Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1880

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



При этом необходимо заблаговременно оговорить условия, на которых бу­дет осуществляться такое взаимодействие. Требование целенаправленности со­стоит в том, что взаимодействие учреждений УИС с общественностью должно быть ориентировано, прежде всего, на достижение целей наказания, т.е. исправ­ление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, а пла­нируемые совместные мероприятия - иметь воспитательное значение. Эпизоди­ческое (разовое) взаимодействие может осуществляться путем приглашения в ИУ для выступления перед осужденными представителей РПЦ.

Рекомендуется содействовать религиозным объединениям в создании усло­вий для общегуманитарного воздействия на осужденных, воспитательной рабо- ты и миссионерской деятельности. Осужденным должно быть предоставлено право свободно выбора между религиозным и атеистическим мировоззрением, задача же сотрудников исправительного учреждения - умело отбирать и ис­пользовать в работе все конструктивное, что могло бы принести пользу в ис­правлении правонарушителей.

В рамках взаимодействия УИС и РПЦ могут быть реализованы различные воспитательные программы:

а) религиозные (культовые мероприятия, духовные уроки, материальная помощь);

б) культурные (концертная деятельность, создание поддержки творческих групп в ИУ, проведении лекториев, выставок, встреч с известными людьми и т.д.);

в) образовательные (организация учебных групп, обучение профессиональ­ным навыкам, работа с учебными заведениями, организация факультативных занятий, чтение лекций, материальное обеспечение учебного процесса);

г) реабилитационно-профилактические (профилактика преступлений, рабо­та с родственниками осужденных, создание реабилитационных групп осужден­ных и Центров социальной реабилитации).

д) программы социальной помощи (координация спонсорской поддержки, приобретение оборудования, бытовой техники и других материальных ценно­стей на собранные денежные средства, сбор поступлений от граждан, работа с особыми категориями осужденных);

е) программы средств массовой информации (кабельное телевидение, ко- лонийская газета, связь с внешними СМИ).

В исправительных учреждениях ряда регионов созданы и действуют вос­кресные школы, библейские курсы и иные формы обучения осужденных рели­гиозным предписаниям.

Формы взаимодействия:

  • просветительские беседы;

  • работа воскресной школы;

  • помощь в строительстве храмов и оборудовании молельных комнат;

  • обеспечение религиозной литературой, в том числе и по истории рели­гии в Российском государстве и др.


Контакты с представителями религиозных объединений позволяют осуж­денным понять каково общественное мнение в отношении их личности и пове­дения, как изменяется общественное мнение при изменении их поведения. Осо­бенность этого воспитательного воздействия состоит в том, что она может одобрять или осуждать то или иное действие, поведение осужденного.

Достижение главной цели исполнения наказания - исправления осужден­ных - является важной государственной задачей, а участие Русской Православ­ной Церкви является критерием эффективности преобразований в уголовно­исполнительной системе.
3. Правовая регламентация и основные направления участия общественности в исправлении осужденных

В последнее время создаются необходимые организационно-правовые предпосылки для активной деятельности общественных и благотворительных организаций. Приняты важнейшие документы, регулирующие их деятельность:

  • Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.);

  • Конституция Российской Федерации (1993 г.);

  • Гражданский кодекс РФ (1995 г.);

  • Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), определяющие, что «в обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами, общественные организации следует привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведения в целях возвращения заключенных к жизни в обществе» (ст. 61);

  • Федеральный закон Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1999 г.). Его нормы закона позволяют расширить правовые рамки привлечения различных представителей общественности к процессу исправления осужденных, оказания им социальной поддержки, материальной помощи. Так, в соответствии со ст. 3 закона целью благотворительной деятельности является социальная поддержка и защита граждан, в том числе улучшение материального положения и социальная реабилитация лиц, которые в силу различных обстоятельств не способны в полной мере реализовать свои права и законные интересы;

  • Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (1995 г.);

  • Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995 г.);

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (1997 г.), не использующий в отличие от прежнего Исправительно-трудового кодекса РСФСР понятие «общественность». Так, в ст. 23 УИК РФ установлено понятие «общественные объединения», а в ч. 2 ст. 9 – «общественное воздействие».


При этом если ранее в основу работы был заложен, как правило, административный подход, то в настоящее время действует сугубо добровольный принцип. Поэтому сотрудникам ИУ самим необходимо прилагать усилия для привлечения общественности к работе, находить для этого соответствующие стимулы.

Другими словами, наряду с использованием возможностей добровольного и бескорыстного участия отдельных представителей общественности в работе с осужденными, администрации колоний в современных условиях рыночных отношений следует тщательно продумать вопрос о том, кого и чем конкретно она может заинтересовать и привлечь к работе. Интересы при этом могут быть самые разнообразные.

В УИК РФ содержатся правила организации данных объединений в условиях исправительных учреждениях. Представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, только по специальному разрешению.

Исследование показало, что в качестве основной причины недостаточного взаимодействия с общественными объединениями каждый третий сотрудник отметил отсутствие заинтересованности и внимания к проблемам ИУ со стороны местных органов исполнительной власти. Отвечая на вопрос, в каких формах необходимо осуществлять взаимодействие, сотрудники УИС назвали разработку совместно с органами исполнительной власти целевых программ совершенствования материально-технической базы учреждения (86,9%); оказание помощи в организации учебно-воспитательного процесса (82%); помощь в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых (77,5%); содействие в социальной защите сотрудников УИС, то есть в предоставлении льгот по ЖКХ, обеспечении жильем, льготными путевками, улучшении медицинского обслуживания, организации досуга детей, обеспечении социальных гарантий и т.д. (76,8%); помощь в развитии производства, в частности, в заключении договоров на выпускаемую продукцию, в ее рекламе, освобождении производства от налогов или их снижении, предоставлении выгодных кредитов, снижении тарифов на энергоносители, обеспечении приоритета на выпуск продукции для нужд региона и т.д. (69,5%).

В последние годы традиционные формы деятельности общественных объединений значительно ослабли. Новый УИК РФ признал утратившим силу Положение о наблюдательных комиссиях (1997 г.) – они ныне не существуют. На сегодня ст. 23 УИК РФ «Содействие общественных организаций в работе учреждений и органов, исполняющих наказание» устанавливает, что общественные объединения оказывают содействие и принимают участие в работе учреждений и органов, исполняющих наказание, и предусматривает два направления для этого:


1. Содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказание, которое заключается в привлечении средств для оказания помощи в решении вопросов воспитательного процесса: психологического воздействия на осужденных, индивидуального шефства над трудновоспитуемыми осужденными и др.

2. Участие в работе учреждений и органов, исполняющих наказание.

Существуют формы участия родственников и их комитетов в исправлении осужденных:

  • пропаганда законопослушного поведения, здорового образа жизни;

  • оказание помощи в получении общего и профессионального образования;

  • правовая подготовка;

  • юридическое консультирование;

  • создание новых рабочих мест;

  • помощь в организации досуга;

  • помощь в работе психологической службы;

  • помощь в трудовом и жилищно-бытовом устройстве лиц, освобожденных от наказания;

  • осуществление иной благотворительной деятельности.

В ходе реализации уставных целей организации сложились следующие основные направления деятельности:

1. Гуманитарно-просветительская работа, включающая проведение бесед, лекций, авторских вечеров, концертов, встреч и др.

Так, в ряде ВК, например, реализуется форма закрепления шефов – студентов из педагогических, юридических, медицинских учебных заведений, курсантов военных училищ – за отрядами осужденных. Представители общественности в данном случае видят пользу от такого участия, во-первых, в обмене опытом с сотрудниками ВК (особенно с учителями общеобразовательных школ), в организации учебно-воспитательной и методической работы и, во-вторых, в возможности осуществления общения студентов, курсантов (будущих педагогов, юристов, медицинских работников и офицеров) с весьма сложной категорией населения – педагогически запущенными подростками, многие из которых имеют психические отклонения и иные болезненные проявления.

Весьма важным и реально выполнимым направлением содействия общественности работе ВК является оказание помощи в повышении квалификации, педагогического мастерства сотрудников этих учреждений. К данной работе могут успешно привлекаться преподаватели высших учебных заведений, работники юридических служб, правозащитных и благотворительных организаций.

2. Оказание благотворительной помощи. В создавшихся экономических условиях учреждения УИС испытывают острый дефицит финансовых и материальных средств. Отлаженный процесс взаимодействия ИУ с различными органами и общественными формированиями помогает в какой-то мере решить эту проблему.


Получение гуманитарной помощи и финансовой поддержки как от местных органов власти, так и от зарубежных благотворительных организаций помогает учреждениям УИС в решении вопросов финансирования. Например, в Вологодской области в учреждении ОЕ-256/10 при поддержке благотворительного фонда из Финляндии был обустроен стоматологический кабинет с новейшим оборудованием.

3. Помощь в размещении производственных заказов.

Ведется работа по изысканию инвесторов для организации производства в ИУ, открываются реабилитационные центры для освобожденных осужденных.

Путем заключения многочисленных долгосрочных договоров с различными предприятиями, организациями и учреждениями города и области, а также с общественными объединениями пошла и администрация Новосибирской ВК (ГУИН Минюста России по Новосибирской области), в результате чего фирма «Пэйч» благодаря помощи городского департамента социальной политики, в течение года безвозмездно поставила колонии 49 т продовольствия, а общественный фонд «Сибирский» передал учреждению новые учебники и письменные принадлежности, что позволило полностью укомплектовать учебно-методический кабинет школы.
Вопросы и задания для самопроверки

  1. Дайте педагогическую характеристику основных направлений и форм участия общественности в исправлении осужденных.

  2. Какова правовая база, регулирующая участие общественности в исправлении осужденных?

  3. Назовите направления взаимодействия учреждений УИС с общественностью.

  4. Какие задачи решают благотворительные, общественные организации (объединения) в процессе оказания помощи исправительным учреждениям?

  5. Какова роль общественных организаций в исправлении осужденных?

  6. Какова роль родственников в исправлении осужденных?

  7. Перечислите формы взаимодействия пенитенциарных учреждений тс религиозными объединениями.

  8. Приведите примеры положительного взаимодействия учреждений уголовно-исполнительной системы и общественности в исправлении осужденных.


Литература

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997.

  2. Приказ Минюста РФ № 259 от 30.12. 2005 г. «Об утверждении положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний».

  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544.

  4. Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. – Рязань, 2010.

  5. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

  6. Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. – М., 2006.

  7. Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М., 2004.

  8. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993.

  9. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.

  10. Взаимодействие УИС с общественностью в нравственно-эстетическом воспитании осужденных: Материалы межрегионального научн.-практ. семинара / Под общ. ред. Э.В. Зауторовой. Вологда, 2007.