Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1870

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Вторая функция формы - регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между участниками воспита­тельного процесса. Благодаря формам, где заранее закладывается необходи­мость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отноше­ний.

Третья функция - информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение воспитуемым той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

В педагогической теории и практике создано множество форм воспита­тельной работы, которые они имеют свои признаки. Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготов­ки и проведения, количеством участников.

Когда мы говорим об отличии форм по времени, то имеем в виду, что вос­питательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важ­но выяснить, насколько продолжительны эти отношения, как часто использует­ся в воспитательной работе данная форма и др.

По времени проведения все формы можно разделить на кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов); продолжи­тельные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель); тра­диционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых без включения воспитуемых в предварительную подготовку, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку участников.

Можно различать формы по видам деятельности - формы учебной, трудо­вой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния воспитате­ля - непосредственные и опосредованные.

По субъекту организации классификация форм может быть следующая:

-организаторами выступают педагоги, сотрудники, воспитатели;

-деятельность организуется на основе сотрудничества;

-инициатива и ее реализация принадлежит воспитуемым;

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

-результатом является информационный обмен;

-результатом является выработка общего решения (мнения); результатом является общественно значимый продукт. По количеству участников формы могут быть:

-групповые (воспитатель - группа воспитуемых);

-массовые (воспитатель - несколько групп, отряд).

Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций. Отметим, что индивидуальная, групповая и массовая формы действуют во всех видах сов­местной деятельности и являются наиболее распространенными.

2. Понятие и содержание индивидуальной воспитательной работы

Каждый осужденный является носителем асоциальных взглядов и привычек, имеет свой, только ему присущий путь, приведший к совершению преступления. Поэтому в индивидуальной воспитательной работе важно проследить все этапы его жизненного пути, установить условия, обстоятельства, которые привели осужденного к конфликту с законом. Изучение мотивов совершения преступления, психологических особенностей личности правонарушителя поможет воспитателю преодолеть психологический барьер в общении с ним, позволит ему выбрать линию повеления, определить характер взаимоотношений.

Индивидуальная работа базируется на всестороннем и глубоком знании особенностей личности осужденного. Изучение и анализ образа его жизни до совершения преступления дает возможность установить причины и условия формирования асоциальных установок, истоки, питающие эти установки, а также выяснить, на что можно опереться в воспитательной работе.

В этой связи правомерно обратиться к педагогическим воззрениям К.Д. Ушинского, который писал, что воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных нужд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступления и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Эти положения составляют основу методики индивидуального изучения личности.

Проблемы индивидуализации воздействия на личность всегда волновали ученых и практиков, работающих в сфере «человек – человек». Сегодня данная проблема стоит так же остро, как и раньше. Это обусловлено переходом страны на рельсы рыночной экономики.

Важность индивидуальной воспитательной работы с осужденными в ИУ во многом определяется тем, что осужденный попадает в сферу себе подобных.

Индивидуальная работа глубоко затрагивает внутренний мир осужденного, вызывает наиболее активную реакцию, позволяющую в определенной мере судить о результативности воспитательных воздействий, раскрывает внутреннее содержание личности.



Индивидуальная воспитательная работа – это система целенаправленных психолого-педагогических воздействий воспитателя, коллектива воспитателей, отдельных осужденных и групп осужденных, характеризующихся положительно, на конкретного осужденного, основанная на индивидуальном подходе.

Индивидуальная работа органически сочетается с коллективными формами воспитательного воздействия. На практике задачи воспитания отдельной личности и воспитания всего коллектива должны решаться только совместно и только в одном общем плане (А.С. Макаренко).

Педагогика индивидуального воздействия основана на индивидуальной работе с личностью и опирается на коллектив.

Индивидуальный подход – один из важнейших принципов воспитательного воздействия на осужденного, основанный на знании черт его личности и условий жизни.

Принцип индивидуального подхода действует на протяжении всего периода отбывания наказания и при всех условиях является обязательным. Однако индивидуальный подход необходимо сочетать с постановкой общих педагогических задач, то есть должна быть как общая программа, так и индивидуальная – корректив к ней (А.С. Макаренко).

Под индивидуальным подходом понимают организацию педагогического воздействия на осужденного с учетом его индивидуальных особенностей, воспитания, условий жизни, в которых он находился. Человек реагирует на воспитательное воздействие по-разному в зависимости от ранее сложившихся черт его личности, от взаимоотношений с воспитателем, от причины, вызвавшей поступок, на которую это воздействие направлено, от взаимоотношений с окружающими, от отношения его к воспитательному воздействию.

Индивидуальный подход к конкретной личности осужденного предполагает подразделение процесса организации индивидуальной работы по его исправлению на три периода:

  1. Изучение и адаптация осужденного к условиям лишения свободы в исправительном учреждении.

  2. Воспитательное воздействие по исправлению осужденного.

  3. Подготовка к освобождению и адаптации к условиям жизни на свободе и закрепление результатов исправительного воздействия после освобождения.

Основные задачи индивидуальной воспитательной работы:

1. Коррекция отношения к человеку, труду, обществу.

2. Формирование поведения и качеств личности, соответствующих общественным и моральным требованиям социума.

Структурные элементы индивидуальной воспитательной работы:


1. Всестороннее изучение личности осужденного, его индивидуальных особенностей.

2. Проектирование личности осужденного как объекта воспитания, ее будущего, которое необходимо достичь в процессе индивидуальной работы.

3. Определение наиболее эффективных мер (средств, форм, методов, приемов) воздействия на данную личность и проведение их в жизнь.

4. Оценка сделанного, объективный анализ недостатков, усиление отдельных звеньев в работе (возможен даже возврат на исходные позиции).

5. Анализ достигнутых результатов и выдвижение новых задач педагогического воздействия на личность. Укрепление результатов индивидуальной работы.

Самая большая нагрузка на воспитателя приходится не на стадии изучения осужденного и проектирования его будущего, а на стадии определения мер воздействия и проведения их в жизнь. Именно здесь чаще всего имеют место ошибки, промахи, досадные просчеты.

Нельзя забывать о том, что воспитательное воздействие идет ежеминутно, ежесекундно и не всякое воспитательное мероприятие дает немедленную отдачу. Оно может быть правильно воспринято, а отдача будет гораздо позже.

В целях конкретизации индивидуальной воспитательной работы с осужденными ее можно разделить условно на три этапа:

Этап

Характеристика этапа

Задача

воспитателя

1. Начальный

(подготовительный)

этап

Осуществляется с момента осуждения лица, совершившего преступление. Изучается личность, выясняются положительные и отрицательные черты характера и причины отрицательного поведения

Воспитателю необходимо установить тесный контакт с осужденным, расположить его к себе и подготовить к переходу на следующий этап


2. Средний

(переломный) этап

Наиболее трудный в воспитательной работе. Он характеризуется душевной борьбой осужденного, так как, с одной стороны, над ним тяготеет привычный образ жизни, а с другой – необходимость подчиняться правилам режима

Воспитателю необходимо создать условия и

обстановку для проявления способностей, здоровых интересов и склонностей осужденного и активизировать лучшие задатки и черты характера

3. Заключительный

(закрепительный) этап

Включает в себя мероприятия по укреплению воли осужденного, чтобы он мог сознательно выполнять предъявляемые требования.

Необходима четкая организация новых условий жизни с соблюдением принципа «как можно больше требовательности к человеку, как можно больше уважения к нему» (А.С. Макаренко)


На последнем этапе проявляется результат многогранной воспитательной работы, которая считается доведенной до конца, если вызывает в осужденном внутренние силы, потребность самовоспитания, то есть положительно реализуется в самой личности.

Эффективная индивидуальная работа возможна лишь при хорошем знании:

  • демографических и социально-психологических данных об осужденном;

  • отношения осужденного к себе и процессу воспитательного воздействия;

  • отношения осужденного к общественной жизни, людям, основным видам деятельности в ИУ;

  • эмоционально-волевых особенностей поведения осужденного.

В практике индивидуальной воспитательной работы с осужденными нередко допускаются две ошибки. Первая состоит в том, что некоторые воспитатели основное внимание в этой работе уделяют воспитанию вообще по принципу «остричь всех одним номером», создать стандартного, шаблонного человека, воспитать «узкую серию человеческих типов» (А.С. Макаренко). Вторая ошибка в противоположность первой состоит в том, что индивидуальная воспитательная работа ведется в основном с лицом, «выпадающим из коллектива», то есть с наиболее недисциплинированным осужденным.

Подобные ошибки, обусловленные невниманием к воспитательной работе, являются одной из причин того, что из ИУ освобождаются неисправившиеся лица.

Индивидуальную воспитательную работу с осужденными отряда организует и проводит начальник отряда. В этой работе участвуют члены совета воспитателей отряда, а также другие сотрудники ИУ (СИЗО), непосредственно работающие с осужденными отряда. Они изучают личности осужденных, контролируют их поведение и оказывают воспитательное воздействие, направленное на формирование добросовестного отношения к труду, учебе и сознательное соблюдение установленного порядка отбывания наказания, нейтрализацию отрицательных склонностей и черт личности и формирование положительных социальных установок и жизненных планов.

Сотрудники, работающие непосредственно с осужденными, доводят до начальника отряда сведения о личностях и поведении осужденных, проводимой с ними работе, вносят предложения по индивидуальному подходу к ним, ходатайства по оказанию социальной помощи, применению мер поощрения и взыскания.
3. Формы индивидуальной воспитательной работы с осужденными

Все задачи индивидуальной воспитательной работы в ИУ решаются в ходе непосредственного взаимодействия сотрудника с осужденным. Ее технологию формируют специальные методы и приемы. В то же время они реализуется в конкретных организационных условиях, раскрываемых понятием «формы индивидуального воспитания».