ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1908
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
1. Общение как средство взаимодействия воспитателя и воспитуемого
Залогом гармонии в общении с другими людьми и с окружающим миром всегда было умение общаться.
Педагогическое общение – это взаимодействие воспитателя и воспитуемого, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.
Педагогическое общение с осужденными нацелено на:
-
переориентацию направленности личности с преступных целей на общественно-значимые; -
формирование у осужденных потребности в позитивных связях; -
устранение различных видов криминального общения.
Педагогическое общение имеет следующие функции (классификация психолога Ломова):
-
информационно-коммуникативную; -
регуляционно-коммуникативную; -
воспитательно-коммуникативную.
Информационно-коммуникативная функция реализуется в диалоге – информационном контакте субъектов общения. Результативность общения зависит от того, насколько субъекты будут равноправны, насколько незаметным сделают свое коммуникативное лидерство и смогут организовать соразмышление, сотворчество.
Существуют общие установки, определяющие основные условия успешной реализации информационно-коммуникативной функции педагогического общения: точность передачи информации при любой степени ее адаптации в воспитательных целях, коммуникативная компетенция воспитателя, его умение ориентироваться в ситуации общения.
Регуляционно-коммуникативную (организаторскую) функцию можно определить как стержнеобразную, направляющую развитие процесса общения и соединяющую все его нити. Педагог постоянно регулирует процесс общения, стимулирует участие в нем собеседников, корректирует решение коммуникативных задач, запланированных и возникающих спонтанно. Здесь важна мобильность, внутренняя готовность к изменению тактики речевого взаимодействия. Опытный педагог чувствует реакцию аудитории и может интуитивно корректировать тот или иной способ или прием речевого взаимодействия.
Спектр действия воспитательно-коммуникативнойфункции очень широк: развитие личностных качеств воспитуемого, формирование эмоциональной сферы и перцептивных (от лат. «восприятие») способностей, развитие эстетической восприимчивости и др.
2. Этапы и формы педагогического общения
Педагогическое общение реализуется через ряд этапов.
Прогностический этап педагогического общения заключается в моделировании предстоящего общения. Готовясь к встрече, необходимо продумать не только содержание предстоящей деятельности, но и возможные способы и тональность общения. На данном этапе осуществляется сложный процесс перевода педагогических задач в сферу коммуникативных, достигается их соответствие. Одновременно прогнозируется восприятие воспитанниками содержания педагогического общения и личности воспитателя. Это этап настройки.
Начальный этап общения предполагает организацию непосредственного общения и установление психологического контакта в атмосфере доверия. При этом уточняются условия и структура предстоящего общения. В первые минуты определяется возможность использования избранных методов, а также общее настроение. Инициатива в общении дает воспитателю возможность решать ряд стратегических и тактических социально-педагогических задач. Благодаря роли воспитателя обеспечивается руководящее положение сотрудника, формируются соответствующие чувства, создается здоровый психологический климат.
Следующий этап предполагает управление общением в развивающемся педагогическом процессе. При этом осуществляется решение значительного ряда постоянно возникающих коммуникативных задач, идет постоянное сопоставление методики воздействия и системы общения. Это самый продолжительный и продуктивный этап, реализация которого предъявляет значительные требования к коммуникативной культуре и выносливости педагога, поскольку профессионально-педагогическое общение носит интенсивно-преобразующий, а не информационно-потребительский характер.
Большое значение в профессиональном педагогическом общении имеет этап осуществления форм педагогического воздействия, которое может быть реализовано в двух направлениях:
– законченное педагогическое воздействие по решению определенной задачи;
– незаконченное педагогическое воздействие, где еще существует альтернативность решения задачи.
На заключительном этапе сотрудник анализирует использованную им систему общения, осмысливает ее форму, уточняет возможные варианты организации общения и прогнозирует очередное общение, моделируя его структуру. Следует помнить, что анализ осуществленного общения и переживание чувства удовлетворенности или неудовлетворенности существенным образом влияют на содержательные аспекты предстоящего общения, на принципы отбора материала и воспитательных средств.
В своей практической деятельности сотрудник ИУ использует различные формы педагогического взаимодействия с осужденными:
– индивидуальную форму (отдельная личность);
– групповую (группа, коллектив);
– массовую.
Существуют и другие классификации форм педагогического общения. Например, психолог П.М. Якобсон выделяет деловое, воздействованное, эмоциональное общение; психолог В.А. Богословский – непосредственное, опосредованное, кратковременное, длительное, законченное, незаконченное и др.
Умение сочетать и использовать все формы педагогического взаимодействия позволяет субъекту воспитания занять руководящую роль в системе педагогических отношений.
3. Средства и основные параметры общения
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по двум каналам: речевому (от лат. «устный, словесный» – вербальному) и неречевому (невербальному). У обоих способов есть своя специфика выразительных средств, которые описаны:
– паралингвистикой, исследующей звуковые свойства речи и голоса;
– экстралингвистикой, рассматривающей специфические разделительные речевые звуки;
– кинесикой, изучающей внешние проявления человеческих эмоций и чувств;
– проксемикой, исследующей расположение людей в пространстве;
– такесикой, анализирующей прикосновения, которые возникают в ситуации общения.
Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Этот механизм был исследован в начале XX в. психологом Л.С. Выготским. Внутренняя речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человека – его размышления, планы, споры с самим собой, переработка увиденного и услышанного – протекает в скрытой форме, на мыслительном уровне. Внутренняя речь «работает» всегда, исключая время глубокого сна. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями. Именно об этом этапе порождения высказывания говорят: «На языке вертится, а сказать не могу».
Внешняя речь существует в устной и письменной формах, различия между которыми определяются:
1. Способами кодирования. Устная речь – произносимая, звучащая, слышимая – выражена звуками (акустическим кодом), а письменная – видимая, написанная – буквами (графическим кодом).
2. Механизмами порождения. Письменный текст, как правило, готовится, записывается на черновиках, подвергается редактированию, совершенствованию. Устная речь не имеет таких возможностей: она спонтанна, то есть создается в момент говорения, поэтому требует огромной тренировки, быстроты выбора слов, автоматизма синтаксического конструирования.
3. Механизмами восприятия. Устная речь должна восприниматься сразу – письменная осмысливается при многократном чтении.
4. Грамматическими и лексическими особенностями. В письменной речи четче подбираются слова, преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, страдательные конструкции. В устной речи наблюдаются повторы, неполные, простые предложения. Известен предел, ограничивающий количество слов звучащей речи (от пяти до девяти).
5. Видами норм. Только к устной речи предъявляются орфоэпические требования, и только к письменной – орфографические, пунктуационные и каллиграфические.
6. Выразительными возможностями. Устная речь обладает средствами звуковой выразительности, отличается богатством интонаций, паузами, логическими ударениями, а также сопровождается жестами и мимикой. Знаки препинания, кавычки, шрифтовые выделения компенсируют меньшие экспрессивные возможности письменного текста.
7. Характером адресата. Устная речь зависит от того, как ее воспринимают, потому что, как правило, коммуниканты не только слышат, но и видят друг друга. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим.
Устная речь может быть записана, а письменная – произнесена. Например, письменный текст при озвучивании приобретет некоторые особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме.
К основным параметрам общения, в том числе и педагогического, относятся: стиль, тон, техника и такт.
Стиль общения – это индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия партнеров по общению.
В стиле находят выражение особенности коммуникативных возможностей общающихся, уровень их взаимодействия, творческая индивидуальность каждого.
Педагогический стиль общения представляет собой синтетическую характеристику взаимодействия субъекта и объекта, влияющую на успешность педагогической деятельности, помогающую снять психологические и эмоциональные барьеры и др.
Существуют различные классификации стилей общения. В данном случае выделим три стиля: авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный стиль общения строится на высоком уровне требований, повышенной строгости. Общение при этом сухое и официальное, нет уважения и доверия к личности осужденного. Авторитарный воспитатель мало считается с мнением воспитанников, не любит неформальных лидеров. Прямые связи здесь явно преобладают над обратными. При организации работы с осужденными не учитываются межличностные отношения, сложившиеся в коллективе. Задачи, которые ставятся перед воспитанником, чаще всего не обосновываются, мотивы необходимости выполнения задания не объясняются. Воспитатель, выбирающий авторитарный стиль общения, не любит и не умеет признавать свои ошибки, излишне самоуверен.
Демократический стиль общения характеризуется простотой и искренностью в обращении, уважением каждой личности, отзывчивостью и вниманием. При этом общение осуществляется на равных. Суть отношений в рамках демократического стиля можно выразить формулой «максимум требований к личности и максимум уважения к ней». При демократическом стиле общения проявляется оптимальное сочетание прямых и обратных связей. Воспитатель в ходе общения испытывает явную потребность в обратной связи, старается учитывать межличностные отношения, сложившиеся в коллективе. Он объясняет и обосновывает задачи, которые ставит перед воспитанником, предлагает обсудить целесообразность задания и программу его выполнения. Такой воспитатель умеет признавать допущенные ошибки.
Либеральный стиль общения часто является следствием нетребовательности, отсутствия у субъекта воспитания собственного мнения, настойчивости, организаторских способностей. В рамках этого стиля выполнение предъявляемых требований не проверяется, обратные связи явно преобладают над прямыми. Либеральный воспитатель ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях, недостаточно решителен в трудных ситуациях. Он не придает большого значения необходимости обоснования задачи, поставленной перед воспитанником, не боится признавать свои ошибки, потому что не придает этому особого значения.
Определяя общие стили поведения, Г.Б. Морозова отмечает, что в ситуациях затруднения или конфликта люди проявляют до десяти индивидуальных стилей поведения: конфликтный, конфронтационный, сглаживающий, сотруднический, приспособленческий, стиль избегания, стиль защиты и др.