Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1923

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.






РАЗДЕЛ 3

Средства исправления, методы и формы воспитания осужденных





    1. СИСТЕМА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Средствам воспитания как особой категории науки до последнего времени уделялось значительно меньше внимания, чем, например, принципам, методам, формам воспитательного воздействия. Однако в последние десятилетия ученые-педагоги все чаще предпринимают попытки раскрыть сущность средств воспитания, осветить их особенности. Так, внимание этому понятию уделено в учебных пособиях В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, И.П. Пидкасистого, В.И. Журавлева, Н.Е. Щурковой и др. Повышение интереса к средствам воспитательного воздействия обусловлено изменением потребностей практики воспитательной работы.

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач.

Одним изпринципов, определяющих содержание и направленность исправительного процесса, является соответствие средств, форм и методов воздействия на осужденных требованиям гуманизма, нравственности.
1. Понятие системы основных средств исправления осужденных

Для достижения цели в своей деятельности человек использует определенные средства, при помощи которых он быстрее и эффективнее получает желаемый результат.Средство есть все то, что используется для достижения цели.

Педагогические средства – это 1) в узком смысле материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития личности; 2) в широком смысле воспитательный процесс, организованный в соответствии с педагогической целью.

Система основных средств воспитательного воздействия на осужденных складывалась в течение многих десятилетий. Согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ к основным средствам исправления осужденных относятся:

  • режим – установленный порядок исполнения и отбывания наказания;

  • воспитательная работа;

  • общественно-полезный труд;

  • обучение в школе;

  • профессиональная подготовка;

  • меры общественного воздействия.


Указанные средства являются основными по трем причинам:

1. Данная система средств наиболее полно отражает связь между категориями «цель» и «средство», поскольку гуманной цели соответствуют гуманные средства, направленные не на подавление, деградацию личности, а на ее исправление, развитие.

Логическое обоснование соотношения категорий «цель», «средство», «объект» дал Г. Гегель в учении о понятии. Он показал, что средство и цель в любом суждении связаны между собой и между ними не может быть ничего третьего, что через средство цель смыкает себя с объективностью, а в этой последней – с самой собой, таким образом, средство есть средний термин умозаключения.

2. В указанных средствах реализуются основные виды деятельности, благодаря которым формируется личность (трудовая, познавательная, ценностно-ориентированная, общественная, коммуникативная, художественная).

В отечественной педагогике К.Д. Ушинский первым высказал мнение о деятельности как средстве. В качестве средств, оказывающих влияние на сознание, чувства и поведение воспитанников, он назвал учение и труд. К тому же К.Д. Ушинский подчеркивал, что, кроме работы и учения, сама жизнь человека, его отношение к людям являются средствами воспитания.

3. В указанных средствах реализуются основные направления воспитательного процесса, сформулированные в ст. 110 УИК РФ.

Помимо основных в процессе воспитательного воздействия используются и иные средства исправления. Например, развитие полезной инициативы, воспитательное воздействие со стороны общественности, а также рациональное применение мер поощрения и взыскания (А.А. Рябинин). К дополнительным средствам исправительного воздействия можно отнести среду групп осужденных, быт и жизнь общества (включая жизнь родственников, близких), протекающую за стенами учреждения, связи с которой нельзя терять при работе с осужденными, поддерживая интерес к ней и используя его для воспитания правопослушности.

Перечисленные средства исправления связаны между собой и составляют определенную систему. И каждое средство в свою очередь занимает свое место в целостной системе.

Все средства должны быть воспитательными. Никакое средство, какое бы мы ни взяли, не может быть ни хорошим, ни плохим, если рассматривать его отдельно от других средств, от целой системы воздействия (А.С. Макаренко).

Ни одно из средств исправления не проявляет себя автоматически как подлинно педагогическое. Средства исправления становятся таковыми лишь при их педагогизации, когда они усилиями сотрудников и иных категорий работников ИУ, и если не всеми, то большинством осужденных превращаются в педагогически исправляющий режим, педагогически исправляющий труд, педагогически правильно построенную воспитательную работу, воспитывающее общее и профессиональное обучение, воспитывающую среду групп осужденных, воспитывающую организацию быта и др.


Соотношение и значение средств воспитательного воздействия на осужденных в различных видах ИУ неодинаково. Оно обусловлено практической реализацией в ИУ принципов дифференциации и индивидуализации назначения и исполнения уголовных наказаний.

Процесс реформирования УИС означает строгое и неуклонное соблюдение установленных законом общих для всех осужденных требований и вместе с тем дифференцированное, дозированное применение к конкретным лицам средств и методов исправительного воздействия.
2. Правовая регламентация средств исправления осужденных

Основные средства исправления осужденных по-разному регулируются нормами права. Наиболее детальному регулированию подвергается такое из них, как режим исполнения и отбывания наказания. Условия и организация труда, проведение воспитательной работы также имеют правовые ограничения.

Режим регламентируют следующие документы:

1) УИК РФ (ст. 82–86 гл. 12);

2) Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;

3) Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205.

Труд в УИС регламентируется положениями:

1) Конституции Российской Федерации (ст. 34, 37);

2) УИК РФ (ст. 103–107 гл. 14);

3) Трудового кодекса Российской Федерации (2001 г.);

4) Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;

Воспитательная работа в ИУ регламентируется:

1) УИК РФ (ст. 109–119 гл. 15);

2) Приказом МВД России от 31 мая 1993 г. № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора»;

3) Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;

4) Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.

Содержание общеобразовательного и профессионального обучения определено:

1) Конституцией Российской Федерации (ст. 43);

2) Законом «Об образовании»;

3) УИК РФ (ст. 108, 112);

4) Приказом Минюста и Минобразования России от 27 марта 2006 г. № 63/170 «Об утверждении Положения в порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, в исправительных колониях и тюрьмах УИС».


Характер общественного воздействия регламентирован:

1)УИК РФ (ст. 19, 23, 24);

2) соглашением о сотрудничестве Русской православной церкви и УИС Минюстом России от 21 декабря1999 г.

3) Федеральным законом Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
3. Педагогическая характеристика основных средств

исправления осужденных

Режим как средство воспитательного воздействия

первое, с чем непременно сталкиваются осужденные по прибытии в исправительное учреждение, – это определенный порядок и условия жизни, быта, поведения и общения людей в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания – режим исправительного учреждения.

Обобщая свой опыт, А.С. Макаренко в «Методике организации воспитательного процесса» раскрывает понятие режима, называет признаки, какими он должен обладать, чтобы быть средством, «при помощи которого коллектив организует внешние рамки поведения, предоставляя каждому воспитаннику возможность наполнить эти рамки внутренним содержанием».

Основополагающий принцип психолого-педагогического подхода к режиму в исправительных учреждениях сформулирован следующим образом: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему.

Определяя режим, А.С. Макаренко выделял его признаки:

  1. Целесообразность. Режимные нормы и соответствующие ограничения не будут обладать нужной мотивирующей силой, если они не опираются на осознание осужденными их важности и необходимости.

  2. Точность. Социально-психологический процесс формирования позитивной направленности осужденных будет реализовываться режимом в том случае, если все его установления исполняются без каких-либо исключений и послаблений, а лица, пренебрегающие ими, обязательно привлекаются к ответственности.

  3. Общность. Режим является обязательным для всех без исключения. Только при этом условии режимные нормы могут выполнять психологически важную функцию формирования гражданственности, высокой нравственности. Отступление от правил общности всегда приводит к созданию в учреждении особых групп, для которых режим необязателен.

  4. Определенность. По мнению А.С. Макаренко, режим может сохраняться, если он не обоснован, не регламентирован точными правилами и распределением ответственности; режимные требования не должны допускать существенных противоречий, а если они и возникают, то должны разрешаться в каждом отдельном случае по усмотрению коллектива.