ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1870
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
Вторая функция формы - регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между участниками воспитательного процесса. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.
Третья функция - информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение воспитуемым той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы, которые они имеют свои признаки. Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников.
Когда мы говорим об отличии форм по времени, то имеем в виду, что воспитательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важно выяснить, насколько продолжительны эти отношения, как часто используется в воспитательной работе данная форма и др.
По времени проведения все формы можно разделить на кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся).
По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых без включения воспитуемых в предварительную подготовку, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку участников.
Можно различать формы по видам деятельности - формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния воспитателя - непосредственные и опосредованные.
По субъекту организации классификация форм может быть следующая:
-организаторами выступают педагоги, сотрудники, воспитатели;
-деятельность организуется на основе сотрудничества;
-инициатива и ее реализация принадлежит воспитуемым;
По результату все формы можно разделить на следующие группы:
-результатом является информационный обмен;
-результатом является выработка общего решения (мнения); результатом является общественно значимый продукт. По количеству участников формы могут быть:
-групповые (воспитатель - группа воспитуемых);
-массовые (воспитатель - несколько групп, отряд).
Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций. Отметим, что индивидуальная, групповая и массовая формы действуют во всех видах совместной деятельности и являются наиболее распространенными.
2. Понятие и содержание индивидуальной воспитательной работы
Каждый осужденный является носителем асоциальных взглядов и привычек, имеет свой, только ему присущий путь, приведший к совершению преступления. Поэтому в индивидуальной воспитательной работе важно проследить все этапы его жизненного пути, установить условия, обстоятельства, которые привели осужденного к конфликту с законом. Изучение мотивов совершения преступления, психологических особенностей личности правонарушителя поможет воспитателю преодолеть психологический барьер в общении с ним, позволит ему выбрать линию повеления, определить характер взаимоотношений.
Индивидуальная работа базируется на всестороннем и глубоком знании особенностей личности осужденного. Изучение и анализ образа его жизни до совершения преступления дает возможность установить причины и условия формирования асоциальных установок, истоки, питающие эти установки, а также выяснить, на что можно опереться в воспитательной работе.
В этой связи правомерно обратиться к педагогическим воззрениям К.Д. Ушинского, который писал, что воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных нужд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступления и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Эти положения составляют основу методики индивидуального изучения личности.
Проблемы индивидуализации воздействия на личность всегда волновали ученых и практиков, работающих в сфере «человек – человек». Сегодня данная проблема стоит так же остро, как и раньше. Это обусловлено переходом страны на рельсы рыночной экономики.
Важность индивидуальной воспитательной работы с осужденными в ИУ во многом определяется тем, что осужденный попадает в сферу себе подобных.
Индивидуальная работа глубоко затрагивает внутренний мир осужденного, вызывает наиболее активную реакцию, позволяющую в определенной мере судить о результативности воспитательных воздействий, раскрывает внутреннее содержание личности.
Индивидуальная воспитательная работа – это система целенаправленных психолого-педагогических воздействий воспитателя, коллектива воспитателей, отдельных осужденных и групп осужденных, характеризующихся положительно, на конкретного осужденного, основанная на индивидуальном подходе.
Индивидуальная работа органически сочетается с коллективными формами воспитательного воздействия. На практике задачи воспитания отдельной личности и воспитания всего коллектива должны решаться только совместно и только в одном общем плане (А.С. Макаренко).
Педагогика индивидуального воздействия основана на индивидуальной работе с личностью и опирается на коллектив.
Индивидуальный подход – один из важнейших принципов воспитательного воздействия на осужденного, основанный на знании черт его личности и условий жизни.
Принцип индивидуального подхода действует на протяжении всего периода отбывания наказания и при всех условиях является обязательным. Однако индивидуальный подход необходимо сочетать с постановкой общих педагогических задач, то есть должна быть как общая программа, так и индивидуальная – корректив к ней (А.С. Макаренко).
Под индивидуальным подходом понимают организацию педагогического воздействия на осужденного с учетом его индивидуальных особенностей, воспитания, условий жизни, в которых он находился. Человек реагирует на воспитательное воздействие по-разному в зависимости от ранее сложившихся черт его личности, от взаимоотношений с воспитателем, от причины, вызвавшей поступок, на которую это воздействие направлено, от взаимоотношений с окружающими, от отношения его к воспитательному воздействию.
Индивидуальный подход к конкретной личности осужденного предполагает подразделение процесса организации индивидуальной работы по его исправлению на три периода:
-
Изучение и адаптация осужденного к условиям лишения свободы в исправительном учреждении. -
Воспитательное воздействие по исправлению осужденного. -
Подготовка к освобождению и адаптации к условиям жизни на свободе и закрепление результатов исправительного воздействия после освобождения.
Основные задачи индивидуальной воспитательной работы:
1. Коррекция отношения к человеку, труду, обществу.
2. Формирование поведения и качеств личности, соответствующих общественным и моральным требованиям социума.
Структурные элементы индивидуальной воспитательной работы:
1. Всестороннее изучение личности осужденного, его индивидуальных особенностей.
2. Проектирование личности осужденного как объекта воспитания, ее будущего, которое необходимо достичь в процессе индивидуальной работы.
3. Определение наиболее эффективных мер (средств, форм, методов, приемов) воздействия на данную личность и проведение их в жизнь.
4. Оценка сделанного, объективный анализ недостатков, усиление отдельных звеньев в работе (возможен даже возврат на исходные позиции).
5. Анализ достигнутых результатов и выдвижение новых задач педагогического воздействия на личность. Укрепление результатов индивидуальной работы.
Самая большая нагрузка на воспитателя приходится не на стадии изучения осужденного и проектирования его будущего, а на стадии определения мер воздействия и проведения их в жизнь. Именно здесь чаще всего имеют место ошибки, промахи, досадные просчеты.
Нельзя забывать о том, что воспитательное воздействие идет ежеминутно, ежесекундно и не всякое воспитательное мероприятие дает немедленную отдачу. Оно может быть правильно воспринято, а отдача будет гораздо позже.
В целях конкретизации индивидуальной воспитательной работы с осужденными ее можно разделить условно на три этапа:
Этап | Характеристика этапа | Задача воспитателя |
1. Начальный (подготовительный) этап | Осуществляется с момента осуждения лица, совершившего преступление. Изучается личность, выясняются положительные и отрицательные черты характера и причины отрицательного поведения | Воспитателю необходимо установить тесный контакт с осужденным, расположить его к себе и подготовить к переходу на следующий этап |
2. Средний (переломный) этап | Наиболее трудный в воспитательной работе. Он характеризуется душевной борьбой осужденного, так как, с одной стороны, над ним тяготеет привычный образ жизни, а с другой – необходимость подчиняться правилам режима | Воспитателю необходимо создать условия и обстановку для проявления способностей, здоровых интересов и склонностей осужденного и активизировать лучшие задатки и черты характера |
3. Заключительный (закрепительный) этап | Включает в себя мероприятия по укреплению воли осужденного, чтобы он мог сознательно выполнять предъявляемые требования. | Необходима четкая организация новых условий жизни с соблюдением принципа «как можно больше требовательности к человеку, как можно больше уважения к нему» (А.С. Макаренко) |
На последнем этапе проявляется результат многогранной воспитательной работы, которая считается доведенной до конца, если вызывает в осужденном внутренние силы, потребность самовоспитания, то есть положительно реализуется в самой личности.
Эффективная индивидуальная работа возможна лишь при хорошем знании:
-
демографических и социально-психологических данных об осужденном; -
отношения осужденного к себе и процессу воспитательного воздействия; -
отношения осужденного к общественной жизни, людям, основным видам деятельности в ИУ; -
эмоционально-волевых особенностей поведения осужденного.
В практике индивидуальной воспитательной работы с осужденными нередко допускаются две ошибки. Первая состоит в том, что некоторые воспитатели основное внимание в этой работе уделяют воспитанию вообще по принципу «остричь всех одним номером», создать стандартного, шаблонного человека, воспитать «узкую серию человеческих типов» (А.С. Макаренко). Вторая ошибка в противоположность первой состоит в том, что индивидуальная воспитательная работа ведется в основном с лицом, «выпадающим из коллектива», то есть с наиболее недисциплинированным осужденным.
Подобные ошибки, обусловленные невниманием к воспитательной работе, являются одной из причин того, что из ИУ освобождаются неисправившиеся лица.
Индивидуальную воспитательную работу с осужденными отряда организует и проводит начальник отряда. В этой работе участвуют члены совета воспитателей отряда, а также другие сотрудники ИУ (СИЗО), непосредственно работающие с осужденными отряда. Они изучают личности осужденных, контролируют их поведение и оказывают воспитательное воздействие, направленное на формирование добросовестного отношения к труду, учебе и сознательное соблюдение установленного порядка отбывания наказания, нейтрализацию отрицательных склонностей и черт личности и формирование положительных социальных установок и жизненных планов.
Сотрудники, работающие непосредственно с осужденными, доводят до начальника отряда сведения о личностях и поведении осужденных, проводимой с ними работе, вносят предложения по индивидуальному подходу к ним, ходатайства по оказанию социальной помощи, применению мер поощрения и взыскания.
3. Формы индивидуальной воспитательной работы с осужденными
Все задачи индивидуальной воспитательной работы в ИУ решаются в ходе непосредственного взаимодействия сотрудника с осужденным. Ее технологию формируют специальные методы и приемы. В то же время они реализуется в конкретных организационных условиях, раскрываемых понятием «формы индивидуального воспитания».