди овладевают знанием многих аспектов мира. Этот процесс приучает людей к интеллектуальному труду, что является профессией выпускников вуза. Для этого надо понять то, что должно произойти с человеком.
Обучение должно выработать в мозгу у человека, в голосовых его связках, органах речи вообще определенные состояния. Голова должна знать окружающее в иных терминах, голосовые связки должны выработать навыки произношения (артикуляции) прежде неизвестных звуков. В целом, должна выработаться моторность сознания — одновременное действие мозга, голосовых связок, органов речи для переключения сознания с одного языка на другой.
Моторность сознания вырабатывается от регулярного повторения одного и того же. Артикуляция вырабатывается если это делать с участием голосовых связок.
Как учить язык?
При наличии условий следует обязательно воспользоваться помощью знающих иностранный язык. Особенно это важно для развития произношения звуков иностранного языка. Необязательно долго и много времени, но кто-то должен показать произношение звуков иностранного языка и проконтролировать их произношение. Естественно, что лучше всего это сделает учитель. Конечно, сейчас имеются иные возможности — различного рода курсы на пластинках, магнитофонах, видеотехнике, компьютерах.