Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1903

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Однако потребность в самовоспитании может возникнуть у человека только при достижении им определенного уровня нравственного развития. Подвести, подготовить человека к осознанию необходимости самовоспитания – одна из важных задач ИУ. С этой целью в колониях разрабатываются методики проведения коллективных занятий по подготовке осужденных к самовоспитанию. Такие занятия дадут более устойчивые установки социальной активности.

Уровень готовности осужденных к самовоспитанию определяется такими способами, как двойное анкетирование, педагогическое наблюдение и ряд других. Осужденные, поступающие в ИУ, обследуются по названным методикам. После проведения занятий в течение года начальники отрядов с помощью сотрудников, ведущих психолого-педагогический аутотренинг, вновь проводят изучение осужденных – выявляют личностные изменения, происшедшие в результате средовых влияний, занятий по самовоспитанию, определяют возможные изменения в уровне готовности к дальней шей работе по самосовершенствованию.

Осужденные, отнесенные к первому уровню готовности восприятия материала по самовоспитанию, не представляют его целей и задач в целом. Те из них, которые относятся ко второму уровню готовности, осведомлены о работе по самовоспитанию больше первых, однако собственное желание заняться самовоспитанием у них еще не сформировалось. Лица, отнесенные к третьему уровню готовности, знают суть самовоспитания, учатся себя контролировать, занимаются самоанализом, однако не всегда соотносят воспитываемые в себе качества с требованиями общества. Осужденные четвертого уровня готовности сами стремятся заняться самовоспитанием, имеют для этого собственную программу, в соответствии с которой пытаются преодолевать свои недостатки и воспитывать положительные качества своей личности.

Материал в уголке самовоспитания группируется в соответствии с названными уровнями готовности осужденных к самовоспитанию. Каждая тема, как правило, связана с достигнутым уровнем. Предварительное изучение предлагаемого материала помогает осужденным лучше воспринимать занятия по самовоспитанию. Для первого уровня готовности – дается познавательный материал, для второго – те же сведения предлагаются в виде материалов о судьбах людей, добившихся многого в жизни путем самовоспитания, для третьего – характерно изложение информации на методическом уровне, чаще всего выражающееся в рекомендациях по реализации данных, полученных на втором уровне, для четвертого – излагаются программы, позволяющие воспитывать в себе личностные качества, соответствующие господствующим нравственным нормам общества. Последний уровень нацеливает на формирование сознательных установок, социальной активности личности.


После начала занятий с использованием таких методик повышается жизненный тонус у 54% занимающихся осужденных, налаживаются контакты с администрацией у 56%, наблюдается систематическое проявление выдержки в конфликтных ситуациях у 31%, пробуждается интерес к себе как к личности у 54%, устанавливаются доверительные отношения с воспитателем у 36%, повышается дисциплинированность у 67%, уверенность в своих силах и возможностях по преодолению негативных качеств личности у 60%, чувство собственного достоинства у 33% неуверенных в себе осужденных.

Важным направлением воспитательной работы с осужденными женщинами является реабилитационная работа. Воспитательная работа по подготовке осужденной к освобождению и личностной ресоциализации представляет собой комплекс субъективных и объективных воздействий, направляемых сотрудниками ИУ в целях выработки у женщин социально полезных установок и уверенности в будущем.

Предметом серьезной заботы администрации колонии и, конечно, самих осужденных должно быть поддержание связей с их семьями, поскольку лишенные свободы женщины намного чаще, чем мужчины, утрачивают контакты с ними. После освобождения это нередко становится фактором, способствующим повторному преступному поведению. Даже в период отбывания наказания женщина, зная, что после выхода из колонии ее никто не ждет и ей негде будет жить, начинает испытывать страх перед будущим, что не способствует ее исправлению. Вот почему воспитатели обязаны принимать все возможные меры для сохранения семейных связей женщин. К числу таких мер можно отнести переписку с родственниками, вызов их в необходимых случаях в колонию. При этом не менее важно проводить индивидуальную работу с осужденными.

Основная задача, стоящая перед воспитателями ИУ, – это корректировка личностных особенностей осужденных женщин. В ходе решения этой задачи используются различные методы. Среди них особое внимание привлекают такие приемы психолого-педагогического воздействия, как убеждение и внушение. Метод убеждения воздействует на сознание человека, а внушения – на бессознательное в сфере психики. Если учесть, что бессознательное играет решающую роль в формировании мотивов преступного поведения, то сфера бессознательного может оказывать и обратное действие. Для того чтобы у женщин воспитывались социально одобряемые взгляды и установки, на их сознание можно действовать и через бессознательную сферу психики.



Работа с осужденными начинается с углубленного изучения их личности и психических состояний. Это закладывает основы индивидуализации психолого-педагогического воздействия на личность, что дает возможность повысить эффективность и массовых воспитательных мероприятий. Особое внимание уделяется изучению готовности женщин к жизни и работе в новых условиях, формированию установки на исправление, снятию психологических барьеров, мешающих восприятию педагогического воздействия, адаптации в среде.
Повышение эффективности процесса исправления осужденных женщин возможно лишь в том случае, когда максимально учитываются личностные особенности по всем направлениям воспитательного воздействия.
Существование женской преступности и ее рост детерминированы определенными условиями государственной и общественной жизни. Характеристики структуры и особенности деяний, совершенных женщинами, а так же их личностные особенности, причины и условия совершения преступлений, позволяют сформулировать выводы о том, что:

– женская преступность имеет традиционно устойчивые признаки и особенности, характеризующие ее как дифференцированное явление;

– вместе с тем она постоянно изменяет свои качественные и количественные характеристики, что связано с конкретно-историческими условиями жизни общества, местом женщины в системе общественных отношений, ее ролями и функциями;

– в современный период женскую преступность отличает повышенная агрессивность, жестокость, интенсивный рост насильственных преступлений, нравственная деградация;

– антисоциальные перемены, происходящие в России, негативно способствуют росту женской криминальной активности (это подтверждено исследованиями);

– укрепление психологической службы и ее использование в практике исправительных учреждений является одним из приоритетных и основных направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными женщинами.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Кто из ученых-пенитенциаристов занимался проблемами женской преступности?

  2. Представьте социально-психологический портрет осужденных женщин.

  3. Дайте правовую характеристику осужденных женщин.

  4. Каковы формы и методы воспитательной работы с осужденными женщинами.

  5. В чем проявляется специфика нравственно-эстетического воспитания осужденных женщин?

  6. Предложите перечень вопросов для осужденных женщин с целью активизации их деятельности в процессе дискуссии по теме «Я – мать».

  7. Назовите причины роста женской преступности в России.



Литература

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544.

  2. Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010.

  3. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

  4. Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006.

  5. Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004.

  6. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993.

  7. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.

  8. Антонян Ю.М. Наказание и исправление преступников. М., 1992. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992.

  9. Волкова Т.Н. Проблемы женской преступности. Вологда, 1996.

  10. Кастерина Н.В. Психологический тренинг с женщинами, впервые осужденными к лишению свободы, в период адаптации: Метод. пособие для пенитенциарных психологов. М., 2006.

  11. Кузинова Н.А. Особенности воспитательной работы с осужденными женщинами в ИУ Ивановской области // Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными. Вологда, 2001.

  12. Гадаева И.Р. Особенности работы с осужденными женщинами в условиях реформирования УИС // Женские исправительные учреждения: время реформ. Краснодар, 2001

  13. Ющенко И.Г. Опыт организации нравственно-эстетического воспитания осужденных женщин // Женские исправительные учреждения: время реформ. Краснодар, 2001 .

  14. Психология отклоняющегося поведения. М.: АПКиПРО, 2004.


5.3. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОСУЖДЕННЫМИ, ПРИДЕРЖИВАЮЩИМИСЯ

УГОЛОВНЫХ ТРАДИЦИЙ
В последние годы рост преступности в нашем обществе повлек осложнение оперативной обстановки в исправительных учреждениях. В местах лишения свободы продолжает совершаться значительное количество правонарушений, связанных с получением осужденными запрещенных предметов, денег, спиртных напитков, наркотических средств и многого другого. Особую озабоченность вызывает активизация противоправных действий группировок осужденных отрицательной направленности, учащения случаев совершения нападений на представителей администрации, увеличение числа побегов, убийства, причинений вреда здоровью осужденных, возрождение «воровских законов» и т.п. Все это в целом подрывает и дезорганизует процесс исправления осужденных.


В связи с этим процесс исправления осужденного, придерживающегося уголовных традиций, должен происходить с учетом субъективных и объективных факторов, поскольку он заключается не только в устранении отрицательных и в укреплении положительных качеств личности, но и в выработке умения противостоять неблагоприятным социально-психологическим обстоятельствам в исправительном учреждении.
1. Из истории вопроса

Уже в системе наказания царской России были заключенные, пользующиеся авторитетом и придерживающиеся уголовных традиций. Очевидно и то, что эти традиции формировались не без участия представителей тюремного ведомства, которые способствовали развитию и росту преступного авторитета отдельных заключенных.

В 1929 г. было создано Главное управление лагерей (ГУЛАГ). Руководство вновь созданного ведомства активно разрабатывало меры оперативного контроля за уголовной средой в лагерях. Контрольные же функции взяла на себя Главная инспекция ОГПУ. Возникла опасность, что огромные массы людей, содержащиеся в ужасных условиях советских лагерей, восстанут. Чтобы устранить эту опасность, в лагерях началась активная вербовка в качестве агентов ОГПУ уголовных авторитетов из числа так называемых «уркаганов» – профессиональных уголовников. Были выработаны соответствующие инструкции для оперативной работы с этой категорией заключенных. В частности, рекомендовалось создавать контролируемые ОГПУ группировки во главе с завербованным уголовным авторитетом, который с помощью своих «соратников» мог бы обеспечивать необходимую дисциплину среди «троцкистов» (так называли осужденных по ст. 58 УК РСФСР). Эти группировки не должны были «лезть в политику». Завербованным авторитетам запрещалось:

  • участвовать в насилии над осужденными;

  • иметь собственность сверх того, что положено рядовому осужденному.

Однако были и существенные послабления в режиме содержания:

  • завербованные уголовники не работали и имели возможность свободного передвижения по лагерю для встреч с нужными людьми и сбора информации;

  • администрация лагерей обязана была всячески поддерживать авторитет этих агентов.

Держать власть над уголовниками помогал преступным авторитетам и зародившийся в середине 30-х гг. ХХ в. «воровской закон». Правда, писаного свода законов никогда не существовало. Это скорее выработанные в криминальной практике принципы поведения, которых обязан был придерживаться в «блатной» жизни«вор в законе».