Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1864

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



3. Организацией на основе принципа единоналичия и строгой субординации. Организатором и руководителем этого коллектива является начальник ИУ – единоначальник. Наиболее подготовленный в теоретическом отношении, глубоко знающий цели уголовно-исполнительной политики и задачи данного учреждения, он призван формировать общественное мнение в коллективе, опираться на него. В его работе единоначалие должно сочетаться с коллегиальностью. Все сотрудники колонии занимают разное служебное положение – одни являются начальниками, другие подчиненными. Это требует соблюдения строгой субординации в их взаимоотношениях, беспрекословного выполнения приказов и распоряжений начальника. Однако это не исключает живого близкого общения начальника с подчиненными.

4. Наличием властных полномочий по отношению к осужденным. Представителям коллектива сотрудников законом предоставлены большие права по регламентации жизни, труда, учебы и общения осужденных, которыми они должны уметь пользоваться. Вместе с тем сотрудники должны учитывать, что изоляция осужденных от общества, недостаток контактов усиливают потребность последних в общении с ними.
2. Структура коллектива исправительного учреждения

В современных условиях «успех дела определяют, прежде всего, кадры» (М.С. Горбачев). Сейчас особое внимание уделяется вопросам дальнейшего укрепления правоохранительных органов высококвалифицированными специалистами и повышения их профессионального мастерства.

Совершенствование работы по подбору, обучению и воспитанию кадров УИС предполагает постоянный учет данных психологической и педагогической науки. В настоящее время вся деятельность ИУ по исправлению осужденных осуществляется согласно требованию «каждый сотрудник – воспитатель». Коллектив воспитателей ИУ хотя и объединен общей педагогической целью и совместной деятельностью, но вместе с тем разрознен по своему составу.

Коллективы бывают первичные, то есть с непосредственным личностным контактом между их членами – и вторичные, более сложные по своей структуре, состоящие из ряда первичных коллективов.

А.С. Макаренко подчеркивал, что закрепление первичных коллективов в своем составе на определенное время является решающим явлением в воспитательном процессе.


Первичный коллектив – это контактный коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, дружеском, бытовом объединении, у него общая цель и задачи.

Это тот коллектив, который одно время наша педагогическая теория предлагала назвать контактным коллективом.

Коллектив сотрудников исправительного учреждения имеет свою структуру, которая включает:

а) первичные коллективы – советы воспитателей отрядов, состоящие из начальников отрядов, прикрепленных к отрядам учителей школы, мастеров профтехучилища, инженерно-технических и других работников;

б) общий коллектив сотрудников учреждения, объединяющий в своем составе первичные коллективы, коллективы отрядов и служб колонии.

Общий коллектив сотрудников колонии имеет определенную структуру. Так, его структурными звеньями являются работники отделов и служб, в том числе воспитательного отдела, отдела безопасности и оперативной работы. Каждое из подразделений решает группу вопросов, которые органически входят в общий комплекс работы с осужденными (таблица 1). Успех зависит как от каждого из этих структурных звеньев, так и от взаимодействия между ними.

Отдел воспитательной работы с осужденными

Организует воспитательную работу по всем направлениям, ведет культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу, организует досуг осужденных, осуществляет обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей во всех аспектах проводимой с осужденными воспитательной работы, гуманизации и демократизации условий отбывания наказания

Отдел безопасности и оперативной работы

Обеспечивает безопасность и социально-правовую защищенность осужденных, установленный в учреждении порядок, осуществляет профилактическую работу по предупреждению правонарушений со стороны осужденных, ведет надзор за ними, предупреждает недозволенные связи и преступления, обеспечивает соблюдение правил поведения в колонии

Производственная служба промышленных предприятий ИУ

Организует трудовые процессы и трудовое воспитание в условиях рыночной экономики, производственно-массовую работу осужденных, развивает у них положительное отношение к труду, людям труда, формирует трудовые навыки и умения

Учетно-финансовый сектор (бухгалтерия)

Воздействует на процесс воспитания через сферу экономики, экономического учета и контроля, материальной заинтересованности

Коллектив учителей общеобразовательной школы

Осуществляет педагогизацию воспитательного процесса, обучение осужденных и их исправление в процессе преподавания, проводит внеклассные мероприятия

Коллектив сотрудников профессионального училища

Организует профессиональную подготовку осужденных по полезным специальностям с учетом потребностей рыночной экономики


Психологическая служба

Осуществляет диагностику психологических особенностей осужденных, разрабатывает рекомендации по индивидуализации процесса исправления, прогнозирует и предупреждает деструктивное поведение осужденных, оказывает консультативную и психокоррекционную помощь осужденным; выявляет лидеров, ведет подготовку осужденных к жизни на свободе и т.д.

Социальные работники

Разрабатывают планы по оказанию социальной помощи сотрудникам и осужденным, проводят исследования социальных процессов в подразделениях УИС, организуют благотворительные мероприятия, осуществляют социальную подготовку к освобождению и т.д.



3. Организация взаимодействия отделов и служб

в процессе исправления осужденных

Деятельность коллектива воспитателей во многом зависит от успешного взаимодействия между отделами и службами при решении любых вопросов, особенно организации воспитательного процесса с осужденными. К сожалению, во многих подразделениях уровень такого взаимодействия низок, отсутствует должная согласованность между сотрудниками при организации воспитательных воздействий, не соблюдается единство режимно-педагогических требований к осужденным. Так, при осуществлении дисциплинарной практики сотрудники оперативного и режимного отделов зачастую не учитывают мнение начальников отрядов как непосредственных организаторов воспитательного процесса, кроме того, наблюдается их увлечение крайними мерами наложения взысканий. При этом начальник учреждения, его заместители, руководители отделов и служб плохо информированы об истинном положении дел в отрядах.

Подобный подход нарушает одно из основных требований формирования коллектива сотрудников как коллектива воспитательного, а именно: нацеленность его на выполнение главной задачи – исправление осужденных.

Взаимодействие сотрудников, как правило, осуществляется в массовых и индивидуальных формах.

К массовым формам относятся: общие собрания сотрудников, на которых решаются проблемы повышения эффективности деятельности колонии; работа в методических советах, советах воспитателей отрядов; оперативные совещания при начальнике колонии, производственные совещания; педагогические советы в школах; научно-практические семинары и конференции и др.

К индивидуальным формам относятся: беседы руководителей учреждений с сотрудниками различных отделов и служб, в которых затрагиваются вопросы взаимодействия; беседы сотрудников между собой с целью обмена информацией о поведении и деятельности осужденных; обсуждение вопросов посещаемости общеобразовательной школы и ПУ и успеваемости осужденных и др.

Указанные формы взаимодействия одинаковы для работников всех подразделений учреждения. В то же время особая роль в этом процессе принадлежит отделу (отделению) воспитательной работы, который, по существу, является субъектом организации такого взаимодействия.

Сотрудники отдела воспитательной работы, взаимодействуя с работниками оперативно-режимного отдела, активно используют воспитательные возможности коллектива осужденных, проявляют постоянную заботу о его сплоченности и авторитете, об обеспечении гласности проводимой работы по укреплению режима и ее результатов. В этих условиях в учреждениях и отрядах широко используются такие формы взаимодействия, как общие собрания осужденных, на которых обсуждается состояние дисциплины и задачи по ее укреплению; заслушивание отчетов осужденных на заседаниях наблюдательной комиссии, советов воспитателей, аттестационной комиссии, советов колонии и отрядов. Взаимодействие сотрудников отдела воспитательной работы, преподавателей общеобразовательной школы и профессионально-технического училища осуществляется по нескольким направлениям:


  • взаимная информация: преподаватели школ постоянно информируют воспитателей об отношении того или иного осужденного к учебе, о соблюдении им дисциплины, о его способностях, чертах характера, склонностях, достоинствах и недостатках; начальники отрядов регулярно сообщают преподавателям ПТУ и учителям школы о производственной деятельности осужденного, об особенностях его личности, поведении в быту и на производстве, участии в общественной жизни отряда и колонии;

  • совместная подготовка и проведение мероприятий в масштабе отряда, класса, школы. Сюда же можно отнести и участие воспитателей в деятельности педагогических советов школ и ПУ, где обсуждаются меры поощрения и наказания тех или иных учащихся, методы совместного воздействия на них, отношение отдельных лиц к учебе, особенности поведения осужденных;

  • проведение совместной индивидуальной работы, совместного изучения личности осужденного-учащегося;

  • привлечение сотрудников производственной службы к воспитательной работе. В тесном контакте с воспитателями начальники цехов, мастера и другие инженерно-технические работники должны: разъяснять значимость рыночной экономики в современных условиях, обеспечивать участие осужденных в общественно полезном труде, в трудовом соревновании; принимать участие в рейдах с целью проверки качества выпускаемой продукции, экономии сырья; выпускать радиогазету, посвященную пропаганде передового опыта производства, проведению занятий в школе передового опыта; развивать рационализаторскую работу среди осужденных, создавать в отрядах группы по рационализации и изобретательству, оборудовать стенды по этой тематике и т.д. Огромную роль в формировании у осужденных правильного отношения к труду играют занятия в школе по изучению основ рыночной экономики, в школе передового опыта, лекции, доклады, беседы на производственно-технические и экономические темы. Начальники отрядов и сотрудники производственной службы, раскрывая перед осужденными антиобщественную сущность преступлений, воспитывают у них нетерпимость к тунеядству, показывают на конкретных примерах необходимость честной трудовой жизни.

Немаловажное значение в исправлении осужденных имеет участие в воспитательном процессе общественности. Представители трудовых коллективов и организаций оказывают помощь в проведении конкурсов профессионального мастерства, смотров по экономии и бережливости. Нередко совместно с шефами разрабатываются условия подведения итогов трудового соревнования, организуется культурно-массовая работа.


Опыт исправительных учреждений доказывает, что участие шефов, представителей интеллигенции, религиозных конфессий в работе совета воспитателей, организации самовоспитания, проведении общих собраний осужденных, их выступления с докладами, лекциями, беседами дают положительные результаты в воспитательной работе.

Практика убеждает, что взаимодействие отделов и служб в процессе исправления осужденных значительно повышает результативность воспитательной работы, способствует сплочению коллективов отделов и служб в единый коллектив подразделения. Таким образом, создается новое качественное состояние – коллектив воспитателей осужденных.
4. Деятельность совета воспитателей отряда

Для осуществления воспитательной работы с осужденными по приказу начальникаИУ создается совет воспитателей отряда. В его состав входят: начальник отряда, другие сотрудники ИУ, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы и профессионального училища при ИУ, представители общественности по представлению начальника отряда (в воспитательной колонии – воспитатели, представители родительского комитета). Начальник отряда является председателем совета воспитателей отряда. Он планирует работу совета ежеквартально.

Совет воспитателей отряда осуществляет деятельность по:

  • организации воспитательной работы с осужденными;

  • соблюдению осужденными режимных требований;

  • вовлечению осужденных в общеобразовательное и профессиональное обучение;

  • профилактике правонарушений;

  • организации трудового воспитания в условиях рыночной экономики;

  • психологическому обеспечению воспитательного процесса;

  • организации безопасности и социальной помощи осужденным и др.

В работе совета воспитателей отряда могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий, попечительского совета при исправительном учреждений, родственники осужденных.

Заседания совета воспитателей отряда проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Обсуждаемые вопросы протоколируются секретарем, выбранным советом воспитателей отряда. Решения принимаются большинством голосов на открытом голосовании. Решения, принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в дневниках индивидуальной воспитательной работы.