Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1924

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Способствовать развитию культуры речи осужденных – значит повышать уровень владения нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также формировать умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

В процессе работы над повышением уровня культуры речи у осужденного повышается уровень общей культуры, воспитуемый становится более понятным для себя самого, способным к осмыслению возможных отклонений в своем поведении, задумывается о воздействии собственной личности на окружающих. Появляются возможности для активной познавательной и творческой деятельности воспитанников, развиваются индивидуальные способности, что благоприятно сказывается на последующей эффективной адаптации осужденного к современным условиям среды.

Таким образом,борьба с воровским жаргоном и развитие культуры речи у осужденных –этомероприятия, направленные на повышение уровня речевой культуры спецконтингента, к ним относится: расширение запаса общеупотребительной литературной лексики в процессе проведения занятий с осужденными, чтения научной и художественной литературы, газет и журналов; постоянное сообщение осужденным новых слов с раскрытием их значения; показ морального вреда жаргона, его отрицательного влияния на взаимоотношения между людьми; борьба с засорением речи словами-паразитами, с привычкой обозначать слова жестами, с неправильным употреблением слов, ошибками в ударении и т.п.; выявление распространителей тюремного жаргона, применение к ним строгих мер воздействия и др.
Вопросы и задания для самопроверки

  1. Раскройте основные понятия темы: «общение», «коммуникативная деятельность», «педагогическое общение», «основные функции общения», «виды общения», «формы и средства общения».

  2. Назовите уровни педагогического общения.

  3. Дайте характеристику основных стилей педагогического общения.

  4. Определите условия, влияющие на эффективность коммуникативной деятельности в условиях исправительного учреждения.

  5. Какова роль педагогики сотрудничества в воспитании осужденных в коммуникативной деятельности?

  6. В чем специфика педагогического общения в неформальных образованиях и организациях осужденных?

  7. Каковы особенности криминогенного общения осужденных в исправительном учреждении?

  8. Перечислите требования к педагогическому общению в местах лишения свободы.



Литература

  1. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2003.

  2. Казакова А.П. Педагогическое общение. М., 1997.

  3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М, 1990.

  4. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М. Столяренко. М., 2003.

  5. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М., 1998.

  6. Паносюк А.Ю. Управленческое общение. М., 1990.

  7. Махиборода Н.И. Педагогическое общение в воспитательных колониях (психолого-педагогический, организационный и правовой аспекты): Монография. Рязань, 2007.





РАЗДЕЛ 5

Особенности воспитательной работы с различными категориями

осужденных


5.1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ
Воспитательная работа всегда занимала особое место в системе средств исправления несовершеннолетних правонарушителей. Вопросы ее организации и проведения с подростками, лишенными свободы, решались на определенных этапах развития нашего государства по-разному, с учетом социально-экономических и политических условий, направленности уголовной исправительной политики, создаваемых типов учреждений.

Необходимость рассмотрения отдельного вопроса, посвященного воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными, диктуется следующими соображениями:

  • подростковый период имеет специфические психофизиологические особенности, которые обязательно следует учитывать при проведении социальной, воспитательной и психологической работы;

  • правовые положения, регламентирующие статус несовершеннолетнего осужденного, имеют значительные различия с правовыми нормами в отношении взрослых преступников;

  • гуманизация уголовного законодательства с учетом международной практики в первую очередь обращена к несовершеннолетним правонарушителям;

  • формы и методы социальной, воспитательной и психологической работы с несовершеннолетними осужденными имеют качественно иные цели и характер, чем формы и методы работы со взрослыми преступниками.

Анализ проблем подростковой преступности свидетельствует, что большая часть осужденных (в том числе ранее несудимых), поступающих в воспитательные колонии, уже знакома с элементами тюремной субкультуры, смещающей систему ценностей в сторону криминализации и подражания этой субкультуре. Во многих случаях, как видно из проводимых социологических опросов, эти знания почерпнуты из художественной литературы низкопробного содержания, телевидения, Интернета получены в период пребывания в следственных изоляторах, а также при до сих пор имеющем место совместном содержании задержанных подростков с взрослыми преступниками в ОВД. Лишь незначительная часть подростков приобрела их, отбывая наказание в воспитательной колонии. Все это в значительной степени актуализирует данную проблему.


1. История становления системы воспитательной работы

с несовершеннолетними правонарушителями

Первые сведения о мерах, принимавшихся Российским государством для воспитания нищенствующих, беспризорных, бродяжничающих детей, относятся к XVII в. Уже при царе Федоре Алексеевиче были учреждены «приют-дворы», однако это не принесло существенных результатов. По-настоящему эта работа была развернута только в ХIХ столетии.

В истории развития исправительных заведений в России ХIХ в. для несовершеннолетних правонарушителей было немало положительных моментов, которые обсуждались на съездах исправительных заведений для малолетних. В их работе принимали участие видные ученые того времени, такие как В.М. Бехтерев, М.Н. Гернет, А.Я. Герд, А.Ф. Остроградский, которые пытались определить наиболее эффективные методы работы с несовершеннолетними. Но в условиях царского самодержавия, когда господствовало «карательное исправление наказанием», добиться претворения прогрессивных методов исправления было чрезвычайно трудным делом.

Одна из интереснейших попыток в исправлении малолетних была предпринята в 1871–1874 гг. русским биологом А.Я. Гердом. Человек разносторонней культуры, прогрессивных взглядов, он успешно решил в эти годы задачу «исправлять ребят на педагогических началах». Сам был воспитан на педагогических идеях К.Д. Ушинского.

Первая в России земледельческая колония для малолетних бродяг была организована в 1819 г. в Гомельском имении графа Румянцева Я. Гердом, приглашенным в Россию для организации обучения детей. В 1878 г. его сын А.Я. Герд стал первым директором колонии, где он сумел создать подлинный воспитательный коллектив.

Будучи проводником и последователем идей К.Д. Ушинского, А.Я. Герд многие из его идей реализовал в своей деятельности. Вся его система воспитания была проникнута идеями гуманизма, уважением человеческого достоинства детей. Главным должна быть забота о воспитаннике, о его завтрашнем дне. Для них важно человеколюбивое отношение и добрый пример.

Одним из важнейших принципов педагогической системы А.Я. Герда было признание «руководящей роли воспитателя и его личного влияния на детей». Дети должны группироваться вокруг воспитателя. Если воспитатель не поставит и не зарекомендует себя в группе как старший, то группа не сольется в единый коллектив. Важное значение он придавал личному примеру, поэтому всегда работал вместе с детьми.


Кроме того, А.Я. Герд одним из первых в России обосновал и ввел новую систему формирования «семьи» – первичного коллектива. Для этой цели он брал 5–6 лучших воспитанников и вокруг них формировал новый коллектив. Следовательно, «старые» воспитанники являлись ядром, «зародышем» нового коллектива, вокруг которого объединялись ребята по принципу «естественного тяготения детей друг к другу». Все «семьи» составляли одну общую колонию. Это достигалось единством правил, определявшим жизнь группы, полной солидарностью воспитателей и воспитуемых, но каждая группа имела свой характер.

Он широко привлекал воспитанников к поддержанию порядка в колонии, добивался того, чтобы правила поведения настолько осознавались и входили в права детей, что каждое их нарушение осуждалось товарищами. Главное – довести детей до внутреннего убеждения в необходимости порядка.

При этом А.Я. Герд был ярым противником формального, механического воздействия на детей. Воздействие должны оказывать сами воспитанники, их коллектив. Основное его требование: воспитанник, потерявший доверие, никуда не отпускается один, всегда сопровождается кем-нибудь из товарищей и постоянно находится под контролем всей группы.

В отношении бравирующего своим плохим поведением он советовал не замечать его, и в качестве «высшей» меры наказания для нарушителей порядка А.Я. Герд установил «удаление воспитанника в отдельный домик».

Таким образом, в основе системы его работы с правонарушителями лежали идеи:

  • трудового воспитания;

  • гуманизма и уважения к личности несовершеннолетнего;

  • руководящей роли воспитателя;

  • сотрудничества педагогов и воспитанников;

  • его личного влияния на подростков;

  • самоуправления.

Уже в середине XIX в. им были успешно апробированы многие формы и методы индивидуальной и коллективной работы с несовершеннолетними правонарушителями, которые впоследствии были разработаны А.С. Макаренко. Однако в то время прогрессивные педагогические идеи А.Я. Герда не нашли поддержки.

Период 20-х гг. ХХ столетия явился временем, значительно повлиявшим на становление системы воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями. Тогда были приняты важные документы, а именно: временная инструкция «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» (23 июля 1918 г.), декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних» (14 января 1918 г.); Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «O делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» (4 марта 1920 г.).


Пенитенциарная система нашей страны того времени видела свою задачу в том, чтобы «обезвредить» преступника. К понятию же «исправления» юристы и педагоги пришли не сразу. Каждый из известных в истории нашего государства типов учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, лишенных свободы, с точки зрения осуществления воспитательной работы имел свою специфику.

До начала 1918 г. значительное число несовершеннолетних правонарушителей содержалось совместно со взрослыми заключенными в арестных домах и тюрьмах. Обучались здесь менее 3% подростков, примерно столько же было занято какими-либо работами.

Особые учреждения для несовершеннолетних осужденных после января 1918 г. стали возникать в основном как воспитательные заведения. Этому во многом способствовал декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 14 января 1918 г., упразднивший суды и тюремное заключение для подростков. Стали проводиться мероприятия по коренной peopганизации и созданию принципиально новых воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, в которых они должны отбывать уголовные наказания.

В то время почти все дела о преступлениях подростков рассматривались в комиссиях по делам несовершеннолетних. И только в исключительных случаях комиссии передавали дела в народные суды. Через суд проходили, как правило, дела правонарушителей-рецидивистов или лиц, совершивших тяжкие преступления, слабо поддающихся мерам медико-педагогического характера. Такие несовершеннолетние направлялись в закрытые воспитательные учреждения системы Народного комиссара юстиции – реформатории.

Первый реформаторий был открыт в Москве в декабре 1918 г. В соответствии с уставом этого учреждения здесь содержались лица в основном до 18-летнего возраста. Срок пребывания в реформатории определен не был. Суды выносили неопределенные приговоры, и в дальнейшем судьбу воспитанников коллегиально решало правление учреждения. Как правило, более двух лет они в нем не находились.

Являясь особым воспитательным учреждением, сочетающим принудительный режим и ограниченную свободу с культурно-массовой работой, реформаторий ставил перед собой цели:

  • обучить воспитанников правилам поведения в обществе;

  • расширить их умственный кругозор путем общего и профессионального образования;

  • привить им трудовые навыки.

Распределение лиц, отбывающих наказание в реформаториях, происходило по группам («семьям») в зависимости от индивидуальных особенностей. Как правило, в «семье» оказывались воспитанники одинакового развития. Помимо этого в каждую группу старались «внедрить» несколько лиц с более сильными нравственно-волевыми задатками, чтобы они впоследствии стали проводниками педагогических идей воспитателей. В среднем в «семье» должно было быть не более 10 чел. К каждой группе прикреплялся воспитатель.