Файл: Войтов ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 8180

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕСТОЛОГИЯ

гуманитариям

Т еоретическое алгоритмизация программирование

Моделирование  контроля  контроля

Объекта

Методы обучения

традиционные  новые

Рутинные методы

Ситуационные формы активного обучения. Общее представле­ние о них дано в работе Смолкина А.М. [207].

Ситуации

Конкретные игровые

Обсуждение обсуждение результата

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

2.2.2. История педагогического тестирования

Тестирование

2.3.10. Процедура экзаменационного контроля

В школьной практике

Задания

Контролирующие устройства

2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тратта = переводной вексель

Контроль успешности познания

Слабые  сильные

Список 1

Список 2

Список 1

Список 2

Определяйте значение слов

4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Сложность техники

Необходимость умений пользования ею

Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Использование

Проблемы

Проблема словарика

Текущая аттестация

Дисциплина на занятиях

Качество прямой связи в обучении. Обратная связь зависит от прямой связи. И главные проблемы тестирования, как элемента обратной связи, лежат в состоянии прямой связи при обучении. А поэтому нужно специально проанализировать состояние прямой связи, адекватность понимания чему и как учить студентов и т.п.

Фундаментальность образования. Что это такое? Многие гордятся таким образованием в нашей стране. Но его сейчас усиленно уничтожают. Для осмысления всего этого и важно понять его суть и направления его развития с тем, чтобы не допустить его уничтожения сейчас. Как можно увеличить фундаментальность образования?

Тестирование тестов. Уже давно осмыслена проблема тестирования тестов, но пока не найдено надежного метода решения данной проблемы [11,с.344]. Сведение проблемы к математическому, статистическому измерению валидности убедительно только для дилетантствующих простаков. Игрой в цифирь не скрыть проблем истинности научных идей. Истинность знаний зависит от уровня теоретизации науки, что оправдывает математическое и статистическое измерение качества тестов. Поэтому и хочется задать сакраментальный вопрос: «Как протестировать ситуацию, которая представляет собой «Отсутствие всякого присутствия»?

Завлекательность и трудность учебы. Об этом писал Ключевский и это важнейшая идея проблемы ТВПП. Т.Ф. Кораблева [см. 108] допускает рост завлекательности учебного процесса. Это широко распространенная мысль, обычно проявляющаяся в идеях перехода к игровым методам обучения. В учебе, несомненно, важна завлекательность, игры, но только до определенной степени. Преходя её, учеба теряет смысл тем, что не выполняет главной своей функции – не приучает к труду, т. е. не развивает тех способностей, без которых труда не бывает.

Отметка  оценка  балы  рейтингкредит

Актуальность

Учись учиться

Учитесь мыслить

Кризис педагогики

Уровни владения иностранным языком

Читать или говорить?

Чему учить?

Приятная работа

Как учить язык?

Учить не слова, а фразы

Полузнание опаснее незнания

ПОБЕЖДАЙТЕ САМОГО СЕБЯ

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ УСЛОВИЙ

Идея представление  понятие  предмет науки  онтология

Написанные полтора десятка лет назад соображения все более проявляются в негативном значении гуманитаризации образования, приведшем к обоснованной критике «гуманитарщины» со стороны представителей иных науки. Такая же оценка относится и к гуманизации.

Гуманизация охватывает все процессы демократизации общества, преодоление неравенства людей, гнёт и т.п. Всё это должно отражаться и в изменении характера процесса обучения. При этом надо учи­тывать множество факторов. Потеря былой роли дисциплины студентов грозит охлократией, потерей культа учебы, понижением образованности и т.п. Развитие общества не может быть возвратом к жесткой дисциплине, а поэтому необходимо найти новые формы и методы обеспечения уровня обучения, что возможно нахождением должных мотивов к учебе. Важно в этом деле развить любознательность обучаемых, повысить требовательность к обучаемым и т.п. Всё это можно обеспечить осуществлением на деле названных тенденций развития воспитания, образования, обучения

Гуманизация предполагает переход к новым технологиям учебного процесса. Современные формы обучения ориентированы на информативное обучение - передачу знаний. При этом порой это происходит без создания адекватных потребностей обучаемых в этих знаниях, и они не приемлют эти знания в виду того, что видят их ошибочность или ненужность им в жизни. Переход к обучению философствованию, мышлению, которое нужно всем, позволит изменить цель непосредственного обучения и минимизировать объём передаваемых знаний, перегрузку студентов. В таком случае необходимо изменение и некоторых форм обу­чения. Наиболее полно проявляется всё это в педагогике сотрудничества и деятельностном типе обучения. Всё это необходимо должным образом изучить, обобщить опыт с тем, чтобы выявить то, что может быть применено и в высшей школе.

Нельзя заставить учиться, поскольку пословица утверждает: "коня можно загнать в воду, но нельзя заставить пить". В то же время необходимо обеспечить должные мотивы обучения. Развитые страны обеспечивают мотивы обучения громадной по нашим меркам платой за обучение обучаемыми и громадным отсевом всех, кто не успевает, не выполняет учебных программ, а также объективированным, внешним, компьютеризированным тестированием. Для того чтобы это не привело к росту произвола педагогов в обучении необходимо, чтобы к этому делу подключалась и общественность в различных формах.

Индивидуализация обучения состоит не в сокращении числа обучаемых в расчете на одного педагога, то есть не сводится к простому возврату назад. Она предполагает рост числа обучаемых в расчете на одного педагога при одновременной возможности роста помощи тем студентам и в тех конкретных вопросах, в которых они нуждаются. Все это легко осуществить на основе возможностей тестового контроля и тем более при компьютеризированном тестировании уровня обучения. Для этого необходимо кардинально изменить отношения между обучающими и обучаемыми, как и общий порядок обучения в вузе. Данная тенденция развития обучения предполагает переход от обучения педагогами студентов к их самообучению, превращения педагогов в менеджеров учебного процесса и т.п.


В настоящее время происходит феминизация педагогического труда. Женский труд дешевле, что вытекает из ошибок трактовки принципа «равная оплата за равный труд». Необходимо возвратится к практике различной оплаты мужского и женского труда в педагогике, поскольку он действительно различается. Мнимое равенство этих форм труда грозит большими неприятностями в виду различия мужского и женского труда и т.п.

Интенсификация учебного процесса предполагает избрание капиталосберегающих вариантов учебной технологии. Для этого надо изменить порядок учета нагрузки педагогов. В настоящее время их заработная плата зависит от числа занятий, их длитель­ности, а не от качества их труда. В связи с этим педагоги стремят­ся к превратно трактуемой ими индивидуализации учебного процесса - сокращению числа студентов в группах, на лекционных потоках. В результате происходит «мельчание» обучаемых групп, что ведёт к росту капиталоёмкости учебного процесса, прежде всего за счёт роста необходимых учебных площадей, недоиспользованию наличных возможностей учебных площадей. Преподавателям выгоднее вести занятия с 2 студентами в аудитории, рассчитанной на 200 студентов. Необходимо ввести такой порядок учёта труда педагогов, чтобы им было выгодно вести занятия с большим числом обучаемых. Для этого надо отказаться от существующего порядка учета нагрузки педагогов. Достаточно принять порядок расчёта нагрузки по потокам и группам, с которыми ведёт занятия педагог, а не с реальными затратами времени. Если лектор читает лекцию 3 потокам, то ему надо записать не 2 часа, а 6 часов лекций.

Затратный, капиталоёмкий путь развития школьного обучения снизу - доверху упирается в необходимость громадных капиталовло­жений в школьное образование. Таких средств нет, и они не предвидятся. Не отрицая необходимости роста капиталовложений в высшую школу, необходимо, прежде всего, менять порядок обучения, технологию обучения, порядок учета учебной нагрузки педагогов и т.п.

***

15 лет назад написанный текст в некоторой мере устарел. Теперь многое мне видится иначе. Прежде всего, не отрицая исходной проблемы – обучения мышлению, считаю главным – обучение философствованию. Проблема в целом стоит следующим образом:

философствование теоретизация педагогика

Другая мысль – за прошедший период времени элита педагогики явно доказала свою неспособность решить проблему школы. На этот счет можно привести множество мнений. Ограничусь следующим.

Понижается эффективность системы образования у нас в последние годы. Некоторые считают, что она упала в 10 раз [см.179. с. 65]. И тесты могут быть средством дальнейшего ухудшения состояния педагогики. В общем, много соображений высказано по этой проблеме, без учета которых не разработать тестологии. Хорошо о них написал ректор Национального института бизнеса С.И. Плаксий, в частности: «Поскольку не выработана современная парадигма образования, то формирование идет по пути «продавливания» нескольких схем, близких узкому кругу лиц, но до сих пор не получивших опоры в широком общественном согласии» [там же, с 81]. И далее: «Вызовы нового столетия не дают времени для медленных и мелкоочаговых качественных перемен. Реформирование должно строится на базе продуманной и строго реализуемой стратегии общества, нацеленной на наращивание и оптимальную реализацию интеллектуального потенциала. А это в свою очередь требует опоры на новые образовательные парадигмы, которые позволят резко повысить качество и эффективность образования. Между тем сегодня как в России, так и в мире в целом, наблюдается неадекватность образовательных стратегий и парадигм образования ХХ1 века. Научная мысль и практика в области формального образования явно все больше отстает от того потенциала, который накоплен как в большой науке, так и в неформальном секторе знаний.


Странная ситуация: образовательное сообщество и его руководство, имеющее большую насыщенность кадрами, с научными степенями и званиями никак не может подняться до уровня научного представления о предмете своей профессиональной деятельности».

Третье замечание к данному тексту. Среди названных тенденций названа также «фундаментализация обучения». Но она оказалась обойденной тогда, не объясненной. Фундаментальность нашей практики образования была одним из главных его преимуществ. Эту истину высказывают очень многие авторитеты науки, в том числе и педагогики. Тем не менее, суть фундаментального образования, как и адекватную тенденцию его роста (фундаментализацию образования) не так просто объяснить. Нужен специальный поиск в данном направлении. Ранее у меня не было мнения по данному вопросу и только недавно стало оно формироваться. Попытаюсь кратко его высказать при обсуждении проблем педагогики.




2. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ТЕСТИРОВАНИЯ

2.1. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

(Новые информационные технологии = НИТ)

Новые информационные технологии многообразны. Пока не получается единой системной их трактовки. Воспользуемся следующей гипотезой форм НИТ:

Методы обучения

┌─────┴────┐

традиционные новые

┌─────┴────┐

рутинные имитационные

┌─────┴────┐

конкретных ситуаций учебные ситуации

┌─────┴────┐

задачи деловые игры

Рутинные методы можно конкретизировать так:

Рутинные методы

┌─────┴────┐

Пассивные активные

┌─────┴────┐

Традиционные программируемые

┌─────┴────┐

Тестирующие обучающие

Пассивные методы изучения не предполагают контроля уровня усвоения. Активные методы принуждают студентов проявлять инициативу при изучении курса и не ограничиваться только услышанной информацией на лекциях.

Задача преподавателей состоит в том, чтобы на основе опреде­ленных форм обучения донести до студентов представление о си­стеме форм объектов. Для достижения этих целей необходимо использовать все возможности. Опытные преподаватели знают, что успех изучения, например, материальных от­ношений, зависит не только от объяснения тем эко­номики на занятиях, но и от многих других факторов: заинтере­сованности студентов во вдумчивом познании эконо­мики, осознании ими практического знакомства с материальными отношениями и т.д. Преподаватели обычно используют комплекс методов воздействия на студентов - различные методы активиза­ции познавательного процесса.

Исходным методом активизации познавательного процесса яв­ляется привлечение преподавателями знаний студентами материальных от­ношений из повседневной жизни. Студенты познают их не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Внеучебное познание материальных отношений студентами имеет важное значение для преподавания им общей теории экономики. Оно происходит в общении с родителями, знакомыми и иными людьми. Студенты познают их посредством участия в домашнем труде, при покупке товаров в магазинах и т.д. Каждый студент очень многое знает о материальных отно­шениях из личного опыта жизни. Преподавание экономической науки призвано объяснить студентам их личный опыт познания материальных отношений, расширить их. В преподавании экономики необходимо активизировать этот опыт студентов, объяснить им те или иные конкретные факты экономической жизни. В процессе обучения экономике личный опыт материальных отношений студентов систематизируется и становится эмпирическим фактом и основой теоретического познания.


Познание экономики необходимо активизировать использованием фактов практики общения студентов в процессе их обучения. Процесс обучения состоит из многих конкретных материальных отношений, которые необходимо объяснять и знание которых необходимо использовать в преподавании экономической науки. Например, платность или бесплатность обучения проявляет общественные фонды потребления, льготы и привилегии студентов при оплате транспорта, материальное стимулирование труда в производственной практике помогает раскрыть принципы вознаграждения за труд и т.д. В процессе обучения студенты могут участвовать в строительных и других работах и т.п. И преподаватели должны постоянно использовать все эти факты в качестве методов активизации учебных процессов.

Для понимания экономического строя имеют значение экскурсии на предприятия, в организации и учреждения, посещение выставок, музеев и туризм вообще. В процессе этих мероприятий студенты знакомятся со многими вещественными и художест­венными воплощениями различных форм материальных отношений, практикой их осуществления в тех или иных условиях. Тем самым такие мероприятия расширяют их экономический кругозор, повыша­ют их эрудицию по экономике. Преподаватели должны активно участвовать в организации всех этих форм обучения студентов, систематически организовы­вать такие мероприятия и рекомендовать студентам шире и чаще ходить на экскурсии, на выставки, в музеи, заниматься туризмом и т.д.

Одним из важных источников информации о материальных отношениях являются средства массовой информации и культура вообще, прежде всего кино. Имеется много кинофильмов, которые содержат значительный информационно-познавательный материал об экономике.

Просмотр студентами фильмов имеет значение для развития их экономической эрудиции, а поэтому преподаватели должны активно использовать результаты таких просмотров на занятиях, иллюстрируя ими те или иные теоретические положения. Необходимо иметь в виду тот факт, что в кинофильмах вопросы ставятся неоднозначно, а поэтому необхо­димо критически подходить к высказываниям отдельных героев фильмов, показывать сильные и слабые стороны просмотренных фильмов.

Давно существует практика включения в занятия демонстрации художественных, документальных и учебных фильмов». Эта практика многообразна. Имеются специальные методические работы о применении фильмов при изучении экономики, в которых показывают формы включения кино в учебный процесс [181].

В жизнь прочно вошло телевидение. Оно существенно расширило информирование студентов о материальных отношениях. Студенты интересуются передачами телевидения и преподаватели должны поддерживать этот их интерес рекомендациями просмотра телевизионных программ, использованием тех или иных фактов из них в учебном процессе. Преподаватели должны рекомендовать студентам смотреть программы телевидения. В этих программах находят отражение важнейшие события современности, которые содержат соответствующую экономическую информацию и тем самым объясняют или иллюстрируют многие стороны материальных отношений современного мира. Их просмотр содействует усвоению студентами курса. Необходимо им рекомендовать просматривать и передачи, посвященные важнейшим социально-политическим событиям страны и мира в целом.


Не следует забывать и традиционный источник сведений – радио. Прежде всего, следует рекомендовать студентам выступления экономистов, политиков, менеджеров.

Преподаватели используют на занятиях и те сведения о материальных отношениях, которые студенты получили при изучении иных дисциплин. Это традиционные методы активизации познавательного процесса в преподавании дисциплины.

О методике использования художественных произведений (книг) написаны специальные работы, в которых указывают, в каких темах и какие работы можно использовать. Применение художественных образов, несомненно, повышает интерес студентов к познанию экономики. Соответственно надо посту­пать и в отношении других изучаемых дисциплин, используя тем самым межпредметные связи в качестве метода активизации поз­навательного процесса в преподавании экономики. Для достижения этого надо устанавливать личные контакты с преподавателями других дисциплин с тем, чтобы в большей мере координировать с ними свою работу.

Некоторые преподаватели организуют игровые ситуации во время обсуждения вопросов экономики. Например, при объяснении аграрного строя можно показать в лицах ренту как результат отношения трех классов. Для этого назвать одного студента земельным собственником, другого - предпринимателем, а остальные студенты выполняют функцию наемного труда. На этой основе построить объяснение ос­новных форм ренты. Имеется опыт организации дискуссий в форме игр, когда студенты защищают противоборствующие концепции и т.д.

Названные методы активизации познания можно считать традиционными. Их используют повсеместно в той или иной мере. Системное их использование повышает активность студентов на занятиях и тем самым способствует познанию ими экономики. Поэтому необходимо все более плано­мерно использовать их в преподавательской работе. Значение традиционных средств активизации познавательного процесса в преподавании, несомненно, возрастает, и каждый преподаватель должен все более овладевать ими. В то же время необходимо одновременно все более внедрять и новые методы интенсификации и активизации познавательного процесса при изучении экономики.

Преподавание гуманитарных дисциплин имеет ряд недостатков, вытекающих из группового характера обучения. Одним из таких недостатков является то, что каждый студент имеет малую возможность активно участвовать в занятиях, высказывать свои суждения, обсуждать другие мнения и тем самым активизировать познание предметов. Такие недостатки массового обучения привели к разработке и внедрению новых методов и средств обучения. В преподавании отдельных дисциплин эти методы используют уже длительное время, и новыми они являются для некоторых преподавателей. Эффективность их применения в других науках объясняет необходимость их широкого использования и в преподавании каждой гуманитарной науки.