ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1921
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
Задачи воспитателя:
-
Не оставлять без педагогического воздействия те устремления лидера, которые направлены против соблюдения режимных требований, участия в общественной, трудовой деятельности. -
Позволить лидеру открыто выражать свои искаженные мысли, взгляды, убеждения и представления об окружающих людях и событиях. -
Учитывать конкретные формы сопротивления. -
Переключить их активность с выполнения негативных функций на позитивные (например, организаторские способности и др.). -
Привлекать лидера с учетом его интересов к различным видам и формам общественно полезной деятельности, укреплению дисциплины в быту, на производстве. -
В случае безрезультативности использования форм и средств индивидуального и коллективного воздействия необходимо обеспечить жесткую изоляцию неформального лидера от остальных осужденных и создать в коллективе атмосферу осуждения его действий и поступков путем проведения повседневной разъяснительной работы.
Основные принципы индивидуального воздействия:
-
знание индивидуальных особенностей особо опасных осужденных; -
индивидуальный подход к осужденному; -
проектирование личности рецидивиста; -
составление программы воспитательных воздействий; -
учет и анализ достигнутых результатов воспитания.
Особенностью воспитательной работы с данной категорией осужденных является сочетание педагогических воздействий с лечебно-медицинскими и режимно-профилактическими мерами.
На организацию педагогического процесса в колониях особого режима влияют следующие факторы:
-
относительная однородность осужденных при высокой степени общественной опасности, криминальной зараженности и педагогической запущенности; -
длительность сроков наказания, продолжительный отрыв от социальных связей на свободе; -
наличие значительного количества лиц с психическими аномалиями, инвалидов; -
низкий уровень культуры осужденных; -
особенности камерного содержания и другие более строгие режимные ограничения.
Открытый или скрытый протест против режимных мероприятий зачастую находит поддержку у других осужденных. Это может стать основой для образования «ложного коллектива», который любые групповые проблемы разрешает противозаконным способом, направленным на удовлетворение асоциальных наклонностей, привычек, потребностей, что существенно усложняет весь воспитательный процесс.
Воздействия сотрудников встречаются с организованным противодействием «ложного коллектива», что может приводить к групповым конфликтам, нарушениям режимных требований и трудовой дисциплины.
Основные формы нарушений и их характерные признаки (В.И. Хомлюк)
Формы нарушения | Характерные признаки |
Нарушения в процессе трудовой деятельности | Низкая эффективность, предпосылки аварийности (нарушение правил эксплуатации техники), аварийность по вине осужденного, производственный травматизм |
Нарушение дисциплинарных и социальных норм | Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений, нарушения правил внутреннего порядка, агрессивное поведение по отношению к другим осужденным, алкоголизация и наркомания, сексуальные отклонения, случаи суицидных действий, кражи, уклонения от трудовой деятельности, карточные игры и т.д. |
Нарушения межличностных отношений | Высокая конфликтность, озлобленность, грубость по отношению к членам коллектива, замкнутость, пренебрежительное отношение к значимым для коллектива целям, подозрительность, мнительность. |
Чтобы нейтрализовать деятельность уже скомпоновавшейся группы криминогенной направленности И.П. Башкатов предлагал применение следующих мер воспитательного воздействия:
1) выявить наиболее авторитетных среди осужденных лиц;
2) изучить их направленность, интересы и склонности, роли, в которых они выступают в различных видах деятельности (учебной, игровой, спортивной, трудовой и т.д.);
3) осуществлять за их поведением постоянный контроль и по возможности включать их в общественно значимые виды деятельности, убеждать в неправомерности занимаемой позиции, в некоторых случаях привлекать к руководящей работе с осужденными;
4) проводить постоянную воспитательную работу с членами группы в целях отрыва их от лидера и нейтрализации его влияния;
5) постепенно вводить в группу положительно направленных осужденных в целях разрушения группы изнутри. Для этого можно перегруппировывать сформированные звенья, бригады, отделения и т.д., изымая из них членов неформальных групп и прививая с помощью новых участников позитивное содержание деятельности группы;
6) вести постоянную воспитательную работу с лидерами групп, побуждая их к изменению своих взглядов, позиций, аморального поведения;
7) находить способы развенчания лидеров в глазах других осужденных, подрывать их авторитет.
При этом необходимо учитывать комплексный подход как к изучению групп, так и к работе с ними, включая в нее как можно больше людей: учителей, воспитателей, мастеров, представителей общественности, руководителей предприятий, социальных работников и т.д.
Вопросы и задания для самопроверки
-
Какими социально-психологическими особенностями характеризуются осужденные, придерживающееся уголовных традиций? -
Какими правилами и нормами руководствуются осужденные, придерживающиеся уголовных традиций, при соизмерении своих поступков и самооценки? -
В зависимости от статуса осужденных, на какие неформальные категории их можно распределить? -
Раскройте функции лидера отрицательной направленности. -
Каковы принципы «воровской идеологии»? -
Нужно ли учитывать влияние неформальной среды (тюремной субкультуры) на осужденного в условиях исправительного учреждения? -
Дайте характеристику «старых» и «новых» лидеров отрицательной направленности. -
Назовите и охарактеризуйте основные направления воспитательной работы с осужденными, придерживающимися уголовных традиций. -
Составьте план профилактической беседы с осужденными, склонным к нарушениям режима содержания, дайте психолого-педагогическое обоснование.
Литература
-
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544. -
Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010. -
Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. -
Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006. -
Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004. -
Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993. -
Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. -
Коломытцев Н.А. Особо опасные рецидивисты в колониях и тюрьмах // Преступление и наказание. 1996. № 7, № 8. -
Проблемы острова помилованных убийц: Методич. сборник. Вологда, 1996. -
Организация исправления и перевоспитания осужденных. М.: Акаденмия МВД СССР, 1985. С. 328-332. -
Баламут А.Н. Психологическая помощь осужденным с пожизненными сроками отбывания: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.06. Рязань, 2007.
5.4. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ОСУЖДЕННЫМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ
После суда осужденный попадает в колонию. Здесь иные, чем на свободе или в следственном изоляторе, условия труда и быта, иная система межличностных отношений, к которым надо адаптироваться. В период адаптации можно наблюдать деформированное поведение, возникающее как ответ на неправильные приемы воспитательного воздействия. У осужденных это выражается в нарочито грубом поведении, демонстративности или показном абсолютном безразличии к окружающим и своей судьбе. Проблема психических аномалий в рамках вменяемости у лиц, отбывающих наказание за совершенные преступления, является предметом внимания исследователей различных научных направлений: юристов, психологов, управленцев, медиков, педагогов.
В психологическое содержание термина «психическая аномалия» включается нарушение адаптации, деструктивное поведение, ситуативная неадекватность, установочное поведение без учета изменчивости условий,
недостаточная социализация, постоянная конфликтность, неспособность быть лояльным к другим, пренебрежение социальными ценностями, бесчувственность, безответственность, неспособность ощущать свою вину и учиться на опыте и наказаниях. Осужденные с аномалиями психического развития являются дезадаптивной частью осужденных с острыми, импульсивными реакциями, поведение которых менее опосредовано, чем у психически здоровых осужденных. У них чаще отсутствует чувство вины и раскаяния, наблюдается спекуляция психическими нарушениями, отсутствует конструктивность в поступках, имеется выраженная склонность к агрессивному, конфликтному и разрушительному поведению, совершению преступлений в условиях лишения свободы, склонность к групповым эксцессам, нападению на персонал, сопротивляемость реабилитационным воздействиям.
Под психическими аномалиями понимаются врожденные или приобретенные функциональные или органические изменения головного мозга, которые, отражаясь на различных сторонах психической деятельности человека, влияют на содержание и характер его социально значимого поведения, в том числе и общественно опасного. Главное отличие психических аномалий от собственно психических болезней состоит в том, что при наличии последних поведение человека всецело детерминировано патологическими изменениями в психике.
Одними из самых распространенных психических аномалий среди преступников являются психопатии. Психопатия (социопатия) – это расстройство личности. Она не является психическим заболеванием, так как в ее течении нет начальной стадии, стадии развернутого заболевания, исхода. Это неправильное развитие, которое проявляется в выраженных и устойчивых нарушениях характера и поведения, в дисгармонии эмоциональной и волевой сфер, что значительно препятствует социальной адаптации. При неспособности усвоить определенное поведение, соответствующее норме (чтоявляется следствием психопатии), поведение таких людей преимущественно аморально и антисоциально, характеризуется импульсивными, безответственными действиями, направленными на немедленное удовлетворение возникающих нарциссических интересов, без учета возможных последствий этих действий и без последующего чувства тревоги и вины.