Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1871

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Вместе с тем следует помнить, что любое индивидуальное задание или поручение дает хорошие воспитательные результаты лишь в случае, если оно отвечает определенным требованиям, среди которых наиболее значимыми являются:

  • строгий учет индивидуальных особенностей осужденных с опорой на их положительные качества при выборе задания или поручения, определении временных параметров их выполнения;

  • способность и психологическая готовность воспитуемого выполнить задания или поручения;

  • строгое соответствие даваемых заданий или поручений целям проводимого воспитательного воздействия на осужденного;

  • обязательное поощрение воспитуемого за добросовестное выполнение задания или поручения;

  • систематический контроль и оказание помощи осужденному при выполнении задания или поручения.

Конечно, было бы неверно считать, что этим и ограничиваются требования к применению индивидуальных заданий и поручений в воспитательной пенитенциарной практике. Каждый конкретный случай будет выдвигать новые требования, менять значимость ранее изложенных. Сотруднику важно точно чувствовать это и творчески подходить к применению этой формы индивидуального воспитания осужденных.

Контроль за поведением осужденного предполагает наблюдение за изменениями в отношении к труду, учебе, другим сферам жизнедеятельности, совершенному преступлению и противоправному поведению, желанию исправиться, жизненным планам и т.д. и реагирование на положительное и отрицательное.

Контроль за проведением осужденного реализуется путем непосредственного наблюдения, когда между объектом и субъектом педагогического процесса устанавливаются прямые связи, отношения, и опосредованного наблюдения, которое осуществляется по просьбе начальника отряда другими сотрудниками или осужденными.

Система индивидуального шефства (белорусский опыт работы) предусматривает закрепление за отдельными осужденными шефов из числа членов совета воспитателей для проведения более интенсивной воспитательной работы, основанной на глубоком изучении личности осужденного, формировании у него доверительного отношения к шефу в сочетании с оказанием осужденному психологической, а также разрешаемой социальной помощи.

Сотрудник, закрепленный за осужденным в качестве шефа, регулярно не реже одного раза в месяц проводит с ним беседы, вносит предложения и ходатайства начальнику отряда и руководству ИУ в отношении осужденного, содержание и результаты данной деятельности отражает в тетради для индивидуальной воспитательной работы с осужденным.


Система шефства необходима в индивидуальной работе с трудновоспитуемыми осужденными и лицами, состоящими на профучете. За вновь прибывшими закрепляются шефы из числа положительно характеризующихся осужденных. Оказывая индивидуальную помощь заключенному, сотрудник помогает ему преодолеть возникающие трудности, что формирует положительное отношение к воспитателю и, следовательно, повышает воспитательный эффект.

Отчеты осужденных перед коллективом осуществляютсячерез шесть месяцев после прибытия в ИК на звеньевом собрании. В них осужденные сообщают о своем поведении за адаптационный период. Кроме того, оценку их поведения дают шефы, назначенные из числа положительно характеризующихся осужденных. Если заключенный за шесть месяцев не допустил нарушений установленного порядка отбывания наказания, то коллектив звена решает вопрос о снятии с него шефства. Члены самодеятельных организаций отчитываются о выполнении общественных поручений на заседаниях СКО, собрании отряда, собрании актива, звена, на заседании самодеятельных организаций.

Рассматривается поведение осужденных на собраниях и заседаниях в случае нарушения режима содержания. Результаты отражаются в тетрадях для индивидуальной работы.

Применение мер дисциплинарного воздействия – поощрений и взысканий – осуществляется с соблюдением педагогических требований, предъявляемых к дисциплинарной практике.

Аттестация осужденных проводится с целью их исправления и предупреждения совершения ими новых преступлений, формирования правопослушного поведения. Она бывает первичная, годовая и оценочная.

Разработка индивидуальных планов самовоспитания занимает важное место в индивидуальной работе с осужденными. Самовоспитание появляется тогда, когда осужденный под воздействием воспитательной работы, режимных требований, труда ясно осознает свой образ жизни, свое прошлое, анализирует свои позитивные и негативные поступки, свой характер. И очень важно воспитателю уловить этот момент, чтобы вовремя помочь правонарушителю верно определить направление работы над собой, составить программу и план самовоспитания.

Разумеется, приведенные выше формы и приемы индивидуального воспитания не исчерпывают всего их многообразия.



Таким образом, индивидуальная работа с лицами, лишенными свободы, занимает ведущее место в педагогическом процессе ИУ, является стержнем всей воспитательной работы, затрагивает внутренний мир осужденных, обеспечивает дифференцированный подход с учетом степени социально-педагогической запущенности, состава совершенных ими преступлений.

Программа индивидуальной воспитательной работы содержит систему педагогических задач и мероприятий, направленных на исправление отрицательных качеств личности, подготовку осужденного к правопослушному образу жизни.

К основным педагогическим задачам относится общеобразовательное и культурно-гуманитарное обучение осужденного, профессиональная подготовка, формирование добросовестного отношения к труду, соблюдению правовых и нравственных норм, включение в общественную работу и другие виды полезной деятельности, преодоление криминогенных склонностей и формирование необходимых нравственно-правовых установок, определяющих правопослушное поведение в основных сферах жизнедеятельности и социальных отношений.

При осуществлении индивидуальной воспитательной работы используются возможности самовоспитания, обеспечивается сознательное включение осужденного в процесс исправления.

Учитывая сказанное, следует сделать вывод о том, что решение задач повышения эффективности индивидуальной воспитательной работы требует сегодня выполнения ряда условий, к числу которых относятся:

1) формирование профессионально подготовленного коллектива воспитателей, в котором ведущую роль должны играть начальники отрядов;

2) четкая реализация принципа «каждый сотрудник – воспитатель»;

3) глубокий и всесторонний, повседневный анализ состояния обстановки, выявление факторов, определяющих социально-психологический климат и характер взаимоотношений в отряде;

4) четкая дифференциация состава осужденных с целью обеспечения индивидуализации воздействия, в особенности в отношении лидеров групп отрицательной направленности;

5) обеспечение трудоспособных осужденных трудом;

б) формирование самодеятельных организаций, наделение их в пределах закона функциями самоуправления;

7) обеспечение стабильности отрядных и бригадных коллективов осужденных;

8) информационно-аналитическое и методическое обеспечение организации и проведения индивидуальной воспитательной работы.
4. Групповые и массовые формы


воспитательной работы с осужденными

Групповые формы воспитательной работы (в масштабах отряда, класса, бригады) частично персонифицированы, объектом воспитательно­го воздействия является группа осужденных и личность в группе. К груп­повым формам работы с осужденными можно отнести трудовые объединения, художественно-творческие объединения, клубы по интересам, обще­ственные объединения и организации, микрокружки и др.

В этих формах воспитатель проявляет себя как участник или как организа­тор. В отличие от коллективных (массовых) форм влияние его на воспитуемых более заметно, так как на него в большей мере обращено внимание осужден­ных. Главная задача сотрудника, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положи­тельного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние сотрудни­ков в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотно­шений между осужденными, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример уважительного, тактичного от­ношения к осужденным самого сотрудника-воспитателя.

Массовые формы воспитательной работы (в масштабах учрежде­ния) наименее персонифицированы, объектом воспитательного воздей­ствия являются осужденные, которые могут быть и не объединены непо­средственными формами общения. К массовым формам работы с осужден­ными можно отнести различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбри­гады, праздники, вечера, собрания, диспуты, олимпиады, смотры художе­ственного творчества, выставки, спортивные и трудовые соревнования и др.

При проведении массовых воспитательных мероприятий сотрудники могут выполнять роль или ведущего организатора, или рядового участника деятельно­сти, воздействующего на осужденных личным примером, или советчиком, по­мощником осужденных в организации деятельности.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и массовые формы работы призваны способствовать эффективности взаимодействия между сотрудниками и осужденными, повышению процесса исправления осужденных в местах ли­шения свободы.
Вопросы и задания для самопроверки

  1. Дайте определению понятию «формы воспитательной работы».

  2. Какую функцию выполняют формы воспитательной работы?

  3. Соотнесите понятия: принципы, методы, формы, средства и приемы воспитания?

  4. Определите основные формы воспитательной работы с осужденными, подумайте над возможностью их совершенствования.

  5. Раскройте методику проведения коллективных и групповых форм в воспитательной работы с осужденными.

  6. Назовите формы индивидуальной воспитательной работы с осужденными. Проанализируйте общее и отличительное в сущности основных форм индивидуальной воспитательной работы.

  7. Определите, в чем заключается основная цель подготовки к проведению беседы и ее начального этапа.

  8. Какова роль индивидуальной воспитательной работы для самовоспитания осужденных?

  9. Подберите наиболее подходящую форму и методы воспитания по теме «Что делает человека человеком?». Обоснуйте свою педагогическую позицию.

  10. Продумайте цель, план, содержание, ход беседы и критерии оценки эффективности индивидуальной беседы начальника отряда с осужденным перед непосредственным освобождением из ИУ?



Литература

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997.

  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544.

  3. Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010.

  4. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

  5. Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006.

  6. Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004.

  7. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993.

  8. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.

  9. Тюгаева Н.А. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными: Учеб.-практ. пособие. Рязань: АУ ФСИН России, 2006.

  10. Индивидуально-воспитательная работа с осужденными в ИТУ / Обзор метод. рекомен. ГУИД МВД СССР. Тверь, 1990.

  11. Рабочая тетрадь педагога-исследователя (пособие в помощь начинающему исследователю): В 2 ч. М.: АПКиППРО, 2006.

  12. Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития и перспективы научного поиска. М.: АПКиПРО, 2003.




РАЗДЕЛ 4

С одержание воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях



    1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

Самым значительным и сложным компонентом системы исправления является нравственное воспитание осужденного, освоение им нравственного содержания правовых норм.

Нравственность – совокупность положительных качеств человека, проявляющаяся в поведении. Формируются, совершенствуются эти качества в процессе нравственного воспитания, то есть систематического воздействия на развитие человека в целях становления такой личности, для которой идеалы добра, справедливости, долга, чести и др., а также нравственные нормы и принципы являются основополагающими в повседневной жизни и деятельности.