ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1874
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
По своей сути формы индивидуальной воспитательной работы представляют собой организационную сторону воспитательной деятельности сотрудника ИУ, отражающую ее место, продолжительность, характер и особенности педагогического взаимодействия с осужденным.
Организационно они входят в общие формы воспитания (фронтального, дифференцированного, индивидуального, самовоспитания) и отражают их общую цель – исправление осужденных. Вместе с тем специфика индивидуальной воспитательной работы обусловливает применение ряда форм, характерных только для нее.
В ИУ сложилась стройная система организации и проведения индивидуальной работы с осужденными. Важным элементом этой системы является составление программы индивидуального воздействия на конкретную личность.
В целом программа индивидуальной работы должна основываться на комплексном подходе. В ней указываются формы и средства индивидуального воздействия. Причем воспитательное воздействие на конкретного осужденного может осуществляться в различных формах:
-
индивидуальных беседах; -
личных поручениях воспитателя; -
индивидуальном шефстве; -
контроле за поведением осужденного; -
отчетах осужденного на различных уровнях; -
выражении доверия (недоверия); -
выражении одобрения (неодобрения); -
обсуждении проступка; -
поощрении и наказание; -
аттестации.
Индивидуальная беседа выступает основной, наиболее широко применяемой и результативной формой педагогического взаимодействия с осужденным, а также наиболее доступным и распространенным способом индивидуальной работы. В ее ходе реализуются две основные задачи: изучение личности осужденного и осуществление непосредственного воспитательного воздействия.
В зависимости от целей беседы бывают плановые, внеплановые, ознакомительные, диагностические и т.д.
В другой классификации даны такие виды бесед, как:
1. Формирующая индивидуальная беседа, имеющая целью формирование необходимых свойств и качеств личности осужденного.
2. Развивающая индивидуальная беседа, которая предполагает последовательное совершенствование уже сформированных значимых личностных свойств и качеств.
3. Профилактическая (превентивная) воспитательная беседа, проводимая с целью предупреждения формирования, ослабления или устранения отрицательных личностных свойств и качеств.
4. Побуждающая индивидуальная беседа, способствующая включению осужденного в конкретную деятельность.
5. Мобилизующая индивидуальная воспитательная беседа, которая позволяет сосредоточить усилия осужденного на решении стоящей перед ним задачи.
Индивидуальная беседа сотрудника как воспитателя с осужденным может иметь ряд педагогических целей. К основным из них относятся:
-
изучение личности, образа жизни осужденного, отношения к основным средствам исправления, жизненных планов и др. (познавательная беседа); -
разъяснение осужденному его правового положения, требований к поведению, традиций и обычаев в отряде и бригаде, правильной позиции в отношениях с осужденными и представителями администрации ИУ или СИЗО (адаптирующая беседа); -
формирование (коррекция) мотивов поведения, убеждений и жизненных планов, позиции в межличностных отношениях и других качеств личности (формирующая беседа); -
разбор допущенного правонарушения для установления его мотивов, причин, уровня осознания осужденным своей вины и формирования решимости не допускать нарушения впредь. При фиксации данной беседы в тетради для индивидуальной воспитательной работы с осужденным отражается характер и время допущенного правонарушения, его мотивы, отношение к нему, наличие решимости впредь соблюдать установленный порядок отбывания наказания, вовлечение в различные виды полезной деятельности, склонение к возможной явке с повинной, досрочному погашению иска, совершению других актов заглаживания вреда, причиненного преступлением (беседа, мотивирующая полезную активность).
Индивидуальные беседы, имеющие познавательные и адаптирующие цели, по возможности безотлагательно проводит начальник отряда после прибытия осужденного в ИУ. Формирующие беседы и беседы, мотивирующие полезную активность, проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. С осужденными, склонными к правонарушениям, данные беседы как начальником отряда, так и сотрудником, закрепленным за указанными лицами для проведения индивидуально-профилактической работы, проводятся, как правило, ежемесячно. Подобные беседы с несовершеннолетними в ВК проводит воспитатель один раз в месяц.
Содержание индивидуальных воспитательных бесед и их восприятие осужденным кратко отражаются в тетрадях для индивидуальной воспитательной работы.
Известно, что индивидуальная воспитательная беседа обладает огромным педагогическим потенциалом. Нигде так не раскрывается человек, как в ходе общения с другим лицом «с глазу на глаз».
Эффективность индивидуальной воспитательной беседы достигается при выполнении двух условий: полноты ее подготовки и проведения, а также уровня методического мастерства и творчества воспитателя при ее проведении. Рассмотрим технологию реализации каждого из них.
При подготовке к индивидуальной беседе с осужденным необходимо:
-
как можно глубже изучить (знать) особенности его личностной сферы, обратив основное внимание на ведущие черты характера, цели, преследуемые в жизни, особенности проявления темперамента в различных видах деятельности и общении с администрацией и другими осужденными, преобладающие эмоциональные реакции и чувства; -
четко сформулировать цель или цели предстоящей беседы: к чему побудить, на что обратить внимание, в чем постараться убедить, что выяснить и т.д. Нельзя ставить нереальные задачи, например в ходе одной беседы сформировать или устранить какие-либо личностные свойства или качества. Также необходимо определить то, на какие именно качества будет осуществляться педагогическое воздействие (взаимодействие), спрогнозировать ожидаемый результат беседы; -
выбрать оптимальную методику воспитательного взаимодействия с воспитуемым в ходе беседы, реализация которой будет наиболее результативной в планируемой ситуации с конкретным человеком; -
подобрать необходимый фактический материал для аргументации своей точки зрения или изменения взглядов осужденного.
Кроме того, при индивидуальной беседе необходимо выполнять следующие методические рекомендации (своеобразные требования):
-
следовать принципам целенаправленности и предметности; -
между воспитателем и осужденным должен быть установлен психологический контакт, то есть взаимопонимание и доверие; -
четко и ясно излагать свои мысли; -
выработать нужную форму (определенный тон) беседы, учитывая при этом ее цель (тему) и особенности личности осужденного; -
не делать никаких записей, в крайнем случае можно выполнить отдельные короткие пометки; -
не выполнять каких-либо «попутных» дел (телефонных звонков другим лицам, просмотра документов и др.); -
употреблять жаргонные слова; -
обязательно соблюдать педагогический такт; -
быть предельно внимательным к осужденному, показать свою искреннюю заинтересованность собеседником. Он должен четко видеть, что для вас в данный момент времени ничего важнее беседы с ним нет.
Этапы беседы:
1. Подготовительный (главная задача этого этапа состоит в установлении эмоционального контакта с воспитуемым, формировании взаимоотношений «сопереживающего партнерства», которое характеризуется высокой степенью доверительности).
2. Основной (выясняется позиция осужденного по интересующему вас вопросу, уточняются обстоятельства того или иного поступка, оценивается его отношение к прошедшим событиям). Для этого можно использовать различные средства, самыми распространенными из которых являются вопросы. Наиболее доступными приемами постановки вопросов являются:
-
открытые вопросы, требующие аргументации собеседником своей позиции (например: «Что послужило причиной недобросовестного исполнения обязанностей?»); -
риторические вопросы, содержащие предполагаемый ответ (например: «Кто, если не вы сами, сможет исправить сложившееся положение?»); -
уточняющие вопросы, имеющие цель выявить позицию собеседника, проверить ваш вывод (например: «Если я вас правильно понял, то условием благожелательных отношений с коллективом является сам осужденный?»); -
переломные вопросы, при необходимости меняющие направление беседы или возвращающие ее в нужное русло (например: «Все сказанное вами очень интересно, но сейчас главное установить истинную причину неудачи»); -
вопросы для обдумывания, требующие времени и позволяющие собеседнику «перевести дух», собраться с мыслями.
3. Заключительный (осужденный окончательно формулирует и принимает необходимую точку зрения или позицию). Переходить к нему и заканчивать беседу можно при достижении следующих условий:
-
когда индивидуальная воспитательная беседа достигла планируемой (ожидаемой) цели; -
если приведенные сотрудником аргументы оказались действенными для данного осужденного; -
если на вопросы, поставленные в ходе индивидуальной беседы, даны удовлетворяющие собеседника ответы; -
если сотрудник успешно справился с аргументами осужденного и это побудило последнего к новому анализу своей точки зрения; -
когда в индивидуальной беседе создана благоприятная эмоциональная атмосфера для ее окончания.
Опытные сотрудники понимают, что проведение индивидуальной беседы с осужденными – очень сложный психолого-педагогический процесс. Он требует от воспитателя не только знаний, но и определенного методического мастерства. А это качество формируется только в результате соответствующей педагогической практики.
Признавая достаточную воспитательную эффективность индивидуальной беседы, нельзя преувеличивать ее значение в педагогической практике. Для того чтобы она сыграла свою положительную роль, ее необходимо сочетать с другими формами индивидуальной воспитательной работы. Среди них особо выделяются индивидуальные задания и поручения.Их суть заключается в преднамеренном обязательстве осужденного решать те практические задачи, которые повлияют на формирование, закрепление и развитие необходимых ему личностных свойств и качеств.
Индивидуальные задания и поручениядаются с учетом индивидуальных особенностей личности и обычно выражают доверие к осужденному, признание его сил и способностей. Чем разнообразнее личные поручения, чем больше учитываются возможности осужденных, тем эффективнее воспитательное воздействие. Поручения помогают человеку поверить в себя, укрепляют его волю, воспитывают чувство ответственности за порученное дело как перед воспитателем, так и перед коллективом осужденных. Важно выражать доверие осужденным в виде поручений от администрации колонии и самодеятельных организаций с последующей их проверкой и усложнением по мере необходимости.
Виды индивидуальных заданий и поручений, используемые в воспитательной работе с осужденными, весьма разнообразны, например, по:
-
времени выполнения они бывают постоянными, кратковременными и периодическими. Это зависит не столько от их объема, сколько от получаемого воспитательного результата (эффекта); -
содержанию они делятся на интеллектуальные, творческие и физические. Здесь все зависит от цели, которую преследует сотрудник при организации индивидуального воспитательного взаимодействия с осужденным; -
степени трудности различают элементарные, легкие, трудные и сверхтрудные. Это зависит, например, от того, какие волевые качества и какого уровня мы хотим сформировать или развить у осужденного.
По мнению А.С. Макаренко, воспитатель обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с риском ошибки. Индивидуальные задания и поручения являются одним из важнейших направлений формирования у осужденных коммуникативных, социализированных качеств личности. Опыт показывает, что даже трудновоспитуемые осужденные, почувствовав доверие со стороны сотрудников ИУ, нередко становятся на путь исправления, стараются самовыразиться в реализации своих положительных качеств, официально признанных в коллективе.