ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1877
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
В 60-х гг. контроль за противоправной деятельностью устойчивых уголовных формирований, «воров в законе» и иных авторитетов криминальной среды был в значительной степени ослаблен и даже был сделан преждевременный вывод об их полной ликвидации. Однако умалчивание существующей проблемы не снизило остроты социальной значимости самого явления. Криминальная среда не прекратила преступной деятельности, а, напротив, активизировала ее, но при этом она стала более законспирированной (сохранились асоциальные нормы и традиции).
В 1970-е гг., используя определенные недостатки в механизме развития экономики государства, активизировались различного рода дельцы, спекулянты, взяточники, «рвачи», расхитители социалистического имущества, выросло количество подпольных предприятий по изготовлению неучтенной продукции. Дельцы сразу же оказались в поле зрения главарей преступной среды, увидевших возможность получения легкого доступа к нетрудовым доходам путем шантажа, угроз, разоблачения, физического насилия и т.п. Последние вынудили дельцов систематически передавать им часть нетрудового дохода.
В 1986 г. отмечался рост числа уголовных авторитетов, особенно в местах лишения свободы. Попытки усовершенствования и укрепления воровских и иных преступных обычаев и традиций увенчивались успехом. Лидеры уголовной среды начали все сплоченнее объединять осужденных.
В эти годы более крупные и авторитетные лидеры уголовной среды стали именовать себя «ворами в законе», воспользовавшись не только «званием», но и отчасти организационной и неформальной нормативно-ценностной системой, распространенной среди «воров в законе» в прежнее время.
Все большую роль начинала играть новая генерация лидеров преступного мира, преимущественно кавказского происхождения, – так называемые «апельсиновые», «пиковые» «воры в законе».
Традиционная нормативная система «воров в законе» («воровской закон») – продукт опыта не одного поколения осужденных, преступников. Для данной среды характерно поощрение преступного поведения, так как для нее это естественная норма жизни.
Понятие «вор в законе» или «законный вор» родилось в 30-е гг. ХХ в. Оно базировалось на утверждении только «чистого» воровства и, соответственно, отрицало борьбу против политики государства. Сложилась и «воровская идея», в основе которой лежит представление о том, что: «честный вор» не занимается политикой: ею занимаются «нечестные» – враги Советской власти. «Честные» не борются против установленного порядка управления, а просто грабят «фраеров».
В 30-е гг. основу «воровского закона» составляли идеи:
-
существовать только и исключительно за счет добычи от совершаемых преступлений; -
ни в коем случае не работать ни на воле, ни в местах лишения свободы: любой честный труд только укрепляет ненавистное государство; -
отказаться от родных, если они имеются, даже от родной матери; -
не заводить собственной семьи, не жениться, не иметь детей: ничего не должно связывать человека с новой жизнью, которую строит большевистское государство; -
не иметь собственности, постоянного места жительства, не вести оседлый образ жизни; -
не брать оружия из рук власти, не служить в армии; -
ни при каких условиях не идти на контакты с государственными органами власти, особенно с правоохранительными органами; -
ни в коем случае не прибегать к помощи системы правосудия; -
нельзя участвовать в работе государственных и общественных организаций (например, вступать в комсомол или сдавать деньги в какие-либо фонды помощи и т.д.), даже симпатизировать им; -
нельзя заниматься политикой и интересоваться ею (запрещено даже читать газеты); -
ни под каким видом нельзя заниматься коммерческой деятельностью, бизнесом, торговлей; -
соблюдать нормы поведения и иметь отличительные черты представителей «блатного мира» (наколки, жаргон, манеру одеваться и пр.); -
иметь несколько судимостей и время от времени попадать в места лишения свободы (по «закону» – настоящий вор должен встретить смерть на тюремных нарах); -
негативное отношение к бандитам, убийцам, хулиганам, насильникам и др.
Вообще, в те годы уголовный народ, имея свои законы, систему информации и деньги был, благодаря этому хорошо организованным сообществом.
-
Психолого-педагогическая характеристика осужденных,
придерживающихся уголовных традиций
Каждая социальная общность выбирает систему своих норм, ценностей, традиций. Носителями, распространителями и хранителями уголовных традиций являются осужденные, придерживающиеся их, обычно таких лиц называют «ворами в законе». Для них преступное поведение является нормой.
Приняв эту систему взглядов, осужденный:
-
избавляется от определенного душевного дискомфорта; -
находит объяснение и оправдание своего поведения и положения; -
находит образец для подражания.
Главная функция «вора в законе» – являться носителем и хранителем идеологии и традиций преступного мира. Идеология «воров в законе» провозглашает право сильного.
Осужденные, придерживающиеся уголовных традиций, соизмеряют свои поступки и самооценку не столько с принятыми в обществе моральными нормами, сколько с неписаными правилами своего мира.
Коллективист в их понимании – это тот, кто ни при каких условиях не выдаст «друзей», кто живет по принципу «Сам погибай, а товарища выручай», где товарищ понимается как соучастник.
Лидер преступной группы – это идеолог, создающий платформу духовного единения соучастников. Одной из особенностей лидерства в преступных группах является то, что его психологическая природа в большинстве случаев дополняется системой материальной зависимости, а также психическим и физическим принуждением. Лидер – это член группы, за которым признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях.
Антисоциальная среда, где правят лидеры и «авторитеты», имеет ряд специфических признаков – наличие жаргона, системы кличек, татуировок и т.д.
Лидер отрицательной направленности выполняет следующие функции:
-
Организаторскую (организует противоборство с администрацией, связь с администрацией и «свободой»). -
Информационную (знает что происходит на свободе, в других учреждениях и в том учреждении, где он отбывает наказание). -
Регулирующую (распространяет и укрепляет идеологию и нормы поведения в среде осужденных, защищает интересы группировки, регулирует отношения внутри группы и с администрацией). -
Распределительную (распределяет деньги, средства, вещи, материальные блага). -
Принятия решений (лидер есть судья, высшая инстанция, решающая все конфликтные вопросы).
Принципы «воровской идеологии»:
-
существование за счет преступлений; -
взаимоподдержка; -
кооперирование; -
неукоснительное следование неформальным традициям и нормам.
«Старые» лидеры характеризуются тем, что:
-
придерживаются традиций и обычаев, существовавших в криминальной среде в 40–50-е гг. и сохранившихся до настоящего времени (это осужденные старших возрастов); -
имеют много судимостей; -
имеют незапятнанную, с точки зрения преступной среды, репутацию; -
являются противниками «сращивания», взаимодействия с расхитителями государственного имущества.
«Новые» лидеры характеризуются тем, что:
-
являются более молодыми; -
имеют меньшее число судимостей; -
взаимодействуют с новой бюрократией, коррумпированными элементами; -
допускают нарушение «воровских» правил.
Выделяются следующие типы лидеров отрицательных групп:
1) отрицательный:
а) отчетливо выраженная направленность убеждений и деятельности;
б) хорошо развитые организаторские способности;
в) умение сформировать, закрепить и держать под контролем систему взаимоотношений в группе;
г) способность влиять на поведение группы в целом и каждого ее члена в отдельности через прямые, личные и опосредованные контакты;
д) активное противодействие администрации;
е) стремление властвовать над другими;
2) для которого свойственно чувство обиды на несправедливый приговор суда. Характеризуется:
а) активным (явным или скрытым) противодействием администрации;
б) стремлением властвовать над другими.
3) имеющий такое основное качество, как корыстные убеждения:
а) пассивная отрицательная направленность;
б) хорошее знание психологии преступника;
в) умение чувствовать настроение собеседника, сопереживать ему.
Авторитетность лидеров определяется умственными способностями, склонностью к риску, отсутствием страха перед администрацией, умением контролировать свои эмоции, соизмерением своих действий только с нормами, принятыми в преступном мире.
Психологические особенности личности особо опасных лидеров отождествляются осужденными с неофицальной нормативной системой регуляции поведения. Знание этих особенностей позволяет выработать формы и методы психолого-педагогического воздействия.
В зависимости от статуса осужденных их можно распределить на несколько неформальных категорий или «каст»:
-
относящиеся к высшему слою («воры в законе», «козырные фраера», «свояки», «путевые», «блатные» и др.); -
средний слой («мужики», «пацаны»); -
промежуточный слой («быки», «громоотводы», «шестерки», «пристяжь» и др.); -
низший слой («обиженные» разных мастей).
Взаимоотношения между представителями данных «каст» строятся по принципу «господство–подчинение» – унижение сильным слабого, что заложено в неформальных нормах, существующих в криминальной среде и составляющих своеобразный «кодекс» поведения.
Представители высшего слоя в свою очередь подразделяются на две группы: «воры в законе» и «авторитеты» («козырные фраера», «фраера», «свояки», «путевые» и др.).
Для названных преступных групп характерны следующие цели деятельности:
-
обеспечение лучших условий отбывания наказания за счет притеснений, поборов и присвоения результатов труда основной массы осужденных; -
создание для себя незаконных льгот и преимуществ; -
организация каналов получения из-за пределов исправительных учреждений различных запрещенных предметов, прежде всего денег, наркотических средств, орудий и предметов совершения преступлений; -
завоевание в острой конкурентной борьбе лидерства среди других группировок отрицательной направленности как в данном исправительном учреждении, так и в масштабах определенного региона; -
подчинение своему влиянию основной массы осужденных; -
оказание противодействия администрации исправительного учреждения с перспективой дезорганизации ее деятельности или же установления «двойного» управления учреждением; -
организация и совершение конкретных преступлений, как-то: массовые беспорядки, действия, дезорганизующие работу ИУ, сопротивление или неподчинение представителям администрации, незаконные операции с наркотиками, умышленные убийства и тяжкие телесные повреждения, насильственное мужеложство и др.
-
Организация воспитательной работы с осужденными,
придерживающимися уголовных традиций
Об исправлении «воров в законе» можно говорить с большой долей условности, так как это зрелые люди с большим опытом преступной деятельности; имеют прежние преступные связи. У них преобладает вполне сформировавшаяся и ярко выраженная антисоциальная позиция, сложившееся мировоззрение, криминальные установки закрепились в привычках. Совершение каждого нового преступления требует все меньшего напряжения. Сложившийся стереотип препятствует изменению поведения личности в лучшую сторону. Эти лица не только равнодушны к воспитательным воздействиям, но и всячески оказывают сопротивление воспитателям. Процесс исправления личности, придерживающейся уголовных традиций, сложный и долгий.
Основные направления воспитательной работы
Профилактическая работа предполагает: предупреждение возникновения групп отрицательной направленности; выявление осужденных, которые могут стать лидерами группировок; устранение причин и условий, способствующих сближению отрицательно настроенных осужденных; работу с вновь прибывшими; правовое просвещение; меры дисциплинарного воздействия.
Локализирующая работа заключается в своевременной локализации лиц отрицательной направленности.
Переориентация предполагает: переориентацию лидера, развенчание лидера, переориентацию направленности группы, внедрение в группу нового лидера.
Ликвидирующая (пресекающая) работа включает: жесткие меры дисциплинарного воздействия, распределение членов групп по другим отрядам или учреждениям в целях разобщения.
Развенчаниепредполагает: подрыв авторитета, показ несостоятельности в решении вопросов, перевод в обычного осужденного.
Развенчание «авторитета» может быть осуществлено следующими средствами:
-
доведением до сведения широкого круга лиц фактов необоснованного притеснения, поборов, вымогательства, паразитического существования за счет других осужденных; -
демонстрирацией фактической неспособности выполнять взятые на себя обязанности (например, устанавливать нелегальные каналы поступления запрещенных предметов в место лишения свободы, ограничивать вмешательство администрации во «внутренние» вопросы жизни осужденных) и др.
Следует довести до сведения массы осужденных безнравственность, несостоятельность тех норм и правил, которые реализуют в своем поведении лидеры криминальной среды. Необходимо наглядно показать, что их противоправная деятельность не только вредит работе администрации, но и противоречит интересам подавляющего большинства осужденных и общечеловеческой морали. В противном случае возникает обратный эффект: не порвавший с сообществом «авторитет» в преступной среде приобретает ореол мученика, сильной личности.