Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1862

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Обучение осужденных в общеобразовательной школе и ПУ при исправительном учреждении должно строиться на основе личностного подхода, требующего учета индивидуальных психологических различий учащихся при организации учебного процесса. На качество усвоения осужденным знаний влияют его интересы, мотивы, потребности, уровень развития мышления и памяти. Так, у лиц, обучающихся в ПУ престижным профессиям, приобретение знаний сочетается с профессиональным интересом, что повышает их активность в учебном процессе.

Усвоение знаний – процесс, начинающийся с первоначального ознакомления с учебным материалом, его осмысления, запоминания. В результате усвоения учащийся может объяснить учебный материал, связать его с прошлым и применить на практике.

Процесс обучения выполняет комплекс функций:

  • образовательную (формирование навыков умственной деятельности, предоставление знаний из различных областей науки и др.);

  • воспитательную (способствует искоренению или нейтрализации негативных и формированию положительных потребностей, интересов, установок, позитивных мотивов общественно полезной деятельности;

  • развивающую (развивает познавательный интерес, расширяет кругозор и др.).

Повышение образовательного уровня имеет большое значение для регуляции и саморегуляции поведения осужденных, что очень важно для их исправления.

Общественное воздействие как средство

исправления осужденных

Важным средством исправления является общественное воздействие. Однако сложность социально-экономической ситуации в стране привела к некоторому разрушению существовавших ранее связей воспитательных колоний с общественными организациями, коллективами трудовых предприятий и т.п., что негативно влияет на налаживание социально полезных связей осужденных.

Какие общественные организации и объединения помогают воспитательному процессу? Рассмотрим функции общественного воздействия:

  • контрольная – контроль за исполнением наказания и законным отношением к осужденным;

  • развивающая (способствует процессу социализации, формированию гражданской позиции, развитию способностей осужденных);

  • воспитательная (способствует зарождению самоконтроля, развитию выдержки, воли, воспитывает ответственность, чувство патриотизма, законопослушность, уверенность в завтрашнем дне).

Важно использовать и общественную силу коллектива осужденных. «В жизни людей, и особенно детей и юношей, одним из важных стимулов поведения является общественное мнение. Нередки случаи, когда люди предпочитают отказ от любых личных удовольствий, лишь бы не получить осуждения или, наоборот, получить одобрение своих товарищей…. Общественное мнение – это не только средство, ограничивающее возможность плохого поведения того или иного воспитанника, но и регулирующее и организующее начало всего поведения и жизни людей», – утверждал А.С. Макаренко.


Таким образом, максимальное использование педагогического, воспитывающего потенциала основных средств исправления будет приводить к внутреннему изменению личности осужденных, способствовать эффективности исправительного процесса.
Вопросы и задания для самоподготовки

  1. Дайте определение понятий: «педагогические средства», «средства исправления осужденных».

  2. Что считал средством воспитания К.Д. Ушинский?

  3. Назовите основные правовые документы, отражающие регламентацию средств воспитательного процесса в местах лишения свободы.

  4. Каковы правовые основы воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях России?

  5. Изобразите в схеме систему основные средств исправления осужденных.

  6. Почему воспитательную работу относят к основным средствам исправления осужденных? Каковы основные направления и формы воспитательной работы?

  7. Какое место общественное воздействие занимает в системе средств исправления осужденных?

  8. Охарактеризуйте общественно полезный труд как средство исправления осужденных.

  9. Дайте характеристику режима как средства воспитательного воздействия на осужденных.

  10. Подготовьте выступление «Стенная печать – средство исправления осужденных».


Литература

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997.

  2. Приказ Минюста РФ № 259 от 30.12. 2005 г. «Об утверждении положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний».

  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544.

  4. Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010.

  5. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

  6. Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006.

  7. Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004.

  8. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993.

  9. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.

  10. Литвишков В.М. Формирование воспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных. Рязань, 1999.

  11. Сизый А.Ф. Основные средства исправления осужденных и их соотношение с мерами исправительного воздействия // Актуальные проблемы теории уголовного права и правоприменительной практики. Красноярск, 1997.

  12. Сборник нормативных документов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными (в помощь начальнику отряда). М.: Права человека, 2000.

  13. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М., 1959. Т.10.



3.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Реформирование российского общества, вызвавшее социально-экономическую напряженность, обусловило массовое недовольство и, как результат, рост правонарушений и преступности. В настоящее время в средствах массовой информации и в научной литературе идут дискуссии об эффективности уголовно-исполнительной системы России, которая призвана исправлять осужденных, формировать у них уважительное отношение к закону, труду, окружающим.

Решение данной проблемы требует комплекса мероприятий, среди которых – законодательное, организационное, техническое совершенствование всей системы. Важная роль принадлежит оптимизации применения методов педагогического воздействия на осужденных. Учитывая многообразие систем методов педагогического воздействия, выработанных наукой, специфику социальной среды и личных качеств заключенных, следует говорить об особенностях методов педагогического воздействия на осужденных.

Цели, закономерности и принципы исправления осужденных сами по себе еще не обеспечивают результатов процесса воспитания. Для их практической реализации необходима организация определенной деятельности, действий, поступков личности, развитие и углубление сферы ее эмоциональных переживаний, формирование воли и сознания. Перед воспитателем в конкретной педагогической практике стоят следующие задачи: сформировать у осужденных определенный подход к жизненным явлениям, мировоззрение; стимулировать потребность и стремление к деятельности, организовать конкретные виды деятельности, то есть добиться диалектического сочетания сознания и деятельности личности как основных условий ее изменения, развития.
1. Понятие и сущность методов воспитания осужденных

Превращение внешних условий жизни и деятельности осужденных во внутренние стимулы их развития и исправления – основное назначение методов воспитания. Говоря о воспитательном методе, А.С. Макаренко подчеркивал необходимость создания такого метода, который был бы общим и единым, но в то же время давал возможность каждой отдельной личности сохранять индивидуальность, развивать свои особенности.

Следуя общефилософскому определению средства как всего того, что ведет к достижению цели, методы воспитания в определенном смысле можно также назвать средствами исправления осужденных. Необходимо различать понятия «средство» и «метод» воспитания осужденных. Отличие их состоит, прежде всего, в том, что в средствах исправления осужденных реализуются основные виды их жизнедеятельности, а методы – это способы непосредственного или опосредованного влияния воспитателей, организаторов педагогического процесса на личность осужденного.


Известный российскийпедагог П.Ф. Каптерев указывал, что метод должен быть сообразен со свойствами человеческой натуры, ее индивидуально-психологическими особенностями. То, что хорошо одному, может нанести вред другому. Метод должен быть настолько гибок, чтобы учесть эти сложности. Педагогу необходимо усвоить метод, сделать его инструментом решения педагогических задач. «Игрок на бильярде выбирает известный кий, который он находит себе «по руке»; мужик старается сделать себе косу «по плечу»; казак прилаживает себе пику, солдат – ружье и т.д. Было бы странно, если бы метод – это духовное орудие педагога – оставался мертвым инструментом в его руках, чуждым его личности.

Указанные в законе средства воспитания носят характер всеобщности, обязательности и довольно подробно регламентированы. Методы воспитания также в определенной степени подвергаются правовой регламентации, однако диапазон их применения достаточно широк, и поэтому нет никакой необходимости (да и возможности) подробно в правовых актах описывать всю систему педагогических методов и приемов воздействия. Это привело бы к обеднению педагогического процесса, к снижению творчества и инициативы воспитателей. Наиболее подробной правовой регламентации подвергаются методы поощрения и наказания, и то нецеликом, а в той их части, которая связана с изменением правового положения осужденных. В остальном применение различных методов с известным ограничением определяется личностью осужденного, а такжемастерством, опытом и авторитетом воспитателя, конкретной педагогической ситуацией.

Метод (от греч. – «путь исследования, теория, учение») – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Методы воспитания – это действия, исходящие от субъекта воспитания и направленные на формирование сознания, чувств, воли и поступков воспитуемых путем включения последних в разнообразные виды деятельности.

Рамки психолого-педагогического воздействия определяются:

  • действующим законодательством;

  • состоянием объекта воздействия;

  • возможностями субъекта воздействия.

Методы воспитания осужденных – это те же методы общей системы воспитания, но применяемые в специфических условиях деятельности исправительных учреждений. Нет ни одного общего метода воспитания, который мы не могли бы применить к осужденному. В то же время не существует каких-либо особых методов, присущих только системе исправления осужденных. Таким образом, различие не в наборе методов и тем более не в их сущности (наказание в любой педагогической системе есть кара, то есть лишение человека возможности удовлетворения каких-либо его потребностей), а в их содержательной стороне, форме выражения, поэтому нет никаких оснований для введения специального термина «методы воспитания осужденных».


Попадая в исправительное учреждение, осужденный вступает в определенную систему социальных связей и зависимостей, пытается определить свое место в новой для него общности, стремится к самоутверждению. В этом процессе большую роль играют чувства. Побудительными мотивами осужденных, имеющими для них негативные последствия, часто бывают те переживания и чувства, которые они испытывают в сложнейших кризисных ситуациях, нередко сопровождающих процесс отбывания наказания. Субъективное представление о своем положении, о взаимоотношениях с другими осужденными и администрацией и связанные с этим переживания определяют внутреннее психическое состояние осужденных, влияют на мотивы их поведения. Потребность самоутверждения, поиск социальной и моральной защищенности, возможностей удовлетворения физиологических и духовных запросов также рождают мотивы, побуждающие к деятельности, к поступкам.

Однако эти мотивы, и особенно мотивы нравственного поведения, у осужденных неустойчивы, часто носят ситуативный характер, а подчас ясно не осознаются. Превращению мотивов в устойчивую систему способствует овладение системой знаний, понятий, ядром которых является понимание общечеловеческих ценностей, чем и предопределяется необходимость применения метода убеждения. В то же время знания усваиваются, превращаются в убеждения, в руководство к действию лишь в сочетании, а вернее, в соотношении с собственным опытом, поэтому в арсенале методов воспитания осужденных одно из центральных мест занимает метод организации поведения.

Таким образом, убеждение, переходящее в организацию поведения осужденных и наоборот, составляет основу педагогического взаимодействия. Эти два метода (или две группы методов и приемов) применяются в воспитательном процессе постоянно. Без них невозможно общение воспитателей и осужденных, с их помощью решаются основные педагогические задачи – формирование потребностей, мотивов, сознания, чувств, воли и поведения воспитуемых. Поэтому эти методы можно назвать основными.

В отличие от них такие методы, как стимулирование положительной и торможение отрицательной активности личности, являются ситуационными. Они сами непосредственно не формируют личность, но активно содействуют этому процессу, ускоряя развитие или, напротив, задерживая формирование нежелательных свойств и качеств, предотвращая нeодобряемое обществом поведение. В отличие от основных названные методы являются своеобразной реакцией воспитателей на те или иные поступки осужденных, а их назначение – стимулировать социально одобряемые поступки и нейтрализовать, предотвращать противоправные деяния осужденных. Вследствие этого их можно назвать