Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1899

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.

осужденных имеется положительный идеал, у многих – отрицательный, а у значительной их части еще не сформирован. Чтобы стимулировать процесс самовоспитания осужденных в нужном направлении, необходим дифференцированный и индивидуальный подход: одних побуждать руководствоваться своим положительным идеалом, другим помочь разрушить отрицательный и сформировать положительный идеал, тем самым оказать помощь в выборе идеала.

Для занятия самовоспитанием осужденному необходимо знать требования общества к личности и собственные возможности, свои отрицательные и положительные качества, критично к ним относиться, не допускать недооценки или переоценки своих возможностей. Трудно заняться самовоспитанием тем осужденным, которые считают себя достаточно воспитанными, и тем, кто считает недостижимыми свой идеал и свою цель в жизни. Лучше данный процесс удается тем, кто уверен в возможности избавления от недостатков. Достигается это благодаря самопознанию, сравнению себя с другими людьми, изучению и анализу своих действий и поступков в различных ситуациях, критике собственных недостатков и определению плана их устранения.

Выработанная на основе самопознания самокритичность, исключающая самодовольство и самобичевание – важнейшее условие успеха самовоспитания. Хорошо об этом сказал Н.А. Островский: «Для самовоспитания надо прежде всего призвать себя самого на собственный суровый беспристрастный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия и некоторой доли самовлюбленности, выяснить свои недостатки, свои пороки и решить раз и навсегда: буду ли я с ними мириться или нет?».

В самовоспитании осужденных большое место занимает умение управлять собой, добиваясь осуществления поставленных целей, не унывать и не падать духом при временных неудачах. Только планомерная и систематическая работа над собой при постоянном контроле и самоконтроле и владении методами самовоспитания может дать необходимые результаты.
3. Руководство самовоспитанием осужденных

Самовоспитание осужденных – это не случайный, стихийно возникающий и протекающий процесс. Оно требует специальной организации. Руководство самовоспитанием осужденных начинается с формирования у них:

  • морально-психологической готовности к самовоспитанию: сознательного и критичного отношения к себе; с создания условий, побуждающих его к самоусовершенствованию. Задача сотрудника – вначале возбудить желание к самовоспитанию, а потом обратить это желание в потребность. Надо планомерно направлять их сознание на самостоятельную работу над собой, на устранение качеств личности, которые привели их к совершению преступления. Необходимо добиться, чтобы осужденный задумался о преступном деянии, его причинах, своей дальнейшей судьбе, о необходимости отказа от взглядов и привычек, толкнувших его на преступный путь. Он должен сам дойти до сознания необходимости выработать в себе новые, положительные, общественно полезные моральные качества, взгляды, привычки.


Можно использовать различные пути для возбуждения у осужденных стремления к самовоспитанию: лекции, проведение индивидуальных и групповых бесед («Самовоспитание доступно каждому), разъяснение осужденным сущности самовоспитания, путей и методов работы над собой, собрание коллектива («Самовоспитание – важное условие возвращения к честной трудовой жизни»), использование художественной литературы, выступления перед осужденными известных людей, бывших осужденных и т.д.

  • оказание необходимой помощи осужденным в составлении индивидуальных планов по самовоспитанию. Основное требование посильность. Необходимо учитывать - реальные сроки наказания, качества личности осужденного, его образование, профессию, условия жизни и труда в колонии и др. Необходимо научит четко определять задачи работы над собой на короткие и длинные отрезки времени, состредотачивать усилия на решение поставленных задач, находить соответствующие средства и методы работы. В выполнении планов необходим постоянный контроль за их выполнением.

  • для стимулированиясамовоспитания осужденных используют: обсуждение их характеристик, самоотчеты на собраниях коллектива, поощрение за достигнутые успехи, личный пример сотрудников, критику нерадивых; аттестация; взаимное обсуждение на собрании бригад, звеньев; средства наглядности (высказывания и афоризмы по самовоспитанию; примерные программы и планы, способы самоконтроля) и др.

Таким образом, сотрудникам органов и учреждений, осуществляющим исполнение наказаний, необходимо иметь представление о том, какими качествами обладает современный осужденный, что именно подлежит психологической и педагогической коррекции с целью обеспечения законопослушного поведения. Сотрудники ИУ, в том числе и ВК, должны также представлять те субъективные (личностные) факторы, которые мешают ресоциализации и приводят к рецидивоопасному криминальному поведению.

Современная уголовно-исполнительная политика направлена на смягчение кары и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание гуманной среды отбывания наказания.

Главными задачами являются – повышение эффективности исправительного воздействия на осужденных, оказание им психологической помощи, рациональное использование человеческого фактора при работе с персоналом, оптимизация отношений между осужденными и личным составом.


Вопросы и задания для самопроверки

    1. Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность? Какие – как личность? Приведите примеры.

    2. Назовите индивидуально-психологические свойства осужденных.

    3. Опишите социально-демографические свойства осужденных.

    4. Дайте уголовно-правовую характеристику осужденных.

    5. Какие изменения произошли в личности осужденных за последние годы? Каковы личностные особенности современного осужденного? Как, учитывая произошедшие личностные изменения, строить работу с различными категориями осужденных?

    6. В каких случаях осужденные выступают не только как объект, но и субъект педагогического взаимодействия?

    7. Каковы пути организации самовоспитания осужденных в местах лишения свободы?

    8. Какие высказывания и афоризмы по самовоспитанию осужденных вы бы включили для оформления стенда в отряде?


Литература

      1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544.

      2. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.

      3. Бобылева И.Ю. и др. Характеристика мужчин, отбывающих наказание в ИТК. М.: ВНИИ МВД СССР, 1992.

      4. Михлин А.С. Общая характеристика осужденных. М.: ВНИИ МВД РФ, 1991.

      5. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда, 2012.

      6. Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования.М., 1979.

      7. Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Личность преступника // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. Ред. проф. А.М. Столяренко. М, 2003.

      8. Характеристика осужденных к лишению свободы / Под ред. А.С. Михлина. М., 2001.

      9. Характеристика личности осужденного (социально-психологический портрет): Учеб.-метод. пособ. М., 2004.

      10. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Рязань, 2001.

      11. Бовин Б.Г. и др. Социология и психология осужденных в местах лишения свободы: учеб. Пособие. М., 2005.

      12. Опарев Г.И. Самовоспитание осужденных в ИТУ. М., 1992.

      13. Психолого-криминологическая диагностика личности осужденного и социально-психологическое сопровождение исполнения уголовного наказания: Мат. междунар. науч.-практ. семинара / Под ред. С.Д. Хачатуряна и др. Владимир, 2005.




2.1. КОЛЛЕКТИВ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Многолетней педагогической практикой подтверждено, что важнейшим средством воспитания личности является коллектив. Нахождение человека в коллективе – это нахождение в максимально благоприятной для него социально-психологической микросреде.

Большой вклад в развитие теории и практики коллектива как воспитательного средства внес педагог-новатор А.С. Макаренко, выдвинувший термин «воспитательный коллектив» и определивший его как педагогически целесообразно организованный коллектив. Коллектив играет огромную роль в развитии человеческой личности.

Эффективность процесса исправления осужденных во многом зависит от коллектива сотрудников исправительного учреждения, который представляет собой объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность в государственном учреждении согласно функциональным обязанностям.
1. Понятие коллектива сотрудников исправительного учреждения

Личность формируется и развивается под воздействием различных общностей, в которые она попадает, то есть групп. Группа – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу людей, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и интересы.

К числу таких групп можно отнести семью, группу детсада, школьный класс, кружок, спортивную секцию, учебную группу, трудовую группу, группу осужденных.

Группа осужденных по своей структуре является сложной социальной системой, отличающейся разнотипностью входящих в нее личностей и спецификой объединяющих их связей. По отношению к каждому осужденному эта группа выступает как инструмент воспитания, но в то же время каждый осужденный занимает в ней определенное место и влияет на ее развитие. Высшей формой развития групп является коллектив.

Вопросы воспитания коллективности нашли отражение в трудах В.М. Бехтерева, А.С. Макаренко и др. Коллектив как целостное объединение выделяется в работах Т.В. Конниковой, Л.И. Новиковой и др., где отмечено, что наиболее существенным видом взаимодействия является коллективизм.

Содержательными компонентами коллективизма являются: взаимопомощь, инициативность, ответственность, дисциплина. Они лежат в основе коллектива и составляют его сущность, которая заключается именно в коллективизме как проявлении единения, доброжелательности, эмпатии.


Коллектив (от лат. – «собирательный») – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающая более высокого уровня развития, чем простая группа.

Признаки коллектива:

  • наличие общей цели, полезной для общества;

  • совместная деятельность по реализации этой цели;

  • наличие определенной организационной структуры, органов управления и самоуправления;

  • наличие отношений, сущность которых заключается в сотрудничестве и взаимопомощи при сознательном взаимном стремлении всех к достижению поставленных целей.

Закономерности формирования коллектива:

  • соответствие отношений и жизнедеятельности социальной природе общества;

  • систематичность ориентирования коллектива на высокую организованность, дисциплину и порядок;

  • глубокое осознание и внутреннее признание членами коллектива его целей и основных задач;

  • гармония общественных и личных интересов;

  • зависимость зрелости коллектива от соотношения сложившихся в нем положительных и отрицательных взаимоотношений;

  • непрерывное расширение связей между коллективами.

Коллектив сотрудников исправительного учреждения – объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность в государственном учреждении согласно их функциональным обязанностям.

По мнению В.М. Литвишкова, коллектив сотрудников ИУ обладает следующими особенностями:

1. Ярко выраженной воспитательной целью деятельности, когда один и тот же коллектив призван обеспечивать исполнение уголовного наказания так, чтобы оно не только являлось карой за совершенное преступление, но и исправляло осужденных. Достижение такой цели требует от сотрудников, не являющихся воспитателями, участия в педагогическом процессе (каждый сотрудник – воспитатель), но вместе с тем таит опасность превращения воспитателей в администраторов.

2. Разнородностью его состава, поскольку в ИУ работает много людей, занятых в различных службах, на производстве, в школе и профучилище, которые различаются по возрасту, специальности, уровню подготовленности и т.п. Для сплочения их в коллектив воспитателей необходима большая работа, обучение основам психологии и педагогики, уголовно-исполнительного права, методике работы с осужденными. Нужна и морально-психологическая подготовка сотрудников ИУ к выполнению воспитательных функций.