Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1888

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Итоги работы совета воспитателей отряда подводятся на общем собрании сотрудников исправительного учреждения не реже одного раза в год.
Вопросы и задания для самопроверки

  1. Раскройте понятия «группа», «коллектив», «коллектив сотрудников исправительного учреждения», «педагогический коллектив исправительного учреждения».

  2. Чем отличается коллектив сотрудников исправительного учреждения от других коллективов? Продумайте и определите особенности коллектива сотрудников исправительного учреждения.

  3. В чем сложность организации взаимодействия воспитательного отдела с другими отделами и службами исправительного учреждения?

  4. Изобразите в схеме структуру коллектива исправительного учреждения.

  5. Каковы требования к личности сотрудника-воспитателя в местах лишения свободы?

  6. Умениями в каких областях знаний должен обладать организатор воспитательной работы с осужденными?



Литература

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544.

  2. Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010.

  3. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда, 2012.

  4. Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006.

  5. Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004.

  6. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993.

  7. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.

  8. Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник / Под ред. Г.В. Дубов. М.: Из-во «Щит-М», 2005.

  9. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел: Учеб. Пособие /Под ред. С.С. Пылева. М., 2006.

  10. Крылова Г.Ю. Личностные и ситуационные детерминанты профессионального становления сотрудников УИС: Монография. Липецк, 2006.

  11. Кисилева Р.Н. Психология влияния организационной культуры ИУ на эффективность их деятельности: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.06. Рязань, 2007.


2.3. УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ, РОДСТВЕННИКОВ И ИНЫХ СУБЪЕКТОВ В ИСПРАВЛЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ

Усилия органов исполнительной власти по выполнению задач исправления осужденных и по профилактике преступлений могут быть успешными только при условии взаимодействия с общественными объединениями. Особенно это важно в работе с осужденными, отбывающими наказание в ВК, поскольку в их возрасте происходит процесс становления личности, осуществляется вхождение в среду общественных отношений, освоение социальных ролей (гражданина, работника, семьянина и т.д.), норм и ценностей.

Общественное объединение – это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общих целей, указанных в его уставе. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» (1995 г.) они могут создаваться в одной из следующих форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Независимо от организационно-правовых форм общественные объединения равны перед законом. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

В 2003 г. по заявке УВРО ГУИН Минюста России НИИ ФСИН России исследовал проблему взаимодействия ВК с местными органами исполнительной власти и общественными объединениями по исправлению осужденных и профилактике преступлений. Исследованием было охвачено 39 субъектов Российской Федерации. Анализ полученных результатов показал, что решению вопросов использования возможностей органов исполнительной власти, общественных объединений в исправлении несовершеннолетних осужденных уделяется внимание во всех изученных ВК. Вместе с тем для совершенствования этого направления работы у администрации ВК остается много неиспользованных резервов. Опрос сотрудников показал, что только 27,2% из них (119 чел.) оценивают взаимодействие с местными органами исполнительной власти как хорошее.

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости активизации и повышения уровня взаимодействия с органами исполнительной власти и общественными объединениями, изыскания и внедрения в практику работы новых современных форм. Такой подход следует рассматривать как одно из важных и необходимых условий эффективности решения задач, стоящих перед УИС.



Сегодня важным результатом реформирования УИС стала открытость исправительных учреждений. В современных условиях пенитенциарная система находится под пристальным вниманием российской и международной общественности, поэтому сложно переоценить важность диалога между уголовно-исполнительной системой и гражданским обществом. Накоплен достаточно богатый опыт успешного участия общественности в деятельности исправительных учреждений, в оказании воспитательного воздействия на осужденных. Следует также подчеркнуть, что российскому обществу присущи традиции благотворительности по отношению к местам лишения свободы.
1. Роль общественных организаций, родственников

и иных субъектов в исправлении осужденных

Действующее законодательство предоставляет общественности право и возможность участвовать в воспитательном процессе осужденных, оказывать помощь освобождающимся. Происшедшие в социально-экономической и политической жизни общества изменения побуждают существенно корректировать процесс воспитания осужденных. Некоторые общественные формирования перестали существовать, другие видоизменились.

Привлечение общественности к участию в воспитательной работе с осужденными имеет исторические корни: еще в 1819 г. по инициативе Александра I был создан институт попечительства о тюрьмах, просуществовавший до 1919 г.

В начале 90-х гг. XX в. при исправительных учреждениях стали возникать общественные формирования, развивающиеся главным образом в двух направлениях: работа с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, и работа по бытовому и трудовому устройству освобождающихся от наказания.

Так, в 1995 г. был создан фонд «Возрождение», основное направление деятельности которого – работа по социальной реабилитации осужденных и профилактика рецидивной преступности. В его задачи входит не только благотворительная деятельность, но и обеспечение широчайшего круга образовательных, культурно-просветительных, духовных, реабилитационных и иных мероприятий.

Основные программы фонда:

  • образовательно-учебное методическое обеспечение учебного процесса;

  • проведение культово-религиозных мероприятий;

  • культурно-концертная, лекционная деятельность, художественная самодеятельность, встречи с интересными людьми и кинолектории;

  • предоставление средств массовой коммуникации – информационное обеспечение;

  • связь с управлением занятости населения, работа с родителями и семьями осужденных, сиротами, коррекция девиантного поведения.


В последние годы наблюдается значительный рост появления общественных и благотворительных организаций, активизация их участия в осуществлении мероприятий по социальной защите осужденных. Это свидетельствует о существенных изменениях в общественном сознании.

Роль данных субъектов воспитательного процесса с каждым годом возрастает, при этом возникает на необходимость:

  • привлечения к воспитательной работе общественных организаций;

  • привлечения средств массовой информации к информационному обеспечению воспитательного процесса;

  • содействия со стороны общественных организаций, государственных учреждений и предприятий различных форм собственности в бытовом и трудовом устройстве осужденным, оказании им социальной, гуманитарной и иной помощи;

  • развития спонсорской деятельности, благотворительности, попечительства;

  • налаживания отношений центральных и территориальных органов УИС с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в решении широкого круга вопросов, в том числе проблем совершенствования воспитательной работы с осужденными.

Процесс взаимодействия учреждений УИС с общественностью рассматривается в двух направлениях.

Первое направление связано с периодом отбывания наказания. В рамках его предоставляется помощь администрации ИУ в организации жизнедеятельности осужденных и их исправления. Это пенитенциарное взаимодействие общественности с учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания.

Второе направление связано с периодом, когда осужденные освобождаются от отбывания наказания. В его рамках предоставляется помощь этим лицам в социальной адаптации, трудовом и бытовом устройстве по месту жительства. Данное направление взаимодействия предусматривает решение задач по профилактике совершения преступлений лицами, освободившимися от наказания, и является постпенитенциарным взаимодействием.

Результаты сравнения указанных направлений взаимодействия свидетельствуют, что пенитенциарное взаимодействие протекает более успешно (хотя и здесь много проблем), нежели постпенитенциарное. Это связано с тем, что в центре пенитенциарного взаимодействия стоит исправительное учреждение, непосредственно заинтересованное в его эффективности. Оно как бы координирует усилия органов исполнительной власти и общественных объединений в процессе исправления осужденных. Кроме того, на это направлено и пенитенциарное законодательство, которое требует от ИУ привлечения общественных объединений к работе с осужденными.


В Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года п. 6 «Привлечение общественности к оказанию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества» указывается, что необходимо создавать условия для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы. В рамках совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы предполагается:

– обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, сотрудничества с неправительственными организациями, со средствами массовой информации, изучения общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников и близких, публичная реакция на получившие общественный резонанс запросы и жалобы в адрес учреждений уголовно-исполнительной системы;

– принятие мер по содействию общественным наблюдательным комиссиям, в том числе рассмотрение возможности их участия в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения, подготовке решений об изменении условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения в качестве мер поощрения или взыскания, применяемых к осужденному;

– взаимодействие с представителями средств массовой информации в вопросах освещения мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, повышения престижности службы в уголовно-исполнительной системе, противодействия дискредитации ее деятельности. Содействие формированию в обществе позитивного и уважительного отношения к труду работников уголовно-исполнительной системы, их роли в обеспечении общественной безопасности; расширение практики размещения актуальной информации на официальных интернет-сайтах Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов, а также крупных информационных агентств;