ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1863
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
Применяя данный метод, мало поставить цель и увлечь ею. Следует формировать и поддерживать мотивы деятельности. Достижение осужденным конкретной цели приносит ему настоящее удовлетворение, рождает уверенность в возможности достижения еще больших успехов.
Именно на этом механизме основывается переход от ближней перспективы к средней, а затем и к дальней. Это внутреннее удовлетворение должно быть поддержано воспитателями, коллективом осужденных как одобрение, оценка поведения, закрепление результатов.
Система перспективных линий, если она хорошо продумана и правильно осуществляется, способствует повышению энергии людей, поддержанию в коллективе бодрого, мажорного настроения, укреплению веры в свои силы, улучшению отношения к порученному делу.
Итак, поощрения и наказания служат тому, чтобы помочь человеку осознать свои достоинства или недостатки, стимулировать или тормозить определенное поведение, приучать к контролю своего поведения.
-
Выбор метода воспитания и ошибки, допускаемые в применении методов воспитания
Достижение успеха в воспитательной работе с осужденными зависит от гибкого применения всех средств и методов исправления в комплексе, системе.
Выбор метода определяется:
-
целью и задачами воспитания; -
содержанием воспитания; -
уровнем сформированности коллектива; -
индивидуальными и личностными особенностями воспитанников; -
условиями, в которых осуществляется воспитательное воздействие; -
средствами воспитания; -
уровнем педагогической квалификации; -
ожидаемыми последствиями воспитательного воздействия.
Типичные ошибки при выборе того или иного метода:
а) абсолютизация одного какого-то метода;
б) переоценка собственных возможностей;
в) неправильная оценка объекта воздействия.
В этой связи А.С. Макаренко предостерегал от трех типов ошибок в реализации методов воспитания.
Первый тип – это фетишизация отдельных методов или средств, предпочтение одного из них всем другим, когда метод или средство признается хорошим в силу привлекательности, «этической окраски термина». У воспитателей исправительного учреждения чаще всего это проявляется в использовании таких методов, как убеждение или принуждение, когда они сводят воспитательный процесс или к сплошному уговариванию, или к голому администрированию.
Второй тип – это применение так называемого «уединенного средства», когда какое-либо средство (метод) в оценке его полезности или вредности рассматривается отдельно от всей системы исправления. Так произошло, например, с беседой как методом индивидуальной воспитательной работы, от которой ждали обязательно положительных результатов вне зависимости от педагогической ситуации, от всей системы методов и приемов, применяемых воспитателем к конкретному осужденному.
Третий тип – это так называемое «дедуктивное предсказание», когда чисто умозрительно – без проверки в теории и на практике – доказывается, что тот или иной метод или средство воспитания обязательно дает хороший результат. Например, из верного положения о необходимости в процессе исправления учитывать индивидуальные особенности развития личности выводилось неправильное заключение о каких-то особых средствах и методах, которые во всех случаях должны применяться к различным категориям осужденных, в связи с чем были сделаны попытки организации в отдельных колониях отрядов осужденных за однородные преступления. Однако практика показала несостоятельность подобного подхода.
В.Е. Гмурман называет еще одну типичную ошибку, когда педагогический процесс строится по «ненаписанной, но подразумеваемой формуле “начинай с конца”». Примером подобной ошибки может служить непризнание в качестве инструмента педагогического воздействия первичного коллектива, поскольку якобы общность, состоящая из преступников, не может оказывать положительное воздействие на отдельные личности.
Таким образом, методы педагогического воздействия на осужденных – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение в целях выработки положительных качеств.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов педагогического воздействия на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов педагогического воздействия: 1) формирования сознания; 2) организации поведения осужденных; 2) коррекции поведения.
В воспитательной работе в ИУ очень важно сбалансированно применять меры принуждения и убеждения в зависимости от конкретных ситуаций и личности осужденного. Принуждение и убеждение – это части сложного воспитательного процесса, а положительный результат может быть достигнут только при комплексном их применении. Для этого должна быть разработана ясная программа исправления осужденных на каждом уровне воспитательной работы.
Убеждая, приучая осужденных, стимулируя развитие личности, воспитатели и администрация учреждений выполняют свою основную задачу – организуют положительный опыт жизнедеятельности осужденных как основное условие их нравственного изменения, исправления.
Вопросы и задания для самопроверки
-
Дайте определите методам воспитания личности. Какая роль отводится методам в достижении целей воспитания осужденных?
-
Изобразите на схеме систему методов воспитания и дайте им характеристику. -
Докажите, почему метод убеждения является главным методом воспитания осужденных у условиях исправительного учреждения. -
Каковы основные типичные недостатки применения методв коррекции в воспитании осужденных? -
Каковы особенности применения мер поощрения и взыскания в отношении осужденных к лишению свободы в воспитательных колониях? -
Какие требования предъявляются в современных условиях к методам воспитания? -
В какой степени современная система методов воспитания осужденных соответствует данным требованиям? -
Раскройте сущность творчества сотрудника ИУ в использовании методов воспитания.
Литература
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997. -
Приказ Минюста РФ № 259 от 30.12. 2005 г. «Об утверждении положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний». -
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544. -
Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010. -
Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. -
Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006. -
Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004. -
Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993. -
Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. -
Стурова М.П. Социально-педагогические основы деятельности ИТУ. М., 1993 -
Вульфов Б.З. Основы педагогики: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Изд-во УРАО, 1999. -
Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990. -
Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов – 100 ответов. М.: Владос, 2003. -
Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2001. -
Развитие педагогической толерантности. Пособие для психологов и педагогов. М.: АПКиПРО, 2005.
3.3. ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ
Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания, проводится в индивидуальных, групповых и массовых формах, основывается на психолого-педагогических методах (ст. 109 УИК РФ).
Одной из основных форм воспитательной работы с осужденными является индивидуальная работа. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного, с учетом характера, причин, условий, обстоятельств и общественной опасности совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других особенностей. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными включает систему целенаправленных психолого-педагогических и режимно-правовых воздействий, применяемых с учетом индивидуальных особенностей личностей, на основе вовлечения их в трудовую, учебную и иную полезную деятельность.
-
Понятие «форма воспитательной работы».
Классификация форм воспитательной работы.
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во- вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и т. п. Говоря о форме воспитательной работы, мы, прежде всего, имеем в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений воспитателя и воспитуемого.
Форма воспитательной работы - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.
Первая функция - организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и воспитуемый. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Педагогическая форма - это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.