ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1869
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
Каждый метод объединяет целую группу приемов. Прием воспитания понимается как частное выражение метода, актуализирующее его действие в данных конкретных обстоятельствах. Они определяются по принципу общности педагогической задачи и на основе единого подхода к ее решению.
Метод убеждения | объяснение, изложение, разъяснение, переубеждение, наставление, внушение, пример | |
Метод организации поведения | требование, показ, инструктаж, поручение, упражнение | |
Метод коррекции поведения | стимулирование | одобрение, похвала, доверие, поощрение, отмена, наказания, ориентирование на перспективу, подражание, приказ |
торможение | замечание, обсуждение, порицание, осуждение, предупреждение об ответственности, предупреждение о возможном, наказании, критика, наказание |
Приведенный перечень методов и соответствующих им приемов воспитания не должен восприниматься как жесткая, неизменная конструкция. Отдельные приемы могут использоваться в разных методах, а в определенных ситуациях могут получать самостоятельное значение.
Редко на практике можно встретить педагогическую ситуацию, для решения которой достаточно применения одного из методов. Как правило, всегда применяется несколько методов и в различном сочетании. В зависимости от конкретной ситуации на первый план может выступить, например, убеждение, сопровождаемое каким-либо практическим действием, или наказание, сопровождаемое разъяснительной работой по поводу совершенного поступка, или поручение, в котором выражается доверие осужденному со стороны администрации и коллектива.
Готовых рецептов – где, когда и какие методы воспитания применять – нет и быть не может. Все это должен решать сам воспитатель, опираясь на свои знания, опыт и педагогическое мастерство.
2. Методы формирования сознания
и организации поведения осужденных
Часто в воспитательном процессе используется
метод убеждения. Следует различать убеждение как систему определенных взглядов, конкретную позицию человека и метод убеждения как способ доказательства истинности какого-либо положения или точки зрения. Поэтому высказать свою точку зрения – это еще не означает применить метод убеждения. Для его реализации необходимо знать позицию воспитуемого и в соответствии с этим определять выбор способа доказательства, его содержание и методику.
Метод убеждения пронизывает всю систему воспитательной работы. Он может реализовываться как самостоятельно в различных своих приемах и формах (беседах, лекциях, диспутах и т.д.), так и в качестве элемента других методов.
Метод убеждения – это прямое коммуникативное воздействие, в ходе которого происходит сознательное принятие объектом определенной позиции.
Основные требования к использованию метода убеждения:
-
информация, излагаемая объекту, должна быть доступной, соответствовать его социальному опыту; -
смысл для объекта должен соответствовать его потребностям и мотивам, то есть быть социально значимым; -
в меру эмоциональное изложение; -
соблюдение определенной последовательности в изложении и передаче информации.
Kак самостоятельный метод убеждение применяется в виде слова. В данном случае его приемами являются объяснение, изложение, разъяснение, поучение, наставление, внушение.
О силе слова, необходимости умело и осторожно с ним обращаться писал В.А. Сухомлинский. Слово – тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи. Мудрое слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворить, рассеять смятение и повергнуть в уныние, вызвать улыбку и слезы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека.
Чаще всего данный метод применяется в воспитательной работе с осужденными в форме докладов, лекций, политинформаций, бесед и т.д. Эффективность приемов зависит от содержания фактического материала, его объективности, правдивости, актуальности. Нельзя в целях убеждения прибегать к сомнительному, непроверенному материалу, как бы он эффектно ни выглядел. Воспитатель не должен уходить от правдивого и ясного ответа на поставленные вопросы, неискреннему воспитателю осужденные перестанут верить.
Применяя приемы словесного убеждения следует всячески избегать однообразия, особенно нотаций, которые вызывают обычно лишь раздражение.
Сила убеждения состоит не только в содержании высказываний. Страстность и убежденность в своей правоте также поддерживают его действенность, особенно в тех случаях, когда оно исходит от авторитетного для воспитанника лица.
Кроме того, в качестве самостоятельного метода убеждения применяется в виде примера, поступков, действий как своих собственных, так и других лиц.
В примере как приеме педагогического воздействия необходимо выделять содержательную (кто или что является примером, какова ценность данного примера, каковы качества личности, примеру которой надлежит следовать) и эмоциональную (отношение личности к примеру, мотивы такого отношения, влияние примера на эмоции и поведение и т.д.) стороны. Одной из самых распространенных ошибок в применении примера в воспитательной работе является неумение предвидеть, какое воздействие окажет данный прием на чувства осужденных.
В основе данного приема лежит психологический механизм подражания. Путем подражания формируются социально-нравственные цели личного поведения. Подражание сопровождается самостоятельным суждением – основой поведения. Однако применение его в процессе исправления должно быть основано не на стихийном, слепом копировании, а на сознательном, активном, творческом следовании осужденных общепринятым нормам поведения, отмеченным в поступках других людей.
Этапы подражания
1 этап | Желание поступать так же, как «пример для подражания» | Появляется захватывающий воображение пример и выявляются мотивы, дающие первоначальный толчок к подражанию |
2 этап | Образуется связь между примером и последующими действиями | Путем проб и ошибок человек подравнивает свои мысли, чувства и действия соответствующими имеющемуся образцу |
3 этап | Закрепление подражательных действий | Синтез подражательно-самостоятельных действий, на которые активно влияют жизненные обстоятельства и противоречия |
Велико значение личного примера воспитателя, его отношения к работе, влияния его личности. Так, К.Д. Ушинский писал, что влияние личности воспитателя нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Особенное значение приобретает пример начальника отряда для осужденных, которые в его лице видят представителя общества, государства, для которых его поступки являются эталоном, образцом поведения. Авторитет воспитателя зависит не только от его личных поступков, но и от положительного восприятия осужденными примеров других людей, используемых воспитателем в работе с ними.
Условия успешного применения метода «убеждение делом»:
-
осознание личной ценности дела; -
наличие общественного мнения, поддерживающего дело; -
«человечность» примера, то есть преодоление абсолютной идеальности примера; -
-показ путей и средств достижения цели.
Метод убеждения эффективен только тогда, когда убеждение словом не расходится с убеждением делом. Кроме этого, надо иметь в виду, что эффект воздействия на человека с помощью убеждения может быть отсроченным на довольно длительное время. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в момент совершения такого рода разговора собеседник может быть внутренне не готов к принятию предлагаемых ему доводов, а внешние обстоятельства субъективно могут восприниматься им как слишком значимые для отстаивания собственной линии поведения.
Убеждение, применяемое в педагогическом процессе ИУ, в содержании и направленности имеет определенную специфику. Это объясняется, прежде всего, тем, что оно применяется в условиях государственного принуждения и направлено на лиц, которых требуется не столько убеждать, сколько переубеждать. Поэтому по своей сути это метод переубеждения, призванный изменять уже сформировавшееся сознание и поведение личности.
Пути и средства убеждения в воспитании
Убеждение
словом
Убеждение
делом
Пути убеждения
Средства убеждения
Метод организации поведения способствует накоплению опыта правильного поведения, укрепляет волю, формирует необходимые привычки.
Формирование привычек нравственного поведения предполагает упражнение в них в реальной жизни и деятельности. Так, А.С. Макаренко указывал на значимость воспитания правильного и разумного отношения к вопросам поведения. Он считал, что воспитание таких «правильных привычек», когда мы поступаем как должно вовсе не потому, что подумали, а потому, что иначе мы не можем, является очень трудным делом. Формирование сознания и деятельности личности в конкретных поступках, в системе ее поведения – важнейшая закономерность формирования личности в целом.
Исходным приемом при организации поведения осужденных выступает требование. Требование в большинстве случаев, так же как и приемы убеждения, выражается в слове. Однако оно не просто побуждает к деятельности, но вызывает или тормозит вполне определенные действия, поступки. Результаты требования проявляются в конкретной деятельности осужденных.
Требование может быть:
– прямым (непосредственным). Предъявляется воспитателем. Содержит ясные, определенные указания относительно отдельных действий осужденного;
– косвенным (непосредственным). Предъявляетсявоспитателем. Выступает в виде совета, просьбы, намека;
– косвенным (опосредованным). Предъявляется коллективом. Высшее проявление – общественное мнение и выраженные в нем нормы, ценности и принципы коллективного поведения.
Воспитатель должен владеть всеми видами требований и применять их в различном сочетании, не злоупотребляя ни одним из них.
Под поручением понимается задание отдельному осужденному или группе осужденных, исходящее от воспитателя, администрации исправительного учреждения или коллектива осужденных и его самодеятельных организаций.
Давая поручение, необходимо учитывать то, что осужденный должен глубоко осознать и прочувствовать важность и значение поручения, оно должно быть посильным для конкретной личности, должно приносить удовлетворение осужденному, быть сложнее предыдущего. Необходимо разнообразить поручения, особенно для осужденных со слабой волей.
Прием приучения применяется для выработки социально значимых привычек: соблюдения требований внутреннего распорядка, к внешнему виду, личной гигиене, правил культурного общения, овладения простейшими трудовыми навыками, а также навыками культурного проведения досуга и др.
Упражнение – это организация постоянно повторяющихся действий осужденных в целях накопления ими опыта правильного поведения, выработки морально-волевых качеств и формирования положительных привычек. Например, А.С. Макаренко подчеркивал, что без постоянного упражнения воспитанников в нравственных поступках невозможно организовать воспитательный процесс: «необходимо создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек». Повторяясь изо дня в день, из месяца в месяц, эти действия приобретают силу привычки, выполняются без особых усилий и напряжения и со временем становятся потребностью.