ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1862
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет истории государства и права России.
2. Место истории государства и права России в системе юридических и исторических научных дисциплин.
3. Задачи исторического изучения государства и права России.
4. Методология истории государства и права России.
5. Общенаучные и специальные методы изучения истории российской государственности и права.
6. Периодизация истории отечественного государства и права.
7. Возникновение государственности у восточных славян.
8. Теории происхождения древнерусского государства.
9. Норманская теория происхождения древнерусского государства.
10. Антинорманская теория происхождения древнерусского государства
11. Правовое положение социальных групп в Киевской Руси (IX-XII вв.)
12. Государственный строй Киевской Руси (IX-XII вв.). Высшие органы власти и управления.
13. Десятичная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).
14. Дворцово-вотчинная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).
15. Источники древнерусского права.
16. Русская Правда: происхождение, источники, редакции.
17. Вещное право Киевской Руси (IX-XII вв.).
18. Обязательственное право Киевской Руси (IX-XII вв.).
19.Семейное и наследственное право в древнерусском государстве (IX- XII вв.).
20. Преступления и наказания по древнерусскому праву (IX-XII вв.).
21. Судебный процесс Киевской Руси (IX-XII вв.).
23.Общественный и государственный строй Владимиро-Суздальского княжества.
24. Общественный и государственный строй Галицко-Волынского княжества.
25. Особенности общественного строя Новгородской и Псковской республиках.
26. Особенности государственного строя Новгородской и Псковской республик.
27. Источники права в период феодальной раздробленности на Руси.
28.Новгородская судная грамота как источник права.
29. Псковская судная грамота как источник права.
30. Гражданское право по Псковской судной грамоте.
31. Преступление и наказание по псковской судной грамоте
32. Судебный процесс по Псковской Судной грамоте
33. особенности влияния татаро-монгольского ига на политико-правовое развитие Руси.
36. правовое положение населения в период образования централизованного государства.
37. высшие органы власти на руси в период образования централизованного государства.
41. Приказно-воеводская система управления: предпосылки возникновения, особенности.
47. Уголовное право по Судебнику 1497 года
48. Судебный процесс по Судебнику 1497 года
51. Органы власти и управления России в период сословно-представительной монархии
54. Систематизация русского права во второй половине XVI - начале XVII вв.
58. Судебный процесс по Соборному уложению 1649 года.
59. Предпосылки и особенности формирования абсолютизма в России.
60. Реформирование Петром I системы государственной власти и управления в России
61. Уголовное законодательство Петра 1.
63.Суд и процесс во второй половине XVIII в. Судебные органы по «Учреждению для управления губерний.
64. Карательные органы XVIII в. «Устав благочиния» (1782 г.)
65.Этапы закрепощения крестьян
66.Семейное право в России конца XVII - первой половины XVIII вв.
67.Реформы Петра I и Екатерины II в области местного управления.
68. Кодификация М.М. Сперанского
69. Государственный строй России в первой половине 19 века.
70. Отмена крепостного права в России: причины, особенности, последствия.
71. Источники права в России в первой четверти XIX в.
72. Образование адвокатуры и реорганизация прокуратуры в России по реформе 1864 года.
73. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
74. Основные реформы системы государственного управления второй половины 19 в. в России.
75. Создание общих судов в России по судебной реформе 1864 г.
76. Суд присяжных в России по судебной реформе 1864 года
77. Система судов в России по судебной реформе 1864 года
78. «Контрреформы» последней четверти ХIХ в. в России
79. Семейное право в России XIX в
80. Реформы и контрреформы местного самоуправления: городская и земская
81. Военная реформа 1874 г. Полиция и политический сыск
82 Переход России к конституционной монархии: причины и особенности.
83. Революция 1905 года: предпосылки, основные этапы, последствия.
84. Партийная система в России конца XIX – начала XX вв.
85. Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906 г.
86. Государственно-правовое развитие России в годы первой мировой войны.
87. Формирование Временного правительства. Двоевластие.
88. Октябрьский государственный переворот 1917 г.: предпосылки, особенности развития.
90. Конституция РСФСР 1918 года: особенности принятия, система высших органов власти.
92. Формирование судебных органов после победы Октябрьской революции 1917 г.
93. Первый советский кодекс о браке, семье и опеке РСФСР 1918 года.
94. Первые советские декреты о суде.
95. Формирование основ советского уголовного права
96. Формирование основ советского трудового права.
97. Переход к новой экономической политике в РСФСР: причины, особенности концепции, последствия.
98. Конституция СССР 1924 года.
99. Система органов государственной власти и управления по Конституции СССР 1924 года.
100. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года.
101. Создание основ советского гражданского права.
102. Трудовой кодекс РСФСР 1922 года.
103. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года.
104. Избирательная система по Конституции СССР 1936 года.
105. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года.
106. Высшие органы власти и управления по Конституции СССР 1936 г.
107. Основы уголовного законодательства союза ССР и союзных республик 1958 года.
108. Основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик 1961 г.
111. Основы законодательства Союза ССР об административных правонарушениях 1980 г. КоАП 1980 г.
112. Конституция РСФСР 1978 г.: причины принятия, структура правового регулирования.
113. Перестройка власти КПСС в 90-х гг. ХХ в.
114. Принятие нового Федеративного договора 1992 г.
115. Учреждение Конституционного суда России (1991 г.): структура, компетенция.
116. Государственный переворот в России 1993 г.: причины, основные этапы, последствия.
117. Референдум 12 декабря 1993 года: особенности проведения, последствия.
1) соборы, которые созывал царь по своей инициативе;
2) соборы, которые созывал царь, но по инициативе сословий;
3) соборы, созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него;
4) соборы, избирающие на царство.
Первая группа соборов была преобладающей. Ко второй группе относится, например, Собор 1648 г., который царь был вынужден созвать по требованию сословий. К третьей группе следует отнести соборы, которые действовали против царя (у власти в то время, в 1611-1613 гг., находился польский королевич). Соборы решали вопросы об избрании царей, начиная с 1584 г. после смерти Ивана Грозного и кончая избранием на царство Петра и Ивана Алексеевичей.
В исторической литературе высказывалось мнение, что земские соборы были совещательными органами при царе. В действительности же они являлись высшими органами государственной власти.
В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления.Постепенно сложилась разветвленная система приказов. В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В это время произошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV. Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Для управления стрельцами был создан специальный приказ.
Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли являться в походы со своими полками и занимали места в сражениях по своему выбору. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться в поход с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где военные силы формировались из вербованных или нанятых войск, армия России состояла из собственных подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.)
Личным составом боярской и дворянской конницы ведал
Разрядный приказ, который фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества — по родовитости, знатности.
Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы дворяне обеспечивались поместными землями за военную службу в соответствии с установленными нормами. Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками.
В период сословно-представительной монархии зарождается центральный полицейский орган. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц.
Обслуживанием личных потребностей царя и его семьи ведали специальные дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (охотничьи), Постельничий (ведал царской спальней) и др. Должности руководителей этих приказов считались особо почетными и важными, в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые феодалы.
Дворяне и дети боярские при Иване IV получили определенные привилегии — могли обращаться к суду самого царя. В связи с этим образовался специальный Челобитный приказ. В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ.
В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал многообразными внешнеполитическими вопросами. До его возникновения вопросами внешней политики Российского государства занимались многие органы. Отсутствие единого центра посольского дела создавало неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во всех внешнеполитических вопросах было нецелесообразным. В этих делах следовало принимать участие ограниченному числу лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики (особенно оперативные) должны решаться лично им. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных. Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств.
Во второй половине XVI в. создается специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. До сих пор этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. Теперь в связи с развитием кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах, для которых существенное значение имела регистрация холопьих грамот в приказе.
Переход к сословно-представительной монархии привел и к существенному изменению местного управления.Система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были введены губные органы. Они выбирались из среды определенных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа — губного старосту, которого утверждал в должности Разбойный приказ.
Аппарат губного старосты состоял из целовальников, избиравшихся посадскими и верхушкой чернотяглого крестьянства. Целовальники — выборные должностные лица, которые назывались так потому, что они целовали крест с присягой верно служить на этой должности.
Губные органы как сословно-представительные учреждения могли успешно функционировать при условии коренной реорганизации системы феодальных иммунитетов. Стоглавый собор 1551 г. принял решение о прекращении выдачи тарханов — грамот, которые предоставляли феодалам особые права и привилегии (право суда, освобождение от ряда повинностей и др.). Феодальные иммунитеты приводили к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на определенной территории порядки по своему усмотрению, получал право не соблюдать некоторые общегосударственные правовые нормы. Теперь это исключалось.
Наряду с губными создавались земские органы самоуправления, вопрос о которых был рассмотрен Стоглавым собором 1551 г., одобрившим предложение царя о повсеместном введении в стране выборных старост, целовальников, сотских и пятидесятских. Реализация этого решения началась на черносошном Севере. К ведению земских органов относились прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривались губными органами. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения. Тем самым отменялся прежний порядок, при котором наместники-кормленщики взимали многочисленные пошлины в свой карман.
Крестьянская война под предводительством Болотникова и годы иностранной интервенции убедили царя в том, что на губные и земские органы нельзя полностью полагаться. Поэтому дополнительно к ним были учреждены воеводы, которые назначались Разрядным приказом из числа бояр и дворян, утверждались царем и Боярской думой. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население.
Функции воевод:
1) обеспечение финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных участков всех хозяйств. Сборы государственных налогов непосредственно проводили выборные старосты и целовальники, но надзор за ними осуществляли воеводы.
2) набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял на них списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованиям Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на места службы. Он ведал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.
При воеводе имелась специальная приказная изба, которую возглавлял дьяк. В ней велись все дела по управлению городом и уездом.
52. Поместная и вотчинная формы землевладения в России XVI-XVII вв.: особенности правового регулирования и проблемы соотношения
Поместное землевладение изменило юридический характер землевладения вотчинного. Перемена эта была произведена распространением на вотчинное землевладение принципа, на котором построено было землевладение поместное. В удельное время государственная служба, точнее, вольная служба при дворе князя не была связана с землевладением. Поземельные отношения боярина и вольного слуги строго отделялись от его личных служебных отношений к князю: вольный слуга мог служить в одном уделе и владеть землею в другом. Этим строгим разделением поземельных и служебных отношений в удельные века условливалось тогдашнее государственное значение земли. Тогда земля платила, несла тягло, служили только лица. Это правило применялось так последовательно, что бояре и вольные слуги, покупавшие земли черных людей, т. е. крестьян, живших на казенной княжеской земле, обязаны были тянуть тягло вместе с крестьянами, а в противном случае теряли купленные земли, которые возвращались черным людям даром. Точно так же барская пашня, которую служилый землевладелец пахал на себя своими дворовыми людьми, подлежала общим поземельным повинностям, и только со второй половины XVI в. часть ее пропорционально поместному окладу владельца обелялась - освобождалась от тягла. В том и другом случае привилегированное положение служилого землевладельца по службе не отражалось на его землевладении.
Теперь служба связалась с землей, т. е. служебные повинности распределялись на лица по земле. Поэтому теперь рядом с землей платящей явилась земля служащая,или, говоря точнее, земля платящая в руках служилого человека становилась и землей служащей. Благодаря этому соединению службы с землей произошла двоякая перемена в вотчинном землевладении:
1) стеснено было право приобретения вотчин, т. е. ограничен был круг лиц, имевших это право;
2) стеснено было право распоряжения вотчинами.
Как скоро государственная служба как повинность стала падать на лица по земле, утвердилась мысль, что, кто служит, тот должен иметь землю. На этой мысли и была построена поместная система. Прямым последствием этой мысли было другое правило: кто владеет землей, тот должен служить. В удельное время право земельной собственности принадлежало на