ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1864
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
3. Организацией на основе принципа единоналичия и строгой субординации. Организатором и руководителем этого коллектива является начальник ИУ – единоначальник. Наиболее подготовленный в теоретическом отношении, глубоко знающий цели уголовно-исполнительной политики и задачи данного учреждения, он призван формировать общественное мнение в коллективе, опираться на него. В его работе единоначалие должно сочетаться с коллегиальностью. Все сотрудники колонии занимают разное служебное положение – одни являются начальниками, другие подчиненными. Это требует соблюдения строгой субординации в их взаимоотношениях, беспрекословного выполнения приказов и распоряжений начальника. Однако это не исключает живого близкого общения начальника с подчиненными.
4. Наличием властных полномочий по отношению к осужденным. Представителям коллектива сотрудников законом предоставлены большие права по регламентации жизни, труда, учебы и общения осужденных, которыми они должны уметь пользоваться. Вместе с тем сотрудники должны учитывать, что изоляция осужденных от общества, недостаток контактов усиливают потребность последних в общении с ними.
2. Структура коллектива исправительного учреждения
В современных условиях «успех дела определяют, прежде всего, кадры» (М.С. Горбачев). Сейчас особое внимание уделяется вопросам дальнейшего укрепления правоохранительных органов высококвалифицированными специалистами и повышения их профессионального мастерства.
Совершенствование работы по подбору, обучению и воспитанию кадров УИС предполагает постоянный учет данных психологической и педагогической науки. В настоящее время вся деятельность ИУ по исправлению осужденных осуществляется согласно требованию «каждый сотрудник – воспитатель». Коллектив воспитателей ИУ хотя и объединен общей педагогической целью и совместной деятельностью, но вместе с тем разрознен по своему составу.
Коллективы бывают первичные, то есть с непосредственным личностным контактом между их членами – и вторичные, более сложные по своей структуре, состоящие из ряда первичных коллективов.
А.С. Макаренко подчеркивал, что закрепление первичных коллективов в своем составе на определенное время является решающим явлением в воспитательном процессе.
Первичный коллектив – это контактный коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, дружеском, бытовом объединении, у него общая цель и задачи.
Это тот коллектив, который одно время наша педагогическая теория предлагала назвать контактным коллективом.
Коллектив сотрудников исправительного учреждения имеет свою структуру, которая включает:
а) первичные коллективы – советы воспитателей отрядов, состоящие из начальников отрядов, прикрепленных к отрядам учителей школы, мастеров профтехучилища, инженерно-технических и других работников;
б) общий коллектив сотрудников учреждения, объединяющий в своем составе первичные коллективы, коллективы отрядов и служб колонии.
Общий коллектив сотрудников колонии имеет определенную структуру. Так, его структурными звеньями являются работники отделов и служб, в том числе воспитательного отдела, отдела безопасности и оперативной работы. Каждое из подразделений решает группу вопросов, которые органически входят в общий комплекс работы с осужденными (таблица 1). Успех зависит как от каждого из этих структурных звеньев, так и от взаимодействия между ними.
Отдел воспитательной работы с осужденными | Организует воспитательную работу по всем направлениям, ведет культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу, организует досуг осужденных, осуществляет обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей во всех аспектах проводимой с осужденными воспитательной работы, гуманизации и демократизации условий отбывания наказания |
Отдел безопасности и оперативной работы | Обеспечивает безопасность и социально-правовую защищенность осужденных, установленный в учреждении порядок, осуществляет профилактическую работу по предупреждению правонарушений со стороны осужденных, ведет надзор за ними, предупреждает недозволенные связи и преступления, обеспечивает соблюдение правил поведения в колонии |
Производственная служба промышленных предприятий ИУ | Организует трудовые процессы и трудовое воспитание в условиях рыночной экономики, производственно-массовую работу осужденных, развивает у них положительное отношение к труду, людям труда, формирует трудовые навыки и умения |
Учетно-финансовый сектор (бухгалтерия) | Воздействует на процесс воспитания через сферу экономики, экономического учета и контроля, материальной заинтересованности |
Коллектив учителей общеобразовательной школы | Осуществляет педагогизацию воспитательного процесса, обучение осужденных и их исправление в процессе преподавания, проводит внеклассные мероприятия |
Коллектив сотрудников профессионального училища | Организует профессиональную подготовку осужденных по полезным специальностям с учетом потребностей рыночной экономики |
Психологическая служба | Осуществляет диагностику психологических особенностей осужденных, разрабатывает рекомендации по индивидуализации процесса исправления, прогнозирует и предупреждает деструктивное поведение осужденных, оказывает консультативную и психокоррекционную помощь осужденным; выявляет лидеров, ведет подготовку осужденных к жизни на свободе и т.д. |
Социальные работники | Разрабатывают планы по оказанию социальной помощи сотрудникам и осужденным, проводят исследования социальных процессов в подразделениях УИС, организуют благотворительные мероприятия, осуществляют социальную подготовку к освобождению и т.д. |
3. Организация взаимодействия отделов и служб
в процессе исправления осужденных
Деятельность коллектива воспитателей во многом зависит от успешного взаимодействия между отделами и службами при решении любых вопросов, особенно организации воспитательного процесса с осужденными. К сожалению, во многих подразделениях уровень такого взаимодействия низок, отсутствует должная согласованность между сотрудниками при организации воспитательных воздействий, не соблюдается единство режимно-педагогических требований к осужденным. Так, при осуществлении дисциплинарной практики сотрудники оперативного и режимного отделов зачастую не учитывают мнение начальников отрядов как непосредственных организаторов воспитательного процесса, кроме того, наблюдается их увлечение крайними мерами наложения взысканий. При этом начальник учреждения, его заместители, руководители отделов и служб плохо информированы об истинном положении дел в отрядах.
Подобный подход нарушает одно из основных требований формирования коллектива сотрудников как коллектива воспитательного, а именно: нацеленность его на выполнение главной задачи – исправление осужденных.
Взаимодействие сотрудников, как правило, осуществляется в массовых и индивидуальных формах.
К массовым формам относятся: общие собрания сотрудников, на которых решаются проблемы повышения эффективности деятельности колонии; работа в методических советах, советах воспитателей отрядов; оперативные совещания при начальнике колонии, производственные совещания; педагогические советы в школах; научно-практические семинары и конференции и др.
К индивидуальным формам относятся: беседы руководителей учреждений с сотрудниками различных отделов и служб, в которых затрагиваются вопросы взаимодействия; беседы сотрудников между собой с целью обмена информацией о поведении и деятельности осужденных; обсуждение вопросов посещаемости общеобразовательной школы и ПУ и успеваемости осужденных и др.
Указанные формы взаимодействия одинаковы для работников всех подразделений учреждения. В то же время особая роль в этом процессе принадлежит отделу (отделению) воспитательной работы, который, по существу, является субъектом организации такого взаимодействия.
Сотрудники отдела воспитательной работы, взаимодействуя с работниками оперативно-режимного отдела, активно используют воспитательные возможности коллектива осужденных, проявляют постоянную заботу о его сплоченности и авторитете, об обеспечении гласности проводимой работы по укреплению режима и ее результатов. В этих условиях в учреждениях и отрядах широко используются такие формы взаимодействия, как общие собрания осужденных, на которых обсуждается состояние дисциплины и задачи по ее укреплению; заслушивание отчетов осужденных на заседаниях наблюдательной комиссии, советов воспитателей, аттестационной комиссии, советов колонии и отрядов. Взаимодействие сотрудников отдела воспитательной работы, преподавателей общеобразовательной школы и профессионально-технического училища осуществляется по нескольким направлениям:
-
взаимная информация: преподаватели школ постоянно информируют воспитателей об отношении того или иного осужденного к учебе, о соблюдении им дисциплины, о его способностях, чертах характера, склонностях, достоинствах и недостатках; начальники отрядов регулярно сообщают преподавателям ПТУ и учителям школы о производственной деятельности осужденного, об особенностях его личности, поведении в быту и на производстве, участии в общественной жизни отряда и колонии; -
совместная подготовка и проведение мероприятий в масштабе отряда, класса, школы. Сюда же можно отнести и участие воспитателей в деятельности педагогических советов школ и ПУ, где обсуждаются меры поощрения и наказания тех или иных учащихся, методы совместного воздействия на них, отношение отдельных лиц к учебе, особенности поведения осужденных; -
проведение совместной индивидуальной работы, совместного изучения личности осужденного-учащегося; -
привлечение сотрудников производственной службы к воспитательной работе. В тесном контакте с воспитателями начальники цехов, мастера и другие инженерно-технические работники должны: разъяснять значимость рыночной экономики в современных условиях, обеспечивать участие осужденных в общественно полезном труде, в трудовом соревновании; принимать участие в рейдах с целью проверки качества выпускаемой продукции, экономии сырья; выпускать радиогазету, посвященную пропаганде передового опыта производства, проведению занятий в школе передового опыта; развивать рационализаторскую работу среди осужденных, создавать в отрядах группы по рационализации и изобретательству, оборудовать стенды по этой тематике и т.д. Огромную роль в формировании у осужденных правильного отношения к труду играют занятия в школе по изучению основ рыночной экономики, в школе передового опыта, лекции, доклады, беседы на производственно-технические и экономические темы. Начальники отрядов и сотрудники производственной службы, раскрывая перед осужденными антиобщественную сущность преступлений, воспитывают у них нетерпимость к тунеядству, показывают на конкретных примерах необходимость честной трудовой жизни.
Немаловажное значение в исправлении осужденных имеет участие в воспитательном процессе общественности. Представители трудовых коллективов и организаций оказывают помощь в проведении конкурсов профессионального мастерства, смотров по экономии и бережливости. Нередко совместно с шефами разрабатываются условия подведения итогов трудового соревнования, организуется культурно-массовая работа.
Опыт исправительных учреждений доказывает, что участие шефов, представителей интеллигенции, религиозных конфессий в работе совета воспитателей, организации самовоспитания, проведении общих собраний осужденных, их выступления с докладами, лекциями, беседами дают положительные результаты в воспитательной работе.
Практика убеждает, что взаимодействие отделов и служб в процессе исправления осужденных значительно повышает результативность воспитательной работы, способствует сплочению коллективов отделов и служб в единый коллектив подразделения. Таким образом, создается новое качественное состояние – коллектив воспитателей осужденных.
4. Деятельность совета воспитателей отряда
Для осуществления воспитательной работы с осужденными по приказу начальникаИУ создается совет воспитателей отряда. В его состав входят: начальник отряда, другие сотрудники ИУ, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы и профессионального училища при ИУ, представители общественности по представлению начальника отряда (в воспитательной колонии – воспитатели, представители родительского комитета). Начальник отряда является председателем совета воспитателей отряда. Он планирует работу совета ежеквартально.
Совет воспитателей отряда осуществляет деятельность по:
-
организации воспитательной работы с осужденными; -
соблюдению осужденными режимных требований; -
вовлечению осужденных в общеобразовательное и профессиональное обучение; -
профилактике правонарушений; -
организации трудового воспитания в условиях рыночной экономики; -
психологическому обеспечению воспитательного процесса; -
организации безопасности и социальной помощи осужденным и др.
В работе совета воспитателей отряда могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий, попечительского совета при исправительном учреждений, родственники осужденных.
Заседания совета воспитателей отряда проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Обсуждаемые вопросы протоколируются секретарем, выбранным советом воспитателей отряда. Решения принимаются большинством голосов на открытом голосовании. Решения, принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в дневниках индивидуальной воспитательной работы.