ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1910
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
В каждом сложившимся коллективе существует общий целостный стиль педагогического общения, который, как правило, формирует и определяет общеколлективную психологическую атмосферу и, соответственно, влияет на становление индивидуальных стилей общения.
Общий стиль общения уже не просто «технология» общения, а его нравственная атмосфера, и важно, чтобы это был климат вежливости и тактичности, взыскательности и деликатности.
К параметрам общения относится тональность общения, в соответствии с которой оно может быть сердечным, уступчивым, агрессивным, наглым, злобным, подозрительным, добрым и т.д.
Отношение человека к человеку основывается на такте. Такт – это та единица, или нравственная категория, которая призвана регулировать межличностные отношения.
Выделяют следующие способы воздействия на личность воспитанника в процессе общения:
1. Внушение – воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, поведения в соответствии с этой информацией.
2. Эмоциональное заражение – воздействие через непосредственную передачу эмоционального состояния посредством голоса, интонации, тембра голоса, жестов, мимики, пантомимики.
3. Убеждение – интеллектуально-эмоциональное воздействие, основанное на логике, доказательствах.
4. Принуждение – физическое и психологическое.
Педагогический такт – способ воздействия воспитателя на воспитуемого, профессиональное качество педагога, мера продуктивного общения, способствующая поддержанию морально-психологического климата, элемент истинной культуры педагогического труда. У тактичного педагога культура поведения основывается на любви к людям, доверии, уважении, искренности, отсутствии фальши в делах и словах, на умении ориентироваться в любых жизненных обстоятельствах и исходить из нравственных норм и принципов.
Талантливый педагог, руководствуясь профессиональными знаниями и педагогической интуицией, создает свою технику речи, которая включает в себя такие параметры, как:
– интонация (совокупность пауз и темпа речи);
– диапазон (совокупность звуков различной высоты);
– паузы (поисковые, выжидательные, означающие конец разговора).
В общении важно все. По мнению А.С. Макаренко, в практике играет решающую роль то, как стоишь, и как поднимаешься со стула из-за стола, и как повышаешь голос, и даже как улыбнешься и посмотришь. Это требует большого мастерства.
Коммуникативное проявление личностных качеств сотрудника осложняется условиями межличностно-группового общения: педагогическое общение происходит «внутри определенной социальной общности» *А. Леонтьев). Сотрудник одновременно общается и с группой, и с каждым отдельным осужденным, стремясь сохранить общие ориентиры взаимодействия.
Итак, среди личных качеств сотрудника ИУ, обеспечивающих эффективность его эмоционально-волевого воздействия на процесс общения, выделяют
-
суггестивные качества, означающие способность к внушению, к эмоциональному воздействию на осужденного, умение обращаться не только к его разуму, но к чувству; -
перцептивные качества – наблюдательность, умение «читать по лицам», определять психическое состояние воспитанника по внешним признакам и соответственно реагировать, корректируя свое поведение, меняя способы воздействия; -
способность к эмоциональному переключению и к использованию всей палитры эмоциональных средств воздействия; -
умение находить и нестандартно использовать речевые средства, адекватные для решения конкретной воспитательной задачи, для достижения конкретной коммуникативной цели.
4. Особенности коммуникативной сферы осужденных
Осужденные, отбывающие наказание в ИУ, часто характеризуются практически полным отсутствием культуры, если говорить об общепринятых моральных нормах. В среде осужденных повседневная речь отличается грубостью, засоренностью, бедностью словарного запаса. В письменной и устной речи они используют воровской жаргон, с помощью которого пытаются создать себе авторитет, оказать влияние на свое окружение. Использование жаргонных слов искусственно повышает эмоциональный тонус осужденных, формирует такие отрицательные качества личности, как бестактность, бессовестность, жестокость. У них отмечается развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, отсутствие стеснения в выражениях, откровенная недоброжелательность к окружающим, пренебрежение к чужим интересам и запросам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, сквернословие, употребление унизительных кличек, прозвищ.
В ИУ процесс воспитания проходит в условиях полной или частичной изоляции осужденных от общества, что и определяет его специфику. По мере сужения сферы общения и усиления факторов изоляции происходит активизация межличностного взаимодействия. Осужденный попадает в среду, отличающуюся специфической субкультурой, уголовными традициями, асоциальными нормами, ценностями и обычаями.
Таким образом,дефицит общения осужденных – это недостаточное по количеству и качеству общение лиц, отбывающих наказание, с окружающими людьми в связи с их изоляцией. Дефицит общения среди осужденных может являться одной из важнейших причин задержек и отклонений в психическом развитии, особенно у несовершеннолетних. При проведении коррекционной работы недостаточно восполнять количественный дефицит общения, необходимо организовывать адекватное по качеству общение осужденных, учитывая как их возрастные особенности, так и прошлый коммуникативный опыт. Для этого проводится диагностика уровня развития общения и восполняются отмеченные пробелы.
Криминогенное общение в среде осужденных– особый, деформированный вид общения, который возникает в условиях социальной изоляции. Деформация затрагивает все его компонентов общения осужденных: информационный, перцептивный и интерактивный. Выделяют несколько видов деформации общения: изоляционную, нравственную и криминальную.
Криминогенное общение характеризуется повышенной стрессогенностью, конфликтностью, жесткой ролевой заданностью и конспиративностью. Оно является такой знаковой системой, которая имеет конвенциональную природу, строится на основе взаимной договоренности определенного круга участников общения о системе кодирования, декодирования и технологии маскировки знаков, выступающих в качестве только им понятного шифра. Криминогенное общение в среде осужденных используется для установления незаконных связей, обмена преступным опытом, умышленного совершения преступлений.
Данный вид общения проявляется в виде конфликтов, массовых эксцессов и других явлений на межличностном, групповом и массовом уровнях. Исследование криминогенного общения имеет практическое значение. В частности, оно ориентирует на устранение деформации общения осужденных на основе их ресоциализации, то есть формирования у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, потребности в позитивных связях и ценностях.
Кроме того, дальнейшее изучение криминогенного общения позволяет внести вклад в теорию и практику борьбы с организованной преступностью путем обоснования надежных методов документирования преступных связей и сообщений, «психического насилия» и предъявления их в качестве доказательств на этапе судебного разбирательства. Информационная природа организованной преступности превращает криминогенное общение в одно из ключевых понятий юридической психологии.
Жаргон осужденных (воровское арго) – совокупность слов или фразеологических оборотов, служащих для группового общения членов преступных группировок и представителей близких к ним социальных групп. Выделению уголовного арго в самостоятельную категорию социальных диалектов во многом способствовало прошлое состояние этой языковой подсистемы, при котором арго выполняло, прежде всего, конспиративную функцию, вырабатывая обширный словарь, позволявший говорящему заменять все (или почти все) знаменательные слова арготизмами. С эзотеричностью арго, позволявшей уголовным элементам общаться между собой, оставаясь непонятыми остальными людьми, случайно оказавшимися поблизости, была тесно связана и паролевая функция арго – функция узнавания «своих».
Профессиональные преступники того времени были обязаны знать арго в совершенстве, однако в 30–50-е гг. XX в. воровское арго стало претерпевать существенные изменения, выражающиеся как в увеличении и обновлении словаря, так и в расширении социальной базы арго, к которому начало приобщаться гигантское количество политзаключенных, переполнивших тюрьмы и лагеря в результате сталинских репрессий. Социальные процессы той эпохи привели к активному выходу уголовной лексики за пределы собственно преступной сферы, переходу многих арготизмов в просторечие, разговорную речь, групповые жаргоны.
По наблюдению М.А. Грачева, 87% арготизмов относится к «профессиональной» лексике уголовников (сюда входят обозначения преступных действий, жертв преступлений, оружия преступников, мест лишения свободы и т.д.), и только 13% относится к «бытовой» лексике (названия частей тела человека, одежды, обуви и т.д.), при этом в другие языковые подсистемы переходят слова как из «профессиональной», так и из «бытовой» части. Помимо «профессиональной» и «бытовой» в арго выделяются пласты общеуголовной лексики (употребляемой всеми преступниками) и «специализированной» (используемой лишь определенными категориями лиц в соответствии с их уголовной «специализацией»).
В настоящее время с увеличением социального субстрата воровского арго, происходящим за счет общей криминализации общества (появления организованной преступности, распространения наркомании, проституции, активного влияния преступной среды на коммерческие структуры, появления «черного», связанного с нарушениями юридических законов, бизнеса, открытия сферы финансово-экономических преступлений и т.д.), усложняется и членение арго в его «специализированной» части.
В связи с этим активизировались и другие функции уголовного жаргона – номинативная (реализующая потребность в назывании новых реалий преступного характера, отсутствовавших ранее в уголовном обиходе) и экспрессивная (по данным В.Д. Бондалетова, до 70% словаря арго составляют экспрессивно-эмоциональные слова). Утрата былой конспиративности, сопровождающаяся выходом словарей уголовного и тюремно-лагерного жаргона, экспрессивность лексики, ее «специализированность», а также представленность арготической лексики в речи в виде отдельных вкраплений – эти и другие особенности современного воровского жаргона сближают его, с одной стороны, с професссиональными жаргонами, а с другой – с корпоративными, обеспечивают его промежуточное положение среди социальных вариантов речи.
Система мер борьбы с проявлениями криминальной субкультуры представляется наиболее эффективной, если в среде осужденных осуществляется процесс формирования общечеловеческих ценностей и противопоставление их ценностям уголовного мира, ведется работа по повышению уровня общей и речевой культуры, широко используются нравственно-эстетические приемы и методы воспитательного воздействия, активизируется деятельность, повышающая образовательный уровень и степень активности в полезном досуге.
Осужденного нужно убедить в необходимости повышения его культурно-образовательного уровня. Культура речи и культура в целом не передаются биологическим путем, а являются результатом определенной учебы, определенного труда. Воспитание уважения к своему языку, развитие коммуникативных способностей осужденных способствует их общему развитию, формированию уважения к самому себе, другим людям.
Совершенствование культуры речи осужденных препятствует негативному воздействию криминальной субкультуры, укрепляет культурную идентичность воспитуемого, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, педагогами, другими взрослыми, способствует положительному изменению их микросреды в целом, облегчает адаптацию к жизни в колонии.
В работе с осужденными необходимо учитывать особенности возраста. Так, в подростковом возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь, логическая память. Подростки проявляют большой интерес к межличностному одновозрастному общению, они хотят научиться добиваться расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей, стремятся к личному самосовершенствованию. Целесообразно для развития мышления в этом возрасте использовать такие упражнения по риторике, как планирование, составление и произнесение публичных речей, ведение дискуссий, подготовка грамотных ответов на вопросы.