Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1901

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.


Таким образом, А.С. Макаренко видел в режиме большую психологическую силу, которая должна создавать в исправительном учреждении нужный морально-психологический климат и противодействовать различным отклонениям в поведении личности и коллектива. При этом А.С. Макаренко не рассматривал режим как объект слепого поклонения, сам по себе наделенный сверхъестественной силой. Он считал, что режим «работает» на цели исправления личности, если он не выступает в форме подавления личности, ее воли и стремлений, не угнетает личность, не делает ее покорной власти. Попытки же рассматривать режим как метод подавления личности посредством страха, причинения страданий личности в целях достижения какого-то благополучия чисто внешнего характера встретили со стороны А.С. Макаренко справедливое сопротивление.

Известный пенитенциарист Н.А. Стручков рассматривает режим как средство, имеющее комплексное назначение. Он отмечает, что «если режим толковать широко, то он охватывает буквально всю жизнь ИУ, включая труд осужденных и воспитательную работу с ними».

Режим как определенный порядок, или уклад, обеспечивает стабильность условий жизни и деятельности осужденных, способствует возникновению положительных традиций, скрепляющих систему общения осужденных с администрацией и друг с другом.

Психологическое содержание понятия «режим» несколько шире юридического и включает организацию всей жизни осужденного в исправительном учреждении. Вообще понятие «режим» имеет три толкования:

  • режим функционирования системы (охватывает всю деятельность исправительного учреждения, в том числе и сотрудников);

  • установленный порядок, распорядок жизнедеятельности определенных лиц;

  • система предписаний и ограничений. В этом более узком смысле режим иногда понимается как юридический термин.

Рассмотрим основные функции режима. В рамках данной дисциплины нас интересует, в какой мере режим имеет воспитательное значение и влияет на исправление осужденных.

В первую очередь режим выполняет обеспечивающую функцию. В данном случае он рассматривается как средство, при помощи которого организуются в основном внешние рамки поведения человека.

Карательная функция выражается в лишении человека определенных благ, ограничении удовлетворения ряда потребностей. Ограничения распространяются на труд, быт, питание, общение с родными, пользование предметами культурного назначения, свободу передвижения и др. Ограничения, вводимые в жизнь осужденных, обусловлены, с одной стороны, оказанием на них карательного воздействия, а с другой – потребностью воспитательного воздействия, то есть приучением к законопослушному поведению, соблюдению распорядка дня, дисциплины, норм вежливости, опрятности и т.д. Однако строгая регламентация жизни и деятельности человека может привести к формированию таких качеств личности, как иждивенчество, безынициативность, приспособленчество.


Воспитательная функция режима состоит в том, что он способствует более эффективному разрушению тех стереотипов поведения, на которых были основаны отрицательные взгляды, установки, привычки, приведшие человека к преступлению. Режим формирует привычки и навыки нравственного поведения, способствует разрушению отрицательных и формированию положительных психических образований, определяющих законопослушное поведение человека.

Таким образом, правильно и педагогически грамотно организованный режим способен воспитывать такие качества личности, как дисциплинированность, чувство ответственности, долга, воля, выдержка, психическая готовность к закрытому пространству, вырабатывать установку на соблюдение общепринятых правил поведения, выполнение возложенных обязанностей.

Прогрессивная система отбывания наказаний предусматривает изменение условий содержания и системы ограничений в зависимости от поведения и степени исправленности осужденного.

Воспитательная работа как средство исправления осужденных

Воспитательная работа пронизывает практически всю жизнедеятельность осужденных в ИУ и является основным системообразующим элементом в организации педагогического процесса.

Субъектами воспитательной работы являются воспитательный отдел и начальник отряда. Они выполняют все функции по планированию, организации, выполнению, контролю и корректировке данной работы. Иными словами, воспитательную работу можно определить как профессиональную деятельность педагога, или воспитателя.

Раскрывая понятие исправления осужденных, данное в ст. 9, УИК РФ детально регламентирует содержание воспитательной работы и основные формы и методы ее осуществления в исправительных учреждениях. В ст. 109 УИК РФ определяется, что воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование в них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Нормы, регулирующие воспитательную работу с осужденными, носят поощрительный, стимулирующий характер. Например, в ч. 2 ст. 109 кодекса указано, что участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. При этом осужденные добровольно принимают участие в воспитательных мероприятиях. Вместе с тем в воспитательных целях закон предусматривает возможность проведения таких мероприятий, участие в которых для осужденных является обязательным.



В законе закреплен принцип дифференциации и индивидуализации воспитательного воздействия: воспитательная работа должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных, а также обстоятельств, вызвавших совершение ими преступлений.

В ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве предусматривалось проведение с осужденными политико-воспитательной работы, основными формами которой являлись: трудовое соревнование, разъяснение законодательства, агитационная, пропагандистская, культурно-массовая, физкультурно-спортивная и индивидуальная работа. В ныне действующем уголовно-исполнительном законодательстве такого разделения нет. Называются лишь виды направления воспитания.

Воспитательная работа включает:

  • организацию массово-воспитательных мероприятий;

  • работу с отдельными группами и категориями осужденных;

  • индивидуальную работу;

  • взаимодействие с другими воспитателями;

  • привлечение общественности к процессу воспитания;

  • организацию нормального психологического климата в среде осужденных.

Все направления воспитательной работы осуществляются через проведение лекций, бесед, диспутов, тематических вечеров, спортивных состязаний, собраний, заседаний самодеятельных организаций, аттестации.

Общественно полезный труд как средство исправления осужденных

Согласно положениям отечественной психологии трудовая деятельность человека является ведущей. Это указывает на то, что вид трудовой деятельности во многом обусловливает социальный статус человека, сферу и содержание его общения, принадлежность к устойчивым социальным группам, определяет круг его интересов, убеждений и представлений о жизни, особенности развития личности, формирует образ жизни.

Труд – это профессиональная деятельность, развивающая специальные способности и облагораживающая духовный мир человека. Известный отечественный психолог и педагог И.Д. Ушинский отмечает, что человек не может жить без деятельности, активности, при этом он подчеркивает, что, если человек не может проявить полезную деятельность, он прибегает к тем видам деятельность, которые позволяют лишь убить время.

Содержательный, творческий труд является условием не только материального, но и духовного взаимообмена между людьми (Н.Ф. Наумова).

При организации труда осужденных должны реализовываться следующие основные функции: удовлетворение потребности в физической активности и поддержании здоровья, материальный и духовный взаимообмен, развитие общих и специальных способностей, достижение жизненных целей; организация времени и жизни, самовыражение и самоутверждение в труде.


Неслучайно труд относится к одному из средств исправления осужденных. В процессе труда осуществляется социализация личности – освоение опыта по поддержанию, формированию и использованию материальных и духовных благ общества.

Исправительные учреждения современного типа предполагают включение осужденных в производительный коллективный труд. Каждый работает по избранной специальности или овладевает ею в процессе профессионального обучения в специальных учебных заведениях при исправительных учреждениях. Статья 103 УИК РФ указывает, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения. Администрация исправительных учреждений в свою очередь должна привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

Труд может нести в себе воспитывающие, развивающие начала в том случае, если личность проявляет непосредственный интерес как к процессу, так и к результатам труда.

Выделяют три функции труда: воспитательную, экономическую, оздоровительную.

Воспитательная функция присуща труду в том случае, когда он рассматривается как средство совершенствования нравственного облика осужденных, а его свойства – как средства нравственного воспитания. Во время труда формируются такие нравственные качества, как трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к труду, потребность в ведении трудового образа жизни, уважение к государственному и личному имуществу, товарищеская взаимопомощь, уважение к личности и понимание ее ценности, дисциплинированность и т.д.

Экономическая функция труда выражается в возможности обеспечения нормального функционирования ИУ, в возмещении затрат на свое содержание, в возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, в удовлетворении потребности осужденных помогать семьям, накапливать необходимые средства для устройства после отбытия наказания.

Экономическая цель труда предполагает его обязательную оплату.

Труд – биологическая потребность всякого нормального человека. Оздоровительная функция сама по себе присуща труду. Согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ при привлечении осужденных к труду необходимо учитывать их пол, возраст и состояние здоровья.

Труд, будучи естественным и необходимым условием существования человеческого общества, выступает как общественное явление, так как в процессе труда люди вступают друг с другом и с обществом в различные отношения. Кроме того, труд обладает такими качествами, как постоянство, систематичность. Он может быть использован для изучения личности и для проверки эффективности воспитательного процесса.


Эффективность трудовой деятельности индивида зависит от ряда факторов:

а) осознания исполнителем социальной значимости результатов труда для общества;

б) реальной оценки конкретными людьми изготовленной продукции (пользуется спросом, вызывает эстетическое наслаждение и т.д.);

в) наличия рекламы и пропаганды конкретного вида труда и его результатов в средствах массовой информации;

г) наличия морального и материального стимулирования.

В свое время А.С. Макаренко высказал идею о том, что труд без образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом.

Труд предполагает расширение практического и теоретического кругозора человека.

Общее и профессиональное обучение осужденных

Общему и профессиональному образованию лиц, совершивших преступление, уделялось значительное внимание еще в тюрьмах послереволюционной России. В первые годы советской власти общее и профессиональное обучение заключенных было закреплено рядом нормативных актов, а в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1924 г. обучение рассматривалось как мера исправительно-трудового воздействия на осужденных. В п. 1. ст. 112 УИК РФ устанавливается обязательное предоставление основного общего образования осужденным, не достигшим возраста 30 лет.

Обучаясь, человек усваивает не только профессиональные и специальные знания, навыки и умения, но и социальный опыт, вырабатывает свои взгляды, убеждения, активную жизненную позицию, повышает уровень общей и профессиональной подготовки, правовой культуры.

Общеобразовательные школы и профессиональные училища при исправительных учреждениях обязаны давать учащимся теоретические знания о природе и обществе, формировать профессиональные навыки и умения, положительные привычки, убеждения, нравственно-психологический климат, правильные взаимоотношения между администрацией и осужденными. Кроме того, надо отметить, что учителя общеобразовательных школ и преподаватели ПУ обладают большими возможностями для проникновения во внутренний мир правонарушителей. Это обусловлено тем, что осужденные не рассматривают их как непосредственных носителей режимных требований и поэтому гораздо больше проявляют к ним расположение. Учитывая это обстоятельство, педагоги всесторонне и глубоко изучают особенности проявлений психики осужденных в различных видах учебной деятельности, определяют систему знаний, которую может усвоить осужденный.