ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1883
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
Однако следует внимательно относиться к пропагандируемым той или иной организацией взглядам. Право на свободу вероисповедания имеет не только положительные моменты: оно привело к возникновению различных сект, которые могут отрицательно влиять на осужденных.
Возможности проповеднической деятельности различных конфессий, оказываемая ими социальная и иная помощь должны использоваться для повышения эффективности процесса нравственного и духовного воспитания осужденных. Заключаются договоры о сотрудничестве, закрепляются приходы и отдельные священнослужители за учреждениями УИС. Реализация религиозного воспитания не должна ущемлять права осужденных.
2. Категории верующих осужденных и особенности организации
воспитательной работы с ними
В среде осужденных можно выделить ряд типов верующих осужденных, каждый из которых обладает характерными личностными качествами и особенностями религиозных взглядов, специфическим положением в среде осужденных и требует особого подхода в воспитательной работе с ними (представлена классификация М.П. Стуровой, Н.А. Тюгаевой).
Тип «нейтрально верующего». Он характерен для представителей любых религиозных взглядов. Для таких осужденных вера выступает как устойчивое внутреннее состояние и может не оказывать внешнего влияния на его поведение. Данные осужденные могут достаточно глубоко верить в бога, переживать соответствующие религиозные эмоции, стремиться к соответствию своего поведения основным нравственным догматам своей веры. Совершение нарушений режима содержания по религиозным мотивам маловероятно и только вследствие грубого оскорбления его религиозных чувств, которое воспринимается как оскорбление человеческого достоинства. Таким образом, вера в бога выступает практически нейтральным фактором в аспекте отношения к поведению в исправительном учреждении.
В связи с этим воспитательная работа должна строиться на основании изучения всех черт личности осужденного, кроме этого сотруднику следует иметь представление об особенностях нравственных норм религии исповедуемой осужденным, чтобы использовать их или наоборот избежать ошибки, способной разрушить установленные отношения с ним. Основным педагогическим методом является убеждение.
Тип религиозного фанатика. Для таких осужденных характерно догматичное мышление и вера имеет сильную эмоциональную окраску. На религиозных догмах строится вся система жизненных взглядов, взаимоотношений с людьми. Свои отношения с неверующими осужденными они строят с позиции пренебрежения. Вера для такого осужденного может оправдывать совершенное преступление, и он может рассматривать преступление как подвиг во имя веры, за которую он несет страдание от сил зла, в лице которых могут выступать представители администрации, иные работники правоохранительных органов. Такие осужденные, как правило, не пользуются авторитетом, скорее их опасаются, т.к. их поведение сложно предугадать. С другой стороны, лидеры групп отрицательной направленности могут использовать таких осужденных в качестве исполнителей своей воли.
Нарушения режима отбывания наказания, конфликты с администрацией имеют ярко выраженную религиозную окраску.
Воспитательная работа с такими осужденными может иметь малую эффективность, особенно при условии сильного влияния единоверцев, поддерживающих в нем мнение и позицию мученика за веру. Вместе с тем, следует использовать влияние единоверцев для коррекции поведения, однако следует учитывать, что допускать подобное влияние нужно под контролем и только для достижения определенной цели. Здесь может оказаться полезным привлечение авторитетного лица, в частности, священнослужителя.
Индивидуальную работу следует начинать с разъяснения осужденному неправильности его позиции религиозного мученика, что он страдает за конкретно совершенное преступление. На начальном этапе следует избегать вопросов, касающихся доказательств ложности веры, необходимо опираться на нравственные черты, приводить различные жизненные примеры, подводя к мысли о противоречии его преступного поведения реальной жизни. В целом, наиболее эффективной линией работы будет являться опора на положительные качества и строгая объективность при наказании с разъяснением его причин и цели.
Тип верующего «интеллектуала». Религиозное мироощущение такого осужденного может быть эмоционально насыщено. Основу отношений и поведения определяет хорошо развитая и устойчивая система религиозных взглядов, опирающаяся на соответствующие знания в религиозной сфере.
Среди осужденных может пользоваться авторитетом, завоевывая его соответствующими знаниями и твердостью в вере. Он, как правило, обладает определенным уровнем образования,
хорошо разбирается в житейских вопросах, обладает волей, способностями руководителя и может стать лидером нейтральной или отрицательно направленной группы.
На контакт с администрацией идет, как правило, активно, вследствие необходимости самоутверждения, проповедования своих взглядов, завоевания авторитета у осужденных. Открытые нарушения режима не допускает, что, однако, не исключает возможности организации им этих нарушений. Осужденные данной группы выступают в качестве борцов за свободу совести в выгодном в глазах осужденных свете, хотя в этом случае они удовлетворяют далеко не религиозные потребности.
Сложность воспитательной работы с ними заключается не столько в отсутствии знаний сотрудниками ИУ религии, сколько в том, что устойчивая система взглядов выступает как достаточно эффективно действующий механизм психологической защиты, что позволяет осужденному ощущать свою избранность, оправдывать свое преступление, «обоснованно» выступая страдальцем за веру.
Работу с такими осужденными следует начинать с нейтрализации негативного влияния на других, развенчания его роли борца за свободу совести, используя аргументы нравственного порядка. Необходимо тщательно изучить приемы его психологической защиты и, преодолевая их, использовать переубеждение. Основной формой работы здесь будет являться серия сложных индивидуальных бесед.
Тип «эмоционально верующего». Для таких осужденных вера в бога не столько система религиозных взглядов и знаний, сколько религиозное чувство. Уровень интеллектуального развития, как правило, не высокий. Они сориентированы в своем поведении на житейский здравый смысл и могут ради пего поступиться каким-нибудь религиозным догматом. Они в условиях ИУ могут не соблюдать элементы культа (например, пост). Вера является средством эмоционально-психологической саморегуляции, снятия эмоционального напряжения, приглушения переживаний.
Нарушения режима могут не допускать, среди осужденных занимают разнообразные места в иерархии.
На контакт с администрацией идут, как правило, легко, за исключением случаев, когда вера является оправданием совершенного преступления. Имеют тенденцию претерпевать наказание, расценивая его как «волю божыо». При видимой покладистости в вопросах соблюдения режима, выполнения иных норм и правил, они могут проявлять немалое упорство в вопросах отношения к наказанию, т.к. именно религиозное начало служит им для самооправдания и самоуспокоения. Крушение религиозных взглядов, чувств и настроений может привести к резкому падению самоуважения.
Для этого типа осужденных характерно проявление религиозных настроений в процессе следствия или отбывания наказания. Это может происходить под влиянием других осужденных или самостоятельное обращение к богу.
При проведении воспитательной работы с данной категорией важно действовать через организацию личного опыта осужденных, через переосмысление ими своей прошлой жизни. Метод убеждения словом будет иметь эффективность лишь в случае ослабления механизмов психологической защиты, когда сам осужденный придет к мысли, что его жизнь вошла не в то русло и что причиной этого является его преступное поведение.
Тип верующего по привычке. Этот тип не является глубоко религиозным, но совершает действия, связанные с верой, чаще всего молитв, что выступает для него в качестве устойчиво сложившихся жизненных привычек, которые могут способствовать и самореализации, и эмоционально психологической саморегуляции. Эти привычки являются неотъемлемой частью личности, и отказ от них воспринимается как ущемление личных интересов, разрушение привычного жизненного уклада.
Для такой категории осужденных жизненная позиция «верующий» служит фактором самоутверждения как осознание престижности. Как правило, такие осужденные не ведут активной религиозной пропаганды, не агрессивны, вступают в контакты с представителями администрации и другими осужденными, в среде которых может занимать различное положение, хотя большого авторитета обычно не имеют. В среде неверующих осужденных именно выполнение элементов религиозного культа не вызывает положительной реакции.
Средством завоевания авторитета среди осужденных единоверцев может выступать формирование линии поведения, при которой отстаивание права на внешнее религиозное поведение, является скорее скрытой формой противодействия администрации. К таким осужденным применимы все формы и методы индивидуальной воспитательной работы, с опорой на жизненный опыт и здравый смысл.
Тип «религиозный безбожник». Вера для такой категории осужденных не играет сколько-нибудь серьезной роли в мировоззренческой позиции и отношениях. Религия выступает в качестве носительницы нравственно-этических начал
, общечеловеческих ценностей, а церковь является единственной организацией имеющей авторитет в этой сфере.
Эта категория не имеет строго определённого единства взглядов, скорее принимая отдельные элементы веры, такие как раскаяние и прощение греха. Для некоторых характерна идея греховности всего рода человеческого, что дает ощущение своей принадлежности к остальным и, как следствие, осознание не своей вины. Принадлежность к той или иной религиозной организации и ее нравственно-этические позиции выступают формой самоутверждения.
Для таких осужденных привлекательна эстетическая сторона религиозной атрибутики, особенно в сравнении со светской.
Отношение к наказанию может быть разным, от полного признания до отрицания его справедливости, с использованием постулатов веры для самооправдания. Точно также формируется отношение к труду, режимным требованиям, учебе, воспитательной работе. Отказ от работы мотивирован тем, что он носит безнравственный характер.
Положение в среде осужденных может быть различным, это скорее зависит от общей направленности личности, лидерских качеств, уровня интеллектуального развития. При этом система религиозных взглядов используется для завоевания авторитета среди различных групп осужденных или для противопоставления себя активу и администрации.
Сложность работы с такими осужденными заключается в том, что они верят в нравственные догматы своей религии, но трактуют их в свою пользу. В настоящее время религиозные взгляды выступают для этого типа осужденных устойчивой точкой опоры в условиях кризиса нравственных ценностей.
Сотрудник, проводящий воспитательную работу с данной категорией осужденных должен уметь предложить весомую нравственно-этическую альтернативу, что требует от сотрудника определенных знаний и зрелости его собственной жизненной позиции.
Тип «псевдоверующего» осужденного. Такой тип осужденных нельзя отнести к верующим, так как они не имеют веры, но активно используют религиозную демагогию и атрибутику для достижения личных, нередко корыстных целей. Например, отказ от работы в субботу, по религиозным соображениям, нежелание выполнять отдельные виды работ по самообслуживанию и т.д.
Сложность заключается в том, что осужденный может неплохо знать религиозную литературу, атрибутику и весьма ловко использовать это для того, чтобы поставить сотрудника, не имеющего соответствующих знаний, в затруднительное положение, чем может завоевать определенный авторитет среди осужденных.