Файл: Войтов ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 7948

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕСТОЛОГИЯ

гуманитариям

Т еоретическое алгоритмизация программирование

Моделирование  контроля  контроля

Объекта

Методы обучения

традиционные  новые

Рутинные методы

Ситуационные формы активного обучения. Общее представле­ние о них дано в работе Смолкина А.М. [207].

Ситуации

Конкретные игровые

Обсуждение обсуждение результата

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

2.2.2. История педагогического тестирования

Тестирование

2.3.10. Процедура экзаменационного контроля

В школьной практике

Задания

Контролирующие устройства

2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тратта = переводной вексель

Контроль успешности познания

Слабые  сильные

Список 1

Список 2

Список 1

Список 2

Определяйте значение слов

4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Сложность техники

Необходимость умений пользования ею

Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Использование

Проблемы

Проблема словарика

Текущая аттестация

Дисциплина на занятиях

Качество прямой связи в обучении. Обратная связь зависит от прямой связи. И главные проблемы тестирования, как элемента обратной связи, лежат в состоянии прямой связи при обучении. А поэтому нужно специально проанализировать состояние прямой связи, адекватность понимания чему и как учить студентов и т.п.

Фундаментальность образования. Что это такое? Многие гордятся таким образованием в нашей стране. Но его сейчас усиленно уничтожают. Для осмысления всего этого и важно понять его суть и направления его развития с тем, чтобы не допустить его уничтожения сейчас. Как можно увеличить фундаментальность образования?

Тестирование тестов. Уже давно осмыслена проблема тестирования тестов, но пока не найдено надежного метода решения данной проблемы [11,с.344]. Сведение проблемы к математическому, статистическому измерению валидности убедительно только для дилетантствующих простаков. Игрой в цифирь не скрыть проблем истинности научных идей. Истинность знаний зависит от уровня теоретизации науки, что оправдывает математическое и статистическое измерение качества тестов. Поэтому и хочется задать сакраментальный вопрос: «Как протестировать ситуацию, которая представляет собой «Отсутствие всякого присутствия»?

Завлекательность и трудность учебы. Об этом писал Ключевский и это важнейшая идея проблемы ТВПП. Т.Ф. Кораблева [см. 108] допускает рост завлекательности учебного процесса. Это широко распространенная мысль, обычно проявляющаяся в идеях перехода к игровым методам обучения. В учебе, несомненно, важна завлекательность, игры, но только до определенной степени. Преходя её, учеба теряет смысл тем, что не выполняет главной своей функции – не приучает к труду, т. е. не развивает тех способностей, без которых труда не бывает.

Отметка  оценка  балы  рейтингкредит

Актуальность

Учись учиться

Учитесь мыслить

Кризис педагогики

Уровни владения иностранным языком

Читать или говорить?

Чему учить?

Приятная работа

Как учить язык?

Учить не слова, а фразы

Полузнание опаснее незнания

ПОБЕЖДАЙТЕ САМОГО СЕБЯ

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ УСЛОВИЙ

Идея представление  понятие  предмет науки  онтология

Философские словари, терминологические словари нужны не только начинающим специалистам [см.119.51.272]. Они - важнейший элемент учебно-методических комплексов при обучении всем наукам. Интеллектуализация общественной жизни предполагает качественное поднятие роли категориального аппарата, обеспечивающего развитие мышления людей вообще, в том числе логического и диалектического. Сейчас нет таких словарей, которые обеспечили бы осмысление категорий и сделали бы их нормой философствования.

Категории любой науки многочисленны. Некоторые из них становятся известными индивидам с детства. Другие используют весьма редко в связи с узким значением отражаемых ими явлений. Последние нужны специалистам. В связи с этим следует выделить три группы категорий любой науки.

все

познаваемые (пассивные)

обязательные (активные)

Минимальный состав категорий является фундаментом науки. Он - обязательный минимум для всех. Им необходимо владеть активно, что предполагает высокий уровень освоения его. Необходимо использовать и другие категории, которые достаточно знать пассивно, т. е. понимать их содержание при чтении текста и т.п.

Категории развиваются постоянно [119.29.229], что обусловливает совершенствование пособия. Прежде всего, следует вести поиск с целью более строгого установления перечня (номенклатуры) категорий, который обеспечивал бы овладение наукой. Предлагаемый каждым автором набор категорий является исходным, и его необходимо обновлять. Он не может трактоваться в качестве строго определенного и окончательного. Особое значение имеют определения предлагаемых категорий. Развитие науки предполагает не столько появление новых категорий, сколько уточнение содержания их трактовки. Главным детерминатором содержания категорий должна стать соответствующая теория, что не отрицает ее собственной относительности, гипотетичности.

Содержание категорий раскрывают посредством их определений. Категории могут быть определены различно, и каждое определение отражает отдельные стороны объекта. Все определения категорий ограничены и не отражают всех сторон объекта. Каждому объекту можно дать несколько более или менее равнозначных определений. «Дефиниций может быть много, ибо много сторон в предметах» [119.29. 216]. Для некоторых категорий установлен ряд устоявшихся определений, другим не дают определений, а показывают их содержание описанием, перечислением свойств обозначаемых объектов. Особенно опасны современные попытки определений, состоящие из десятков слов, хотя в идеале достаточно двух слов. «Эклектическая погоня за полным перечнем всех отдельных признаков и отдельных "фактов" ... бессмысленная попытка внести в общее понятие все частные признаки единичных явлений» [119.5.142].


Люди познают, например, экономику с детства и, соответственно, овладевают словами об экономике. Овладение последними начинается в семье, продолжается в повседневной жизни, в школе, в специальных учебных заведениях. Служат этому и средства массовой информации. По мере взросления люди воспринимают все большее число слов об общественной жизни и активно ими пользуются. Важным фактором овладения словами, терминами и категориями являются специально подготовляемые словники, словари, энциклопедии, дидактические материалы.

Словники - списки слов, словосочетаний и т.п. Их обычно составляют филологи. Словари разрабатывают специалисты соответствующих наук. В них указывают не только перечни слов, но и их определения. Имеются экономические, энциклопедические словари, дидактические словари для определенных форм обучения, терминологические стандарты академии и т.д. Помогают овладеть словами, терминами и категориями учебные пособия по предметам, особенно в тех случаях, когда в них выделяют слова или в тексте, или дают их перечень по темам, разделам и всему курсу.

Категориальный аппарат общей теории экономики включает в себя категории разных наук. Политэкономия (или ФТЭ) не возможна без использования методологических и гносеологических категорий философии, без социологических категорий об обществе в целом, без категорий политологии, дающей самое общее объяснение политической системы общества. Она базируется на использовании категорий прикладных экономических наук, в т.ч. финансовых, технических. Современная система образования в целом ориентирует на изучение категорий этих наук.



категории социологии

политологи


методологические экономические категории технических

гносеологические категории наук

конкретно-экономические

категории


Экономические категории представляют те слова, которые являются специфическими при объяснении экономического строя общества. Их содержание детерминирует экономическая наука. Для категоризации терминов надо разработать теорию, дающую системное объяснение объекта. Тем самым категориями часто оказываются обобщенные, отвлеченные выражения общественных явлений. “Экономические категории - теоретические выражения исторических, соответствующих определенной ступени развития материального производства, производственных отношений”[119.16. 27]. “... Экономические категории суть лишь абстракции ... действительных отношений и являются истинами лишь постольку, поскольку существуют эти отношения” [119.27. 406]. Категории - отвлеченные, идеальные выражения общественных отношений [119.27.408]. “Экономические категории представляют собой лишь теоретические выражения, абстракции общественных отношений производства” [119.4. 133]. “Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать и овладевать ею” [119.29.85].


Экономические категории еще не стали, строго говоря, таковыми в виду того, что экономическая наука в целом не поднялась на уровень теоретического осмысления экономики. Становление системы экономических категорий еще не завершено. Она, несомненно, всегда будет динамичной.

Экономические категории многочисленны. Некоторые из обозначающих их слов становятся известными с детства. Другие используют весьма редко в связи с узким значением отражаемых ими явлений. Минимальный состав категорий является фундаментом мировоззрения людей, и без владения ими нет научного понимания объекта. Это обязательный минимум для специалистов. Этот минимум является или активным или пассивным при разных уровнях овладения экономической теорией.

Авторы обычно дают те значения экономических категорий, которые соответствуют отстаиваемой ими версии трактовки экономического строя общества. По сравнению с обычными словарями определения даны кратко и относятся к тому смыслу, который соответствует трактовке экономического строя общества. При этом исходим из признания факта различного понимания одних и тех же категорий многими специалистами.

«Несомненно, что те, кто намерен участвовать в беседе, должен сколько-нибудь понимать друг друга. Если это не достигается, то как можно беседовать друг с другом? Поэтому каждое слово должно быть понятно, и обозначать что-то, и именно не многое, а только одно; если же оно имеет несколько знаний, то надо разъяснять, в каком из них оно употребляется» [Аристотель, 16.1.280].

Не одинаковое владение словами, терминами, категориями является причиной многих конфликтов между людьми. Это отмечал Ф. Бэкон: “Но тягостнее всех идолы площади, которые проникают в разум вместе со словами и именами. Люди верят, что их разум повелевает словами, но бывает и так, что слова обращают свою силу против разума” [35. Т… с. .25]. “Неверное употребление слов - причина серьезных заблуждений” [Дж. Локк. 120.1.569]. В связи с этим “... те, кто серьезно желает искать или отстаивать истину, должны считать своим долгом изучить способы, как избавиться от неясности, сомнительности, двусмысленности, которые, естественно, бывают в словах при отсутствии надлежащего внимания” [120.1.569].

Имеется много трудов классиков науки, которые посвящены проблемам слов, терминов, категорий в научном познании мира. Видимо, следует начать изучение этой проблемы со специального диалога об именах Платона. Следует использовать “Опыт о человеческом разумении” Д. Локка, особенно его третью книгу [120].

Адекватное использование категорий является важнейшим условием существования самих наук и овладения ими. Ф. Энгельс специально обращал внимание в предисловии к “Капиталу” К. Маркса на значение категорий [127.23. 31]. В.И. Ленин многократно показывал значение категориального аппарата в научном познании. “Спорить о словах, конечно, не умно ...” [119.30.33], “о словах мы спорить не станем” [119.11.252]. Тем не менее, без установления значения слов не может быть спора и даже простого разговора: “... Надо выяснить точно понятия, если хотеть вести дискуссию” [119.30.93]. Не следует спорить о словах, но нельзя спорить вообще, если не использовать адекватно слова. Спор о словах имеет важное значение для того, чтобы не допускать прикрытия этим спором реальных противоречий [127.26. III. 85]. При “терминологической путанице неизбежна бессмыслица” [127.20.523].


Знание точного значения слов и их различий между собой, хотя бы и самого легкого, - писал В.Г. Белинский, - есть необходимое условие всякого истинного мышления, ибо слова суть выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от другого”. Овладение словами, терминами, категориями является исходным мышления, основой интеллекта. “Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий” [93.3.107].

Отстаивая адекватное использование категорий, следует иметь в виду тот факт, что всегда относительно их использование, т.е. имеет место некоторая неопределенность в их трактовке, высказанная Руссо: “Занимаясь сочинительством, я сотни раз думал, что в длинном произведении невозможно употреблять слова всегда в одном и том же значении. Ни в одном языке нет стольких терминов, оборотов и фраз, сколько потребно, чтобы выразить все оттенки нашей мысли. Давать определение каждому понятию и всегда ставить это определение на место определяемого слова невозможно, ибо в этом случае не избежать замкнутого круга. Определения были бы хороши, если бы сами не состояли из слов. Тем не менее, я уверен, что, несмотря на бедность нашего языка, мы можем изъясняться понятно, даже если будем употреблять одни и те же слова в разных значениях; для этого нужно только одно: чтобы соседние слова проясняли смысл многозначного слова, а период, в который оно включено, служил своего рода определением”.

Категории развиваются постоянно [119.29.229], а поэтому надо постоянно совершенствовать пособия по их изучению. Можно отметить ряд закономерностей развития экономических категорий. Во-первых, постоянно растет их число, в том числе их минимальный состав. Во-вторых, происходит постоянное обновление категориального состава - одни категории теряют значение, другие вводятся, третьи переходят в состав активного употребления. В-третьих, в настоящее время растет доля финансово-экономических категорий в связи с усилением роли экономических методов управления.

Наборы категорий не могут трактоваться в качестве строго определенного и окончательного. С точки зрения различных людей в минимальный перечень экономических категорий может включаться не одинаковый их набор. Динамизм экономического строя ведет к появлению новых категорий или выходу на первый план ранее малоупотребительных, например, подряд, аренда, земельный кадастр. Развитие самой науки ведет к уточнению содержания категорий. Необходимо также иметь в виду существование различных концепций в экономической науке, с точки зрения которых одни и те же категории определяют различно.

Содержание категорий раскрывают посредством их определений. Категории могут быть определены различно, и каждое определение отражает отдельные стороны объекта [127.12.732]. Все определения категорий ограничены и не показывают всех сторон объекта. Каждому объекту можно дать несколько более или менее равнозначных определений. “Дефиниций может быть много, ибо много сторон в предметах” [119.29.216]. У некоторых категорий имеется ряд устоявшихся определений, другим не дают определений, а показывают их содержание описанием (перечислением) свойств обозначаемых объектов.


Дефиниции не имеют значения для науки, потому что они всегда оказываются недостаточными. Единственно реальной дефиницией оказывается развитие самого существа дела, а это уже не есть дефиниция. Для того чтобы выяснить и показать, что такое жизнь, мы должны исследовать все формы жизни и изобразить их в их взаимной связи”. “Но для обыденного употребления краткое указание наиболее общих и в то же время наиболее характерных отличительных признаков в так называемой дефиниции часто бывает полезно и даже необходимо, да оно и не может вредить, если только от дефиниции не требуют, чтобы она давала больше того, что она в состоянии выразить” [127.20.634-635].

...Не забывая условного и относительного значения всех определений вообще, которые никогда не могут схватить всесторонних связей явлений в его полном развитии, следует дать такое определение империализма, которое бы включало следующие пять основных признаков...” [119.27. 386]. Именно такое развернутое определение категорий представляет собой сущность теории и показывает их содержание. В то же время развернутые определения неудобны. Необходимо использовать и краткие определения, не забывая о том, что “слишком короткие определения, хотя и удобны, ... все же недостаточны” [119.27.386].

“”Всякое определение опасно” - говорили римляне”. Многие современные определения экономических категорий полностью проявляют их вредную функцию при познании экономического строя общества. Они ушли от слов обыденного языка и, тем самым, потеряли свой смысл на уровне здравого рассудка. В то же время они еще не пришли к уровню категорий.

Определение есть превращенная форма суждений. Если суждение указывает только на родовой признак понятия, то определение должно указывать и специфический его признак. Для этого надо подвести его под определение родового понятия. “Что значит дать “определение”? Это значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое” [119.18.149]. Подведение под более широкое понятие есть начало определения. Для того чтобы оно не привело к подмене понятия, необходимо указать специфическую особенность определенного объекта по сравнению с родовым. Указание видовых особенностей есть вторая часть определения. В целом же определение должно иметь две части: указание родового и видового свойства объекта. Для достижения этой высшей формы определений необходимо логически и диалектически обработать все экономические науки. Этого пока нет, а поэтому определения относительны.

При определении понятий главным фактором оказывается лежащая в его основе теория или ее концепция. С точки зрения разных концепций объекта будут даны разные определения понятий. В словарях, пособиях и т.д. дают различные определения одним и тем же понятиям. Как правило, указывают все основные значения данного понятия. С точки зрения отстаиваемой здесь концепции экономической науки даны те определения, которые ей соответствуют. Они, несомненно, относительны.