Файл: Войтов ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 8167

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕСТОЛОГИЯ

гуманитариям

Т еоретическое алгоритмизация программирование

Моделирование  контроля  контроля

Объекта

Методы обучения

традиционные  новые

Рутинные методы

Ситуационные формы активного обучения. Общее представле­ние о них дано в работе Смолкина А.М. [207].

Ситуации

Конкретные игровые

Обсуждение обсуждение результата

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

2.2.2. История педагогического тестирования

Тестирование

2.3.10. Процедура экзаменационного контроля

В школьной практике

Задания

Контролирующие устройства

2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тратта = переводной вексель

Контроль успешности познания

Слабые  сильные

Список 1

Список 2

Список 1

Список 2

Определяйте значение слов

4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Сложность техники

Необходимость умений пользования ею

Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Использование

Проблемы

Проблема словарика

Текущая аттестация

Дисциплина на занятиях

Качество прямой связи в обучении. Обратная связь зависит от прямой связи. И главные проблемы тестирования, как элемента обратной связи, лежат в состоянии прямой связи при обучении. А поэтому нужно специально проанализировать состояние прямой связи, адекватность понимания чему и как учить студентов и т.п.

Фундаментальность образования. Что это такое? Многие гордятся таким образованием в нашей стране. Но его сейчас усиленно уничтожают. Для осмысления всего этого и важно понять его суть и направления его развития с тем, чтобы не допустить его уничтожения сейчас. Как можно увеличить фундаментальность образования?

Тестирование тестов. Уже давно осмыслена проблема тестирования тестов, но пока не найдено надежного метода решения данной проблемы [11,с.344]. Сведение проблемы к математическому, статистическому измерению валидности убедительно только для дилетантствующих простаков. Игрой в цифирь не скрыть проблем истинности научных идей. Истинность знаний зависит от уровня теоретизации науки, что оправдывает математическое и статистическое измерение качества тестов. Поэтому и хочется задать сакраментальный вопрос: «Как протестировать ситуацию, которая представляет собой «Отсутствие всякого присутствия»?

Завлекательность и трудность учебы. Об этом писал Ключевский и это важнейшая идея проблемы ТВПП. Т.Ф. Кораблева [см. 108] допускает рост завлекательности учебного процесса. Это широко распространенная мысль, обычно проявляющаяся в идеях перехода к игровым методам обучения. В учебе, несомненно, важна завлекательность, игры, но только до определенной степени. Преходя её, учеба теряет смысл тем, что не выполняет главной своей функции – не приучает к труду, т. е. не развивает тех способностей, без которых труда не бывает.

Отметка  оценка  балы  рейтингкредит

Актуальность

Учись учиться

Учитесь мыслить

Кризис педагогики

Уровни владения иностранным языком

Читать или говорить?

Чему учить?

Приятная работа

Как учить язык?

Учить не слова, а фразы

Полузнание опаснее незнания

ПОБЕЖДАЙТЕ САМОГО СЕБЯ

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ УСЛОВИЙ

Идея представление  понятие  предмет науки  онтология

Для теоретического объяснения контроля необходимо показать его значение в системе обучения. Объяснение тестов предполагает показ проблем общей педагогики в начале третьего тысячелетия.

Предлагаемая версия тестологии – результат поисков, размышлений практического педагога при решении педагогических проблем. Она – всего лишь начало разработки общей теории тестирования. Главная задача - выявить существующие подходы к тестированию, обобщить их, синтезировать позитивные их моменты в качестве общей теории тестирования. Тестология не может быть разработана одним исследователем, тем более сразу. Только синтез инвариантного разных подходов к тестированию даст тестологию.

Попытка навязывания педагогам тестов может закончиться плачевно. Нужна, прежде всего, общая теория тестирования, которая в целом показывает эту проблему. Конечно, требуется работа и по пропаганде тестов, которые могут облегчить и повысить качество труда педагогов как главного фактора роста качества обучения.

Нужен анализ факторов слабого использования педагогами тестов. Естественно, что имеется много их и каждому из них следует уделить внимание. В то же время надо определить главный фактор, который позволит перейти к широкому использованию тестов без опасности очередной их профанации, могущей закончиться плачевно для страны.

Приходится рассматривать не только собственные проблемы тестологии, но и более фундаментальные вопросы педагогики, а также прикладные. Книга представляет единство трех уровней науки: мыслей общей теории педагогики, прикладной к ней общей теории тестирования (тестологии) и прикладной науки о компьютерных тестах с автоматическим генерированием терминологических тестовых заданий:

- общая теория педагогики,

  • общая теория тестов

  • прикладная теория о компьютерных терминологических тестах соответствия с автоматическим генерированием заданий.

Общая теория педагогики


Общая теория учебного тестирования

Описание компьютерных терминологи-

ческих тестов с автоматическим

генерированием заданий

Все главные тенденции развития общества, воспитания делают неотвратимыми тесты и проявляются через них. Поэтому надо искать пути эффективного их использования, а не способы уклонения от них или их дискредитации.

Многие практические педагоги любят «брать быка за рога» - исследовать те или иные проблемы. «Теоретики» же часто так разглагольствуют, что отбивают охоту вообще читать педагогическую литературу. В результате важнейший феномен жизни – воспитание остается труднейшей проблемой общества. Нет адекватной теории воспитания и много брака в этом деле. Коренная причина – неадекватность философии, которая не позволяет объяснить науку вообще, особенно психологию как базу для понимания педагогики. Современная психология не достаточна для построения адекватной нашему времени теории педагогики. Последняя невозможна вне адекватного отражения возможностей тестов. Только тесты позволяют решить проблему превращения учебы студентов в труд, т.е. обеспечить решение проблем качества обучения.


Российское образование утрачивает свои сравнительные преимущества. Создается угроза их потери вообще. Философствование может повернуть этот процесс обеспечением теоретизации педагогических наук, в том числе и проблем тестирования.

Разработка каждой теории предполагает учет знаний об объектах на всех его уровнях. Исходя из практики и методических работ (инструкций и т.п.) разрабатываем определенную прикладную теорию, в частности, компьютерных тестов соответствия с автоматическим генерированием терминологических заданий. Для фундаментального обоснования функций данной версии тестирования приходится иметь дело не только с общей теорией тестирования, но и общей теорией педагогики. Накапливаемые длительное время мысли на этих уровнях системы педагогических знаний являются основанием для конкретной педагогической практики – использования тестов при обучении студентов. Это конечное назначение данного поиска.

Мой педагогический опыт изобретен не мной. Он - результат использования опыта других педагогов с учетом обстоятельств педагогического труда. И я убежден в том, что данные рассуждения могут стать основанием для детерминации педагогической практики других педагогов, также как и я базирую свою практику на опыте других.

Общая теория тестирования не может быть статичной догмой, а только динамичным продуктом труда многих поколений педагогов, тестовиков. Она развивается, как и все сущее, кумулятивна (растет ее содержание), преемственна, относительна в каждом конкретном ее изложении (субъективна), итеративна (постепенное и последовательное ее представление), полемична и т.п.








1. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИКИ


    1. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ


Тесты – явление обратной связи в обучении. Возможность плодотворного существования частного педагогического феномена не понять без уяснения многих основных понятий общей педагогики, прежде всего, следующих понятий:

Воспитание обучение обратная связь контрольтесты.

Понимание тестового контроля в обучении предполагает понимание не только контроля в обучении, но и обратной связи вообще и даже самой сути обучения, воспитания. В целом, в педагогической науке на этот счет высказаны и истинные, на мой взгляд, положения. Но господствуют в сознании педагогов не они, а многие ошибочные мысли по данному поводу.

Тестовики уклоняются от главной проблемы тестирования, гипертрофируя математический и статистический его аспекты. Практическим педагогам нельзя этого делать с тем, чтобы не превратить обучение в свою противоположность, как это часто получается.

Следует признать фактом нетерпение многих педагогов, желающих «брать быка за рога» или «снять урожай» там, где они не сеяли…. Конечную цель стремятся достигнуть без уяснения того, что она собой представляет. Часто главный фактор развития педагогики у всех мыслится иначе. А поэтому важно сначала определиться по многим общепедагогическим проблемам. И если бы они были общеприняты, то сослаться на них. К сожалению, это не так. А поэтому необходимо начать с рассмотрения далеких от непосредственной цели данной работы педагогических проблем. Такой подход - признак фундаментальности понимания проблем тестирования. Скажем, многие ставят проблему качества обучения как конечную цель педагогического прогресса. Но что она собой представляет на самом деле? В этом вопросе нет единства мнений. Можно умозрительно представить собственное видение, а можно понять её как идеал, к которому ведут многие тенденции развития практической педагогики, в том числе и тестирования. Значит, надо показать тестирование как одну из важнейших общемировых тенденций развития школы вообще, а поэтому нужен их обзор в целом и т.п.


Фундаментальное объяснение объектов предполагает использование не только одной теории, а иерархического их множества. Для понимания тестирования нужно знать не только тестологию, но и педагогику, и психологию и обществознание (обществоведение или социологию в строгом смысле слова). Их фундаментальная значимость для тестирования - в обратной последовательности по сравнению с их названием здесь.

Обратим здесь внимание на трактовку фундаментальных понятий педагогики, без которых нельзя адекватно осмыслить и проблемы тестологии.

Что такое общество? Общество - единство трех элементов:

┌─ идеология

┌─┴─ политика

┌─┴─── экономика

Такая структура общества была всегда, но даже сейчас она не осознанна большинством исследователей. Экономикой названа практика обеспечения людьми своих материальных потребностей. Решение экономических проблем порождает так или иначе организованность людей, что и представляет собой в развитом обществе политику. Сознание людей – определяющий фактор их жизни. Сознание людей проявляется посредством идей, обеспечивающих их жизнь.

По мере общественного прогресса обособлялись названные элементы общества, росла их взаимная зависимость или единство как элементов единой системы, росло значение идеологии. Давно уже идеология – определяющий фактор общественного прогресса в целом. Известны факты и негативной роли идеологии, когда неадекватная идеология ведет к регрессу. Восприятие идеологии каждым человеком происходит посредством его воспитания, а наукой о воспитании является педагогика. Идеология и педагогика взаимно определяют друг друга. Педагогика обеспечивает привитие идеологии общества новым его поколениям.

Проблема идеологии. Давнишнее противопоставление материализма и идеализма породило перекос в понимании сути идеологии и её возможностей. Идеология, как множество, совокупность, система идей, существующих в обществе, все более становится определяющим элементом общества, детерминирующим характер его развития. Общественная практика порождает общественное сознание как совокупность идеологий, значение которых растет, а поэтому растет внимание к ним исследователей. Особенно это осознанно в ХХ веке, в котором началась замена обычных войн идеологическими. Началась война за человека – его сознание, менталитет, эрудицию и т.п. По мнению многих людей, воспитание превращают в индоктринацию, манипуляцию сознанием народа, его дебилизацию [см. 217]. В связи с этим приобретает особое значение то, как воспроизводится идеология общества, как её непосредственно воспринимают, какую роль в этом процессе выполняет педагогика и т.п. В целом, надо осознать то, что называют терминами:

идеологизация, социализация, воспитание.


Их можно считать как разными словами, так и синонимами. Их единство несомненно, и не всегда определенна специфика каждого из них. Их можно считать и разными подходами к одному и тому же. В любом случае речь идет о том, как господствующие идеи общества определяют духовный мир людей и как соответственно различается уровень развития людей в меру восприятия этого воздействия общества на них (интериоризации идеологии субъектами).

Формы идеологии и школ. Общепризнанная педагогика является наукой о передаче опыта жизни между людьми, то есть о воспитании подрастающего поколения. Она отражает не все формы школ, а главным образом деятельность светских школ, обеспечивающих научное мировоззрение людей.

Школы бывают разными в зависимости от идеологии. Следует строго различать три типа школ:

┌─ светские

┌─┴─ теологические

┌─┴─── мистические

Мистические школы представлены, прежде всего, астрологией, эзотерикой. У них один тип обучения. Иначе учат теологи. Главной формой школ являются светские, в которых учат науке как идеологии. И здесь речь идет только о светских школах. Главной их проблемой следует считать тот факт, что надо качественно поднять эффективность их образовательной технологии. Достижение данной цели возможно и предполагает объяснение обучаемым самой сути науки, ее форм, закономерностей развития и т.п. Особенно это важно наиболее развитым светским школам – вузам. К сожалению, современная наука абсолютно недостаточна для объяснения сути науки и т.п. Нужен качественный скачок в объяснении природы науки. В связи с этим и следует осознать главный камень преткновения в данном деле. Такую науку о науке разрабатывают с древних греков, называя ее философией. И великие философы сделали все нам нужное по данному вопросу, но в Х1Х веке началась фобософия - атака обскурантизма на философию, которая мутировала в филодоксию и стала главным препятствием философии, а тем самым и науке.

Можно попытаться уклониться от диалога с филодоксами, называя свои поиски просто «наукой о науке» или, что, то же самое, «метанаукой» или «эпистемологией». И такое рационально во время исследований. Когда же решение найдено, то надо отвергнуть филодоксию, носителем которой являются обычно профессиональные философы. Такая задача не для слабонервных, но проблема стоит так: удастся победить филодоксов, общество выживет, обновиться и прогрессивно возродиться. Если же филодоксы окажутся победителями, то общество погибнет от озверения и одиночек и населения. В современных условиях это равносильно самоубийству общества. Поэтому проблема философии является сейчас ключевой для выживания общества. И все, кто не стремится к уяснению данной проблемы, не воспринимает философию в качестве средства теоретизации всех наук, являются обскурантами, т.е. врагами науки, безразлично какие науки они представляют или какие ученые степени и звания они имеют. Более того, надо осознать и такой факт: с данной точки зрения главным врагом науки стала академия наук. И только уничтожение основополагающих принципов академической организации наук спасет науку, поднимет ее качественно и она станет идеологией выживания, прогресса общества. Как ни парадоксально звучит идея, но она уже существует более века в нашей стране и особенно актуальна сейчас для спасения науки как идеологии прогресса.


С точки зрения разных идеологий и школ различно воспитание людей и сама суть процесса воспитания.

Что такое личности? Речь идет о понимании субъективного фактора общественной жизни. Им является:

Человек люди народ.

Обычно считают синонимами слова «человек», «индивид», «личность». Более того, концепция прав человека исходит из того, что каждый субъект является личностью, претендующий на все «что слева и справа» (слова из песни). На самом же деле данными словами названы разные уровни развития субъектов [Конкретнее см. 49, тема «Субъективный фактор»].

Становление персонализма часто воспринимают как признание личностью каждого человека. В связи с этим, важно осознать тот факт, что авторы персонализма, в частности Ж. Лакруа (1900-1986) [см. 117], различают разные формы людей.

┌─ личность (интеллигенты)

┌─┴─ индивид (сознательный)

┌─┴─── человек

Человеком считают и патологичных людей - недееспособных субъектов. Индивидами обычно считают людей со здравым рассудком или дееспособных. Личностью же можно считать только наиболее развитые формы индивидов - интеллектуалов, интеллигентов. Их специфику можно видеть в их духовных способностях, например, в уровне развития интеллекта в строгом смысле слова. В частности, Ж. Лакруа писал: «Эта постоянная персонализация индивида, превращение его в подлинную личность, стала сегодня настоящей проблемой» [там же, с. 5]. Данную проблему надо анализировать, как и средства ее решения, в том числе тесты.

Педагогика и психология призваны раскрыть процессы превращения индивидов в личности.

Для развития личностей надо четко понимать структуру их психики – волю, сознание, нравственность, менталитет, интеллект, эрудицию. И каждый из этих аспектов личности должен стать объектом воспитания, образования, обучения. При этом нужна система прямых, непосредственных и косвенных, опосредованных целей обучения. Скажем, требование конспектов лекций – непосредственная цель деятельности педагога. А конечная его цель – обеспечение систематичности учебных занятий студентов, развитие их грамотности, приучение к труду, воспитание ими самоконтроля и т.п.

Только системное (теоретическое) представление воспитания позволяет адекватно ранжировать цели обучения. В таком случае развитие эрудиции студентов оказывается всего лишь средством развития интеллекта, а развитие последнего – средством развития способностей вообще. Обычно это не осознается ни «теоретиками», ни практиками педагогики. Знания – средство развития интеллекта, т.е. способности мышления. А мышление – средство развития психики человека – его способностей:

Знание мышление способности.

Структура личности. В психологии обычно выделяют проблему структуры личности. И, видимо, имеется адекватное её раскрытие в книгах. К сожалению, в трудах психологов трудно найти адекватную трактовку этой проблемы. Выделю такие элементы культуры людей, как основу понимания сути личности: