Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1883

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Однако следует внимательно относиться к пропагандируемым той или иной организацией взглядам. Право на свободу вероисповедания имеет не толь­ко положительные моменты: оно привело к возникновению различных сект, ко­торые могут отрицательно влиять на осужденных.

Возможности проповеднической деятельности различных конфессий, ока­зываемая ими социальная и иная помощь должны использоваться для повыше­ния эффективности процесса нравственного и духовного воспитания осужден­ных. Заключаются договоры о сотрудничестве, закрепляются приходы и от­дельные священнослужители за учреждениями УИС. Реализация религиозного воспитания не должна ущемлять права осужденных.


2. Категории верующих осужденных и особенности организации

воспитательной работы с ними

В среде осужденных можно выделить ряд типов верующих осужденных, каждый из которых обладает характерными личностными качествами и особен­ностями религиозных взглядов, специфическим положением в среде осужден­ных и требует особого подхода в воспитательной работе с ними (представлена классификация М.П. Стуровой, Н.А. Тюгаевой).

Тип «нейтрально верующего». Он характерен для представителей любых религиозных взглядов. Для таких осужденных вера выступает как устойчивое внутреннее состояние и может не оказывать внешнего влияния на его поведение. Данные осужденные могут достаточно глубоко верить в бога, переживать соответствующие религиозные эмоции, стремиться к соответствию своего поведения основным нравственным догматам своей веры. Совершение нарушений режима содержания по религиозным мотивам маловероятно и толь­ко вследствие грубого оскорбления его религиозных чувств, которое восприни­мается как оскорбление человеческого достоинства. Таким образом, вера в бога выступает практически нейтральным фактором в аспекте отношения к поведе­нию в исправительном учреждении.

В связи с этим воспитательная работа должна строиться на основании изу­чения всех черт личности осужденного, кроме этого сотруднику следует иметь представление об особенностях нравственных норм религии исповедуемой осужденным, чтобы использовать их или наоборот избежать ошибки, способ­ной разрушить установленные отношения с ним. Основным педагогическим методом является убеждение.


Тип религиозного фанатика. Для таких осужденных характерно догматичное мышление и вера имеет сильную эмоциональную окраску. На ре­лигиозных догмах строится вся система жизненных взглядов, взаимоотношений с людьми. Свои отношения с неверующими осужденными они строят с позиции пренебрежения. Вера для такого осужденного может оправдывать совершенное преступление, и он может рассматривать преступление как подвиг во имя веры, за которую он несет страдание от сил зла, в лице которых могут выступать представители администрации, иные работники правоохранительных органов. Такие осужденные, как правило, не пользуются авторитетом, скорее их опаса­ются, т.к. их поведение сложно предугадать. С другой стороны, лидеры групп отрицательной направленности могут использовать таких осужденных в каче­стве исполнителей своей воли.

Нарушения режима отбывания наказания, конфликты с администрацией имеют ярко выраженную религиозную окраску.

Воспитательная работа с такими осужденными может иметь малую эффек­тивность, особенно при условии сильного влияния единоверцев, поддерживаю­щих в нем мнение и позицию мученика за веру. Вместе с тем, следует исполь­зовать влияние единоверцев для коррекции поведения, однако следует учиты­вать, что допускать подобное влияние нужно под контролем и только для до­стижения определенной цели. Здесь может оказаться полезным привлечение ав­торитетного лица, в частности, священнослужителя.

Индивидуальную работу следует начинать с разъяснения осужденному не­правильности его позиции религиозного мученика, что он страдает за конкрет­но совершенное преступление. На начальном этапе следует избегать вопросов, касающихся доказательств ложности веры, необходимо опираться на нрав­ственные черты, приводить различные жизненные примеры, подводя к мысли о противоречии его преступного поведения реальной жизни. В целом, наиболее эффективной линией работы будет являться опора на положительные качества и строгая объективность при наказании с разъяснением его причин и цели.

Тип верующего «интеллектуала». Религиозное мироощущение та­кого осужденного может быть эмоционально насыщено. Основу отношений и поведения определяет хорошо развитая и устойчивая система религиозных взглядов, опирающаяся на соответствующие знания в религиозной сфере.

Среди осужденных может пользоваться авторитетом, завоевывая его соот­ветствующими знаниями и твердостью в вере. Он, как правило, обладает опре­деленным уровнем образования,

хорошо разбирается в житейских вопросах, об­ладает волей, способностями руководителя и может стать лидером нейтральной или отрицательно направленной группы.

На контакт с администрацией идет, как правило, активно, вследствие необ­ходимости самоутверждения, проповедования своих взглядов, завоевания авто­ритета у осужденных. Открытые нарушения режима не допускает, что, однако, не исключает возможности организации им этих нарушений. Осужденные дан­ной группы выступают в качестве борцов за свободу совести в выгодном в гла­зах осужденных свете, хотя в этом случае они удовлетворяют далеко не религи­озные потребности.

Сложность воспитательной работы с ними заключается не столько в отсут­ствии знаний сотрудниками ИУ религии, сколько в том, что устойчивая система взглядов выступает как достаточно эффективно действующий механизм психо­логической защиты, что позволяет осужденному ощущать свою избранность, оправдывать свое преступление, «обоснованно» выступая страдальцем за веру.

Работу с такими осужденными следует начинать с нейтрализации негатив­ного влияния на других, развенчания его роли борца за свободу совести, ис­пользуя аргументы нравственного порядка. Необходимо тщательно изучить приемы его психологической защиты и, преодолевая их, использовать пере­убеждение. Основной формой работы здесь будет являться серия сложных ин­дивидуальных бесед.

Тип «эмоционально верующего». Для таких осужденных вера в бога не столько система религиозных взглядов и знаний, сколько религиозное чув­ство. Уровень интеллектуального развития, как правило, не высокий. Они сори­ентированы в своем поведении на житейский здравый смысл и могут ради пего поступиться каким-нибудь религиозным догматом. Они в условиях ИУ могут не соблюдать элементы культа (например, пост). Вера является средством эмо­ционально-психологической саморегуляции, снятия эмоционального напряже­ния, приглушения переживаний.

Нарушения режима могут не допускать, среди осужденных занимают раз­нообразные места в иерархии.

На контакт с администрацией идут, как правило, легко, за исключением случаев, когда вера является оправданием совершенного преступления. Имеют тенденцию претерпевать наказание, расценивая его как «волю божыо». При ви­димой покладистости в вопросах соблюдения режима, выполнения иных норм и правил, они могут проявлять немалое упорство в вопросах отношения к наказа­нию, т.к. именно религиозное начало служит им для самооправдания и само­успокоения. Крушение религиозных взглядов, чувств и настроений может при­вести к резкому падению самоуважения.


Для этого типа осужденных характерно проявление религиозных настрое­ний в процессе следствия или отбывания наказания. Это может происходить под влиянием других осужденных или самостоятельное обращение к богу.

При проведении воспитательной работы с данной категорией важно дей­ствовать через организацию личного опыта осужденных, через переосмысление ими своей прошлой жизни. Метод убеждения словом будет иметь эффектив­ность лишь в случае ослабления механизмов психологической защиты, когда сам осужденный придет к мысли, что его жизнь вошла не в то русло и что при­чиной этого является его преступное поведение.

Тип верующего по привычке. Этот тип не является глубоко религи­озным, но совершает действия, связанные с верой, чаще всего молитв, что вы­ступает для него в качестве устойчиво сложившихся жизненных привычек, ко­торые могут способствовать и самореализации, и эмоционально­ психологической саморегуляции. Эти привычки являются неотъемлемой ча­стью личности, и отказ от них воспринимается как ущемление личных интере­сов, разрушение привычного жизненного уклада.

Для такой категории осужденных жизненная позиция «верующий» служит фактором самоутверждения как осознание престижности. Как правило, такие осужденные не ведут активной религиозной пропаганды, не агрессивны, всту­пают в контакты с представителями администрации и другими осужденными, в среде которых может занимать различное положение, хотя большого авторитета обычно не имеют. В среде неверующих осужденных именно выполнение эле­ментов религиозного культа не вызывает положительной реакции.

Средством завоевания авторитета среди осужденных единоверцев может выступать формирование линии поведения, при которой отстаивание права на внешнее религиозное поведение, является скорее скрытой формой противодей­ствия администрации. К таким осужденным применимы все формы и методы индивидуальной воспитательной работы, с опорой на жизненный опыт и здра­вый смысл.

Тип «религиозный безбожник». Вера для такой категории осужденных не играет сколько-нибудь серьезной роли в мировоззренческой позиции и от­ношениях. Религия выступает в качестве носительницы нравственно-этических начал
, общечеловеческих ценностей, а церковь является единственной органи­зацией имеющей авторитет в этой сфере.

Эта категория не имеет строго определённого единства взглядов, скорее принимая отдельные элементы веры, такие как раскаяние и прощение греха. Для некоторых характерна идея греховности всего рода человеческого, что дает ощущение своей принадлежности к остальным и, как следствие, осознание не своей вины. Принадлежность к той или иной религиозной организации и ее нравственно-этические позиции выступают формой самоутверждения.

Для таких осужденных привлекательна эстетическая сторона религиозной атрибутики, особенно в сравнении со светской.

Отношение к наказанию может быть разным, от полного признания до от­рицания его справедливости, с использованием постулатов веры для само­оправдания. Точно также формируется отношение к труду, режимным требова­ниям, учебе, воспитательной работе. Отказ от работы мотивирован тем, что он носит безнравственный характер.

Положение в среде осужденных может быть различным, это скорее зависит от общей направленности личности, лидерских качеств, уровня интеллектуаль­ного развития. При этом система религиозных взглядов используется для завое­вания авторитета среди различных групп осужденных или для противопостав­ления себя активу и администрации.

Сложность работы с такими осужденными заключается в том, что они ве­рят в нравственные догматы своей религии, но трактуют их в свою пользу. В настоящее время религиозные взгляды выступают для этого типа осужденных устойчивой точкой опоры в условиях кризиса нравственных ценностей.

Сотрудник, проводящий воспитательную работу с данной категорией осужденных должен уметь предложить весомую нравственно-этическую аль­тернативу, что требует от сотрудника определенных знаний и зрелости его соб­ственной жизненной позиции.

Тип «псевдоверующего» осужденного. Такой тип осужденных нельзя отнести к верующим, так как они не имеют веры, но активно используют религиозную демагогию и атрибутику для достижения личных, нередко ко­рыстных целей. Например, отказ от работы в субботу, по религиозным сообра­жениям, нежелание выполнять отдельные виды работ по самообслуживанию и т.д.

Сложность заключается в том, что осужденный может неплохо знать рели­гиозную литературу, атрибутику и весьма ловко использовать это для того, что­бы поставить сотрудника, не имеющего соответствующих знаний, в затрудни­тельное положение, чем может завоевать определенный авторитет среди осуж­денных.