Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1874

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



По своей сути формы индивидуальной воспитательной работы представляют собой организационную сторону воспитательной деятельности сотрудника ИУ, отражающую ее место, продолжительность, характер и особенности педагогического взаимодействия с осужденным.

Организационно они входят в общие формы воспитания (фронтального, дифференцированного, индивидуального, самовоспитания) и отражают их общую цель – исправление осужденных. Вместе с тем специфика индивидуальной воспитательной работы обусловливает применение ряда форм, характерных только для нее.

В ИУ сложилась стройная система организации и проведения индивидуальной работы с осужденными. Важным элементом этой системы является составление программы индивидуального воздействия на конкретную личность.

В целом программа индивидуальной работы должна основываться на комплексном подходе. В ней указываются формы и средства индивидуального воздействия. Причем воспитательное воздействие на конкретного осужденного может осуществляться в различных формах:

  • индивидуальных беседах;

  • личных поручениях воспитателя;

  • индивидуальном шефстве;

  • контроле за поведением осужденного;

  • отчетах осужденного на различных уровнях;

  • выражении доверия (недоверия);

  • выражении одобрения (неодобрения);

  • обсуждении проступка;

  • поощрении и наказание;

  • аттестации.

Индивидуальная беседа выступает основной, наиболее широко применяемой и результативной формой педагогического взаимодействия с осужденным, а также наиболее доступным и распространенным способом индивидуальной работы. В ее ходе реализуются две основные задачи: изучение личности осужденного и осуществление непосредственного воспитательного воздействия.

В зависимости от целей беседы бывают плановые, внеплановые, ознакомительные, диагностические и т.д.

В другой классификации даны такие виды бесед, как:

1. Формирующая индивидуальная беседа, имеющая целью формирование необходимых свойств и качеств личности осужденного.

2. Развивающая индивидуальная беседа, которая предполагает последовательное совершенствование уже сформированных значимых личностных свойств и качеств.

3. Профилактическая (превентивная) воспитательная беседа, проводимая с целью предупреждения формирования, ослабления или устранения отрицательных личностных свойств и качеств.


4. Побуждающая индивидуальная беседа, способствующая включению осужденного в конкретную деятельность.

5. Мобилизующая индивидуальная воспитательная беседа, которая позволяет сосредоточить усилия осужденного на решении стоящей перед ним задачи.

Индивидуальная беседа сотрудника как воспитателя с осужденным может иметь ряд педагогических целей. К основным из них относятся:

  • изучение личности, образа жизни осужденного, отношения к основным средствам исправления, жизненных планов и др. (познавательная беседа);

  • разъяснение осужденному его правового положения, требований к поведению, традиций и обычаев в отряде и бригаде, правильной позиции в отношениях с осужденными и представителями администрации ИУ или СИЗО (адаптирующая беседа);

  • формирование (коррекция) мотивов поведения, убеждений и жизненных планов, позиции в межличностных отношениях и других качеств личности (формирующая беседа);

  • разбор допущенного правонарушения для установления его мотивов, причин, уровня осознания осужденным своей вины и формирования решимости не допускать нарушения впредь. При фиксации данной беседы в тетради для индивидуальной воспитательной работы с осужденным отражается характер и время допущенного правонарушения, его мотивы, отношение к нему, наличие решимости впредь соблюдать установленный порядок отбывания наказания, вовлечение в различные виды полезной деятельности, склонение к возможной явке с повинной, досрочному погашению иска, совершению других актов заглаживания вреда, причиненного преступлением (беседа, мотивирующая полезную активность).

Индивидуальные беседы, имеющие познавательные и адаптирующие цели, по возможности безотлагательно проводит начальник отряда после прибытия осужденного в ИУ. Формирующие беседы и беседы, мотивирующие полезную активность, проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. С осужденными, склонными к правонарушениям, данные беседы как начальником отряда, так и сотрудником, закрепленным за указанными лицами для проведения индивидуально-профилактической работы, проводятся, как правило, ежемесячно. Подобные беседы с несовершеннолетними в ВК проводит воспитатель один раз в месяц.

Содержание индивидуальных воспитательных бесед и их восприятие осужденным кратко отражаются в тетрадях для индивидуальной воспитательной работы.

Известно, что индивидуальная воспитательная беседа обладает огромным педагогическим потенциалом. Нигде так не раскрывается человек, как в ходе общения с другим лицом «с глазу на глаз».



Эффективность индивидуальной воспитательной беседы достигается при выполнении двух условий: полноты ее подготовки и проведения, а также уровня методического мастерства и творчества воспитателя при ее проведении. Рассмотрим технологию реализации каждого из них.

При подготовке к индивидуальной беседе с осужденным необходимо:

  • как можно глубже изучить (знать) особенности его личностной сферы, обратив основное внимание на ведущие черты характера, цели, преследуемые в жизни, особенности проявления темперамента в различных видах деятельности и общении с администрацией и другими осужденными, преобладающие эмоциональные реакции и чувства;

  • четко сформулировать цель или цели предстоящей беседы: к чему побудить, на что обратить внимание, в чем постараться убедить, что выяснить и т.д. Нельзя ставить нереальные задачи, например в ходе одной беседы сформировать или устранить какие-либо личностные свойства или качества. Также необходимо определить то, на какие именно качества будет осуществляться педагогическое воздействие (взаимодействие), спрогнозировать ожидаемый результат беседы;

  • выбрать оптимальную методику воспитательного взаимодействия с воспитуемым в ходе беседы, реализация которой будет наиболее результативной в планируемой ситуации с конкретным человеком;

  • подобрать необходимый фактический материал для аргументации своей точки зрения или изменения взглядов осужденного.

Кроме того, при индивидуальной беседе необходимо выполнять следующие методические рекомендации (своеобразные требования):

  • следовать принципам целенаправленности и предметности;

  • между воспитателем и осужденным должен быть установлен психологический контакт, то есть взаимопонимание и доверие;

  • четко и ясно излагать свои мысли;

  • выработать нужную форму (определенный тон) беседы, учитывая при этом ее цель (тему) и особенности личности осужденного;

  • не делать никаких записей, в крайнем случае можно выполнить отдельные короткие пометки;

  • не выполнять каких-либо «попутных» дел (телефонных звонков другим лицам, просмотра документов и др.);

  • употреблять жаргонные слова;

  • обязательно соблюдать педагогический такт;

  • быть предельно внимательным к осужденному, показать свою искреннюю заинтересованность собеседником. Он должен четко видеть, что для вас в данный момент времени ничего важнее беседы с ним нет.


Этапы беседы:

1. Подготовительный (главная задача этого этапа состоит в установлении эмоционального контакта с воспитуемым, формировании взаимоотношений «сопереживающего партнерства», которое характеризуется высокой степенью доверительности).

2. Основной (выясняется позиция осужденного по интересующему вас вопросу, уточняются обстоятельства того или иного поступка, оценивается его отношение к прошедшим событиям). Для этого можно использовать различные средства, самыми распространенными из которых являются вопросы. Наиболее доступными приемами постановки вопросов являются:

  • открытые вопросы, требующие аргументации собеседником своей позиции (например: «Что послужило причиной недобросовестного исполнения обязанностей?»);

  • риторические вопросы, содержащие предполагаемый ответ (например: «Кто, если не вы сами, сможет исправить сложившееся положение?»);

  • уточняющие вопросы, имеющие цель выявить позицию собеседника, проверить ваш вывод (например: «Если я вас правильно понял, то условием благожелательных отношений с коллективом является сам осужденный?»);

  • переломные вопросы, при необходимости меняющие направление беседы или возвращающие ее в нужное русло (например: «Все сказанное вами очень интересно, но сейчас главное установить истинную причину неудачи»);

  • вопросы для обдумывания, требующие времени и позволяющие собеседнику «перевести дух», собраться с мыслями.

3. Заключительный (осужденный окончательно формулирует и принимает необходимую точку зрения или позицию). Переходить к нему и заканчивать беседу можно при достижении следующих условий:

  • когда индивидуальная воспитательная беседа достигла планируемой (ожидаемой) цели;

  • если приведенные сотрудником аргументы оказались действенными для данного осужденного;

  • если на вопросы, поставленные в ходе индивидуальной беседы, даны удовлетворяющие собеседника ответы;

  • если сотрудник успешно справился с аргументами осужденного и это побудило последнего к новому анализу своей точки зрения;

  • когда в индивидуальной беседе создана благоприятная эмоциональная атмосфера для ее окончания.

Опытные сотрудники понимают, что проведение индивидуальной беседы с осужденными – очень сложный психолого-педагогический процесс. Он требует от воспитателя не только знаний, но и определенного методического мастерства. А это качество формируется только в результате соответствующей педагогической практики.


Признавая достаточную воспитательную эффективность индивидуальной беседы, нельзя преувеличивать ее значение в педагогической практике. Для того чтобы она сыграла свою положительную роль, ее необходимо сочетать с другими формами индивидуальной воспитательной работы. Среди них особо выделяются индивидуальные задания и поручения.Их суть заключается в преднамеренном обязательстве осужденного решать те практические задачи, которые повлияют на формирование, закрепление и развитие необходимых ему личностных свойств и качеств.

Индивидуальные задания и поручениядаются с учетом индивидуальных особенностей личности и обычно выражают доверие к осужденному, признание его сил и способностей. Чем разнообразнее личные поручения, чем больше учитываются возможности осужденных, тем эффективнее воспитательное воздействие. Поручения помогают человеку поверить в себя, укрепляют его волю, воспитывают чувство ответственности за порученное дело как перед воспитателем, так и перед коллективом осужденных. Важно выражать доверие осужденным в виде поручений от администрации колонии и самодеятельных организаций с последующей их проверкой и усложнением по мере необходимости.

Виды индивидуальных заданий и поручений, используемые в воспитательной работе с осужденными, весьма разнообразны, например, по:

  • времени выполнения они бывают постоянными, кратковременными и периодическими. Это зависит не столько от их объема, сколько от получаемого воспитательного результата (эффекта);

  • содержанию они делятся на интеллектуальные, творческие и физические. Здесь все зависит от цели, которую преследует сотрудник при организации индивидуального воспитательного взаимодействия с осужденным;

  • степени трудности различают элементарные, легкие, трудные и сверхтрудные. Это зависит, например, от того, какие волевые качества и какого уровня мы хотим сформировать или развить у осужденного.

По мнению А.С. Макаренко, воспитатель обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с риском ошибки. Индивидуальные задания и поручения являются одним из важнейших направлений формирования у осужденных коммуникативных, социализированных качеств личности. Опыт показывает, что даже трудновоспитуемые осужденные, почувствовав доверие со стороны сотрудников ИУ, нередко становятся на путь исправления, стараются самовыразиться в реализации своих положительных качеств, официально признанных в коллективе.