ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2020
Просмотров: 3502
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ПРЕДРЕЛИГИОЗНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ
Предрелигиозные формы мироощущения. Колдовство (магия), анимизм, тотемизм
Ренессанс религии в современной России
Тема 2. ОТ МИФОЛОГИИ К ФИЛОСОФИИ
Специфика мифологического мышления
Мифологический эпос Гомера и Гесиода
ТЕМА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Философия как попытка понять мир
Роль философии в жизни общества
ТЕМА 5. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ И МАТЕРИИ
Эволюция понятия материи в естественнонаучном материализме
ТЕМА 6. СПОСОБЫ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ В ТРАКТОВКЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МАТЕРИАЛИЗМА
Движение как способ существования материи
Пространство и время как формы существования материи
Мифологическая и религиозная космогония
Древнегреческие космогонические теории
ТЕМА 8. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
Теоретические модели, реальность и истинность математики
Эволюция представлений о физической картине мира
Специфика философской теории познания
Знание как предмет теории познания
Эмпиризм и рационализм в теории познания
Теория познания в немецкой классической философии
Развитие теории познания в марксистской и современной философии
ТЕМА 10. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Роль и назначение чувств и разума в познании
Диалектика чувственного и рационального познания
Познание и предвидение; интуитивное и априорное знание
Границы познания. И. Кант: вещи в себе и явления, знание и вера
Познание как путь к истине. Понятие истины. Объективная, относительная и абсолютная истина
ТЕМА 12. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
Развитие философского понимания сущности общества и его структуры
Общество как развивающаяся система
История как предмет исследования
Циклическая концепция исторического прогресса
Спиралевидность общественного развития
Ковариантная модель всемирной истории
Постмодернистские концепции истории
ТЕМА 14. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Соотношение культуры и цивилизации. Понятие цивилизации
Восток – Запад – Россия как типы цивилизации
ТЕМА 15. КОНЦЕПЦИЯ ЕВРАЗИЙСТВА
Философское осмысление мировой истории
ТЕМА 16. ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ
Ранние концепции происхождения жизни, их конкретно-научная и философская ограниченность
Современные конкретно-научные предпосылки решения вопроса о возникновении жизни
Взаимосвязь развития органического мира с развитием всей планеты
Роль философской методологии в изучении проблемы происхождения жизни
ТЕМА 17. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
Донаучные воззрения на происхождение человека
Научный взгляд на проблему человека
Детерминизм и свобода человека
Движущие силы становления человека
ТЕМА 18. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Содержание общественного прогресса
Законы и критерии общественного прогресса
Несмотря на еще присутствующую власть мифа, можно подчеркнуть, что философское знание изначально обладает человеческим измерением. Уже в ранних философских построениях ставятся вопросы человеческого сознания, познания, способностей. Они связываются с наличием у человека души и тела. Душа тождественна разуму. Достаточно высоко ценится и телесность человека. Уже Гераклит утверждает, что проникнуть в тайну природы невозможно, не раскрыв тайну человека. Сократ, афинский философ, вообще оставил философии только один вопрос: "Что есть человек?". Единственный универсум, который должна исследовать философия – это универсум человека; самопознание ведет к человеческому пониманию мира, к уяснению каков он есть, каким будет.
Не сразу отчетливо проявилась и выкристаллизовалась философская проблематика: осознание мира и его устройства, структуры; познание себя, человеческого мышления; поиск универсальных причин и связей мира и т.д.
Но изначально и всегда философская проблематика – это проблематика предельного заострения, это отказ от частностей, концентрация сознания на мире целого, неисчерпаемого.
Принципиальная характеристика философских проблем – невозможность их окончательного решения. Это так называемые "вечные" проблемы, "конечные" вопросы. Принципиальная неразрешимость не уничтожает их, а заостряет в каждую конкретную эпоху. "Философия – есть в мыслях схваченная эпоха" (Г. Гегель).
Роль философии в жизни общества
Еще один источник возникновения философии – социально-исторический. Но его анализ приводит нас к ответу на другие вопросы: где исторически, когда и почему возникает философия. Поняв социальные причины возникновения философии, мы одновременно получим представление о месте и времени ее появления.
-
Радикальное изменение отношений человека с природой вследствие роста производительных сил. (Переход от бронзы к железу.) И то и другое потребовало адекватных форм миропонимания.
-
Появление товарно-денежных отношений. Они раскрепостили дух предприимчивости и свободы, подняли роль человека; привели к расширению горизонта видения других миров и культур и на этой основе возможности взаимообогащения культур.
-
Возникновение новых общественных сил, для которых старое мироощущение, мифологизированное мировоззрение уже мало что объясняло и упорядочивало в этом мире. Сложная социальная структура общества и потребность в осознании характера отношений между ними породили потребность в новом уровне мировоззрения – философии.
-
Рост научных знаний, что изменило дух эпохи.
Когда и где начали действовать эти причины? Ответ на этот вопрос не следует упрощать, т.к. возникновение философии – это процесс. Попытка осмыслить этот процесс приводит к неолитической революции, к такому событию в истории человечества, которое впервые обнаруживало возможности, приведшие в конечном счете к возникновению философии. Ее сущность составляет революция в средствах труда; переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Неолитическая революция завершилась возникновением первых цивилизаций в истории человечества в конце III тысячелетия до н.э., в начале и середине II тысячелетия до н.э.: в Китае, Индии, Египте, Греции. Но здесь пока нет философии, есть предфилософия переходной формы от мифологии к философии. Что значит развитая мифология? Это та ее часть, где активно ставились мировоззренческие проблемы. В рамках предфилософии на протяжении многих веков решалось противоречие между мифологией, основанной на чувственно-образном, нерациональном воображении и начатками научного мышления, между фантазирующим мифотворчеством и научным методом. Это противоречие окончательно было разрешено к середине I тысячелетия до н.э. В Индии, Китае, Греции возникла философия. Это время, примерно, между 700-200 г. до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал его "осевой эпохой", "осевым временем". "Осевая эпоха" – время рождения и мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Идея К. Ясперса об "осевом времени" очень популярна сегодня среди философов, размышляющих о единстве и многообразии мировой истории.
Ясперс подчеркивает факт, что почти одновременно, независимо друг от друга, образовалось несколько духовных центров, внутренне друг другу родственных. Основное, что их сближало и являлось основной характеристикой "осевой эпохи", – это прорыв мифологического миросозерцания, составлявшего духовную основу "доосевых культур". Человек здесь как бы пробудился впервые к ясному, отчетливому мышлению; возникла рефлексия, недоверие к жизненному опыту и знанию – то есть та почва, на которой вырастает философское мышление. Общим для этой эпохи, считает К. Ясперс, является то, что в человеческих пограничных ситуациях встают самые острые вопросы, именно в это время человек осознает хрупкость своего бытия и в то же время создает идеи и образы, с помощью которых может жить дольше. "Завершилась эпоха мифологическая с ее самоуспокоенностью, с само-собой-понятностью. Началась борьба против мифа со стороны рациональности и рационально проясненного опыта; борьба за трансцендентного единого Бога против демонов. Это общее изменение человеческого бытия можно назвать одухотворением... Человек больше не замкнут в себе. Он неведом для самого себя, а потому открыт для новых безграничных возможностей", – писал К. Ясперс в книге "Смысл и назначение истории".
Пробуждение духа и есть, по Ясперсу, начало общей истории человечества, которое до того было разделено на несвязанные между собой культуры. Нам важна эта идея потому, что знаменует собой "общую судьбу", "общую ситуацию", общеисторическое бытие, так ощутимые и требующие философского анализа сегодняшние проблемы.
Заключение. Философия становилась как новая духовная ориентация человека в мире, в которой происходит как осмысление мира в целом, человека в мире, так и "отбрасывание" человека к самому себе. Ибо только тот, кто есть он сам, и способен подтвердить это в одиночестве. Философия изначально решает вечную задачу: обрести разум в самом существовании; вносит беспокойство в ложную успокоенность жизни.
Сегодня специфику философского знания определяют три признака:
-
Это знание всеобщего. Необходимость таких знаний обусловливается тем, что чистому разуму, науке не подменить жизнь, а придать разуму жизненность может только философия.
-
Философское знание рефлективно. Философская рефлексия – это самоосмысление, борьба мнений, взаимовлияние, взаимоотражение идей, поиск путей к истине. Это вопрошание. Сегодня необходимо занимать философскую позицию при рассмотрении любой проблемы. Действительность парадоксальна, помочь осмыслить ее – задача философии.
-
Философия плюралистична, она ничейная земля, по выражению английского философа-логика Б. Рассела. Со времени ее возникновения она существует как множество школ, течений, направлений, как диалоговое мышление. Сегодняшняя действительность может быть "схвачена" только диалоговым мышлением.
Философия изначально выводила сознание человека из обыденности, из повседневного опыта, помогала освобождаться от поверхностного и стереотипного видения действительности.
Сегодня как никогда существует необходимость в жизненном факте философствования. Необходимость – это не полезность. С точки зрения полезности для чего-то философия не необходима. Истинная необходимость – это необходимость для каждого человека быть самим собой и ответить на вопрос, каким должен быть человек, чтобы слыть человеком.
Чтобы понять, что такое настоящее (а нам только кажется, что мы можем ответить на этот вопрос), необходимо самостоятельное мышление, разумное мышление. Путь разумного мышления ведет в глубины, к предельным вопросам бытия, заставляет размышлять, искать смысл и жизненные ориентиры.
ТЕМА 4. МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Понятие мировоззрения
Человеческая история доказывает, что человеку мало знания о конкретном, узком, "микромире". Ему нужен целостный мир как арена самоутверждения, саморазвития. Эта потребность выходит за пределы поиска только "точки опоры" своего существования. И уже в культуре Древнего Востока и Античности была поставлена проблема человека как проблема "человек – судьба – космос".
Исходя из такого подхода к миру и человеку шел процесс становления человеческого сознания, осознания сути целостного мира, отдельных его частей; определялось место и предназначение каждого конкретного знания в общей системе духовной культуры человечества.
С самого своего начала, с самих своих истоков сознание возникает как мировоззрение, самосознание, то есть осознание себя в мире людей, вещей, явлений и процессов.
Каждый мыслящий человек обладает определенным мировоззрением, то есть определенными представлениями о мире, о месте в нем человека, о смысле человеческого бытия и т.д.
Мировоззрение формируется всей системой понятий и представлений, сложившихся в данном обществе и отражающих определенный способ жизни людей. На этой основе складывается определенное воззрение на мир. Мировоззрение, таким образом, это – общественное самосознание человека, в котором действительность отражается сквозь призму его (человека) целей и интересов.
Особенностью мировоззрения является то, что оно возникает из практического отношения к миру и является способом духовно-практического освоения мира, в котором определяющим принципом является ценностный подход к его изучению. В мировоззрении мир удваивается на мир сущего и мир должного, преобразованного соответственно интересам и потребностям человека. Это удвоение есть в любом типе мировоззрения: и в мифологии, где в воображении и при помощи воображения реальный мир преобразуется в мир желаемого, мир мечты; и в религии, где мир тоже удваивается на мир "лежащего" и мир должного; и в коммунистическом мировоззрении, где есть мир существующего и идеал, и т.д.
Как в любом интегральном образовании, в мировоззрении принципиально важна связь его компонентов. В состав мировоззрения входят: 1) общенаучные знания, 2) специальные знания, 3) повседневные или жизненно-практические знания. Науки о природе и обществе дают общие представления о различных сторонах объективного целостного мира. Искусство, мораль, право отражают в своеобразном преломлении всеобщие законы и сущность природной и социальной действительности. Жизненно-практические взгляды о мире и человеке формируются мифологией и религией.
И тем не менее мировоззрение – не механическая сумма обособленных элементов знания. Только теоретически можно выделить из мировоззрения различные элементы, а в реальном процессе они органически соединены и составляют целостное отраженное содержание бытия. Взаимоотношение мировоззрения и различных форм сознания – это взаимоотношение целого и части, общего и единичного. В каждой отдельной форме специфически проявляется общее. И если мировоззрение не существует вне конкретных форм сознания, то и они, в свою очередь, органически связаны с мировоззрением как общим объединяющим началом.
Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то раз и навсегда данным, статичным, неизменным. На разных этапах исторического развития изменялась роль отдельных компонентов в системе мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его содержание. В зависимости от того, какие формы сознания, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений о мире в целом, в зависимости от способа вхождения тех или иных знаний в структуру мировоззрения и способа их обоснования, а также, в зависимости от субъекта мировоззрения, необходимо видеть разные уровни, формы и типы мировоззрения.
То или иное мировоззрение различается прежде всего тем, что в нем по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный "опыт" людей.
Первый уровень мировоззрения можно определить как эмоционально-психологический, существующий как мироощущение. Он формирует настроение и чувства. Второй, более высокий уровень – мировосприятие – формирует более или менее четкий образ мира. Он выражается наличием у субъекта представлений о себе, о мире и о своем месте в нем. И, наконец, третий, познавательно-интеллектуальный уровень – миропонимание.
Разум и чувства входят в ткань мировоззрения не обособлено, а во взаимопроникновении друг в друга, особенно, когда они сочетаются с волей. Тогда мировоззрение тяготеет к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений, ведущих к целенаправленному познанию и активному поведению человека. И важнейшим условием этого процесса являются такие атрибуты человеческого сознания, духовности, как вера, надежда и любовь. Феномены эти нужны не только религиозному сознанию. Чтобы действовать, даже на уровне житейской практики, человеку необходима вера. Вера – психологическая установка на восприятие и переживание воображаемого как действительного, вероятностно-истинного знания как достоверного. Вера не противостоит знанию, как пытаются доказать сторонники религиозного мировоззрения и религиозной философии, особенно средневековой. Это только внешне дело обстоит так, что, якобы, где достаточно знания вере нечего делать. В действительности же, рожденная человеком идея, простая или даже самая "сумасшедшая" для других, требует для себя обоснования, энергии, а может быть и жизни. Но для этого человек должен иметь установку на восприятие этой идеи как достоверно-необходимого знания. Тогда, как показывает история науки, он взойдет за нее и на костер.
Но восприятие и переживание реалий, созданных в сознании, в воображении предполагает надежду. Надежда – мечта, опосредованная верой. Без мечты (и как цели, и как идеала) человек не может жить. Только там, где мечта человека, там и его вера.
И еще один психологический феномен мировоззрения – любовь. Любовь, как мировоззренческую категорию, впервые в истории философии ввел Л. Фейербах в сер. ХIХ в. (в истории религии – Ф. Аквинский в ХIII в.), понимая под любовью положительный аспект всех человеческих чувств: любовь к Родине, родительская любовь, любовь к делу, половая любовь и т.п., то есть какое бы человеческое чувство не было взято, положительный момент его выступает как любовь. В чем особенность этого чувства и значимость для человеческого мировосприятия? Ответ обязательно предполагает рассмотрение объекта этого чувства. Если осмыслить объект, то становится очевидным, что он есть единство материального и идеального: так, "любимая Родина" – это не просто территория и народ. Для чувственного восприятия необходимо это понятие персонифицировать. Или, половая любовь: как ни кощунственно это звучит, она есть единство идеального и материального, но как высокое чувство, в философско-мировоззренческом смысле, оно формируется через платоническую любовь. Если этого момента в восприятии любимого или любимой не было, нет и любви. За спиной любимой должен стоять идеал. И только совпадение реальности (реального человека) и идеала и есть счастье.
Следовательно, чувства тоже удваивают мир. Наряду с множеством человеческих эмоций и чувств, вера, надежда и любовь выполняют функцию силы воображаемого как действительного. На этих чувствах и формируется содержание мира должного: нет надежды без любви, нет веры без надежды. Поэтому-то в своей практической жизни человек всеми своими чувствами утверждает себя в этом мире. И формирование позитивного, жизнеутверждающего мировоззрения невозможно без вышеизложенных категорий. В противном случае человек движется к нигилизму, который и есть не что иное, как отсутствие веры, то есть состояния человека, опасного и в духе, и в деле.