Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1886

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Процесс становления человека как личности вне общества невозможен, поэтому для развития и формирования человека как социального существа определяющее значение имеет социальная, а не генетическая программа. Так, существует зависимость внутренней перестройки личности под влиянием внешних воздействий от врожденного типа нервной системы, от динамики образования и проявления временных нервных связей. Когда личность попадает в условия, в которых ее качества не противоречат предъявляемым ей новым требованиям, происходит наслоение образующихся новых качеств на старые. Такое количественное усложнение временных нервных связей, приводящее в конце концов к образованию нового качества, И.П. Павлов назвал законом суммации временных связей, а А.С. Макаренко считал такой путь развития личности эволюционным.

Если причинами отклоняющего поведения является усвоение личностью негативного социального опыта и неадекватное восприятие положительного, то изменения социальной среды, социальной программы должны быть теми необходимыми условиями, при которых возможно сознательное исправление личности, возвращение к нормам социально полезного поведения. В процессе исправления осужденных данная закономерность проявляется и в отношении зависимости положительного изменения личности от социальной среды (внешней и внутренней) конкретного ИУ, от степени зрелости воспитательных программ и их ресурсной обеспеченности.

Посредством деятельности внешние условия преобразуются во внутренние качества и свойства, что в реальном педагогическом процессе диктует необходимость определения направленности видов деятельности, с помощью которых формируются отношения личности. Не случайно законодатель в качестве основных средств исправления и воспитания осужденных определил режим, труд, учебу, так как именно в них реализуются разнообразные виды деятельности, имеющие общественно полезную направленность и способствующие развитию нравственных качеств личности. Таким образом, зависимость исправления осужденного от характера и направленности его деятельности выражает объективно существующие связи и отношения и выступает как закономерность воспитательного процесса. Эмпирически эту зависимость использовали в своих педагогических системах еще древние греки, она присуща любой общественно-экономической формации.


В процессе деятельности люди вступают во взаимоотношения друг с другом. При этом возникающие межличностные отношения преломляют сложную систему взаимодействия человека с обществом, с окружающей действительностью, с природой. Следовательно, формирование личности в системе межличностных отношений выступает как объективно существующая закономерность любого воспитательного процесса, в том числе и процесса исправления осужденных.

Проявление наклонностей, потребностей, интересов личности, выявление и развитие ее задатков возможно лишь в условиях управляемого педагогического процесса с четко определенными целями и программами воспитания. При этом субъект воспитания выступает как организатор, или руководитель жизнедеятельности воспитуемого, то есть проявляется руководящая роль субъекта в процессе исправления как общая закономерность всех педагогических систем, в том числе и в процессе исправления осужденных.

Для воспитуемых важна личность воспитателя, его авторитет, который складывается из культурного уровня, профессионального мастерства и индивидуально-психологических свойств. Авторитет основан на взаимном доверии, на вере в силу и возможности своего воспитателя. В противном случае любое воспитательное воздействие теряет силу и значимость, поскольку идея неотделима от личности. Чем выше авторитет и мастерство воспитателя, тем результативнее педагогическое воздействие. Таким образом, зависимость результатов исправления от авторитета воспитателя объективно обусловлена, и поэтому она выступает в качестве закономерности воспитательного процесса.

Обусловленность системы воспитания (исправления) осужденных целостным характером объекта воздействия закономерность, в основе которой лежит учение о личности как о системе свойств, черт, качеств. В связи с этим важнейший методологический посыл состоит в том, что не следует пытаться воздействовать на что-то одно в личности, а необходимо сразу прививать различные положительные качества, что требует особого мастерства педагога. Данная закономерность является объективной основой комплексного подхода в процессе исправления осужденных.

Ни одна из закономерностей исправления не действует в одиночку, сама по себе. В своей совокупности закономерности образуют единую взаимодействующую систему, и искусство воспитания заключается в выяснении их взаимодействия, умении активно использовать его результаты для эффективного воздействия на личность осужденного. Знание закономерностей необходимо и для осознанного управления процессом исправления, для осознанной его организации.



Определение наиболее общих закономерностей исправления и воспитания осужденных позволяет систематизировать знания о глубинных процессах изменения личности, выработать систему научно обоснованных принципов, для которых данные закономерности являются объективной методологической основой.

Вопросы и задания для самопроверки


  1. Каковы особенности воспитательного процесса в исправительном учреждении?

  2. Раскройте основное значение понятий: «закономерность», «педагогические закономерности».

  3. Что включает в себя понятие «закономерности воспитательного процесса»?

  4. Назовите и охарактеризуйте закономерности исправления и воспитания осужденных.

Литература


  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544.

  2. Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010.

  3. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда, 2012.

  4. Сочивко Д.В,, Литвишков В.М. Пенитенциарная антропологика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практик и в местах лишения свободы. М., 2006.

  5. Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004.

  6. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993.

  7. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2003.

  8. Стурова М.П. Социально-педагогические основы деятельности в ИУ. М., 1993.


1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ


Прогрессивные педагоги понимали воспитание как институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждения и принуждения к практической деятельности и неуклонному применению в жизни усвоенных правил (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, то личностную направленность. В отечественной педагогике он также неоднократно изменялся. От общего принципиального положения – воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни – сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочнение государственного строя, его статуса, органов власти, формирование гражданских и остальных качеств на основе принятой и действующей в государстве идеологии, конституции, законов.

1. Общая характеристика принципов воспитания

Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности в воспроизводстве конкретного типа личности, определяют стратегию, цели, содержание и методы, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов. В современной отечественной педагогике проблема принципов воспитания не имеет однозначного решения. Существование большого количества принципов объясняется тем, что педагоги по-разному понимают сущность воспитания, соотношение его с обучением, а также идеологическими соображениями.

Изучение исправления осужденных предполагает определение системы закономерностей, вскрывающих его существенные связи и отношения. Эти закономерности являются методологической основой при определении системы принципов, средств, направлений, форм и методов организации педагогического процесса в ИУ. При изучении системы принципов исправления осужденных следует исходить из логики процесса воспитания, определяемого как взаимодействие внешних и внутренних факторов развития личности.

Принципы (от лат. principium – начало, основа) рассматриваются в трех значениях:

  • основные, исходные положения какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо;

  • внутренние убеждения человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности;

  • основа устройства или действия какого-либо прибора, машины и т.п.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания.

Педагогические требования – это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

Требования к принципам воспитания:

  1. Обязательность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендация: они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства процессом исправления, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, таких как, например, принцип гуманизма, уважения к личности, он может быть привлечен даже к судебному преследованию.