ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1873
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны: среди них нет главных и второстепенных, таких, которые требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения хода воспитательного процесса.
Таким образом, педагог должен знать, что принципы воспитания – это не совет, не рекомендация: они требуют обязательного и полного воплощения в практику, требуют комплексного использования, то есть не поочередного, не поэтапного, не изолированного, а одновременного и фронтального применения. Они не бывают главными и второстепенными: они все важны. Это не рецепты и не правила, они не заменят знаний, опыта, мастерства педагога (И.П. Подласый).
Закономерности педагогического процесса реализуются через сознательную деятельность субъекта и объекта воспитания, но это не лишает их объективного характера. Именно с этих позиций следует рассматривать и систему принципов исправления осужденных. В основе указанных принципов лежат объективные связи и зависимости, определенные на уровне субъективного их осознания и определяющие деятельность воспитателей.
Принципы исправления осужденных – это руководящие идеи, исходные методологические положения, вытекающие из сущности, особенностей и закономерностей исправления осужденных, определяющие как содержание и направленность самого процесса, так и педагогическую деятельность субъектов. Принципы исправления служат своеобразными ориентирами, которые помогают воспитателям ИУ достигать намеченных педагогических целей в оптимальные сроки с наименьшей затратой сил и средств, делают педагогический процесс наиболее эффективным.
Являясь одной из отраслей в системе педагогических наук, пенитенциарная педагогика руководствуется такими общепризнанными принципами педагогики, как природосообразность, гуманизм, целостность, демократизм, культуросообразность и др. Принципы исправления и перевоспитания рассматривались в работах ученых-пенитенциаристов Г.П. Байдакова, Л.А. Высотиной, В.И. Дробышевой, А.Е. Наташева, В.В. Первозванского, В.Ф. Пирожкова, М.Г. Стуровой, Г.А. Туманова и др.
Наиболее полно система принципов исправления осужденных представлена Г.П. Байдаковым, который подразделяет их на общие, специфические и принципы организации процесса исправления и перевоспитания, а именно: целенаправленность и плавность процесса перевоспитания, организация системы обратной связи и постоянная корректировка педагогических усилий при организации перевоспитания, организация «перспективных линий» в данном процессе, комплексный подход к перевоспитанию осужденных.
В.В. Первозванский к числу основных принципов, реализация которых способствует успешности воспитательного процесса в исправительном учреждении, относит: приоритет общечеловеческих ценностей во всех аспектах воспитательного процесса, педагогизацию и психологизацию воспитания, гуманное отношение к лицам, лишенным свободы, в сочетании с требовательностью, постепенный переход к активному самоуправлению осужденных во внутриотрядной жизни.
В.Ф. Пирожков и Г.А. Туманов писали, что традиционно под принципами исправления и перевоспитания осужденных понимают те принципы, которые отражают психолого-педагогический процесс в ИУ и которые исследует исправительная педагогика и психология. По мнению А.Е. Наташева, принципы исправительного права должны: 1) отражать общую направленность исправительной политики; 2) пронизывать все исправительное законодательство; 3) быть внутренне согласованной и взаимосвязанной системой и соотноситься в качестве подсистемы с системой общеправовых принципов; 4) характеризоваться стабильностью, быть величиной постоянной.
Взаимосвязь системы принципов пенитенциарной педагогики с принципами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации обусловлена жестким регламентированием отбывания наказания в пенитенциарных учреждениях. Статья 8 УИК РФ закрепила следующие уголовно-исполнительные принципы: 1) законность; 2) гуманизм; 3) демократизм; 4) равенство осужденных перед законом; 5) дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказаний; 6) рациональное применение мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения; 7) соединение наказания с исправительным воздействием.
Из приведенных принципов уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации видно, что они вполне соответствуют принципам пенитенциарной педагогики, так как отражают закономерности воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях. Задача администрации пенитенциарного учреждения состоит в том, чтобы с первого дня отбывания уголовного наказания осужденному были разъяснены требования к поведению и сущность систем позитивного и негативного стимулирования. При этом необходимо соблюдать соразмерность данных систем, избегать диспропорции в применении какого-либо вида стимулов (позитивных или негативных), исходить из личностных особенностей осужденного и целесообразности.
2. Принципы, определяющие содержание
и направленность воспитательного процесса
Принципы исправления осужденных обусловлены: 1) характером общественного строя; 2) объективным характером педагогических законов; 3) своеобразием условий педагогической деятельности в ИУ.
Мы предлагаем для рассмотрения классификацию М.Г. Стуровой, А.И. Зубкова, Н.А. Тюгаевой, включающую две группы принципов.
Первую группу составляют принципы, определяющие содержание и направленность воспитательного процесса:
1. Целенаправленность. В данном случае целью является формирование законопослушного гражданина. Достижению этой цели должна быть подчинена вся деятельность воспитателя, убежденного в возможности ее достижения.
2. Соответствие средств, форм и методов воздействия гуманистической нравственной направленности процесса исправления. Так, используемые средства, формы и методы исправления не должны унижать человеческое достоинство осужденного.
3. Связь процесса исправления осужденных с жизнью. Школа жизни – лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем. Он требует от сотрудников активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широком и оперативном ознакомлении осужденных с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечении осужденных к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.
Восстановление и налаживание социально полезных связей и отношений, постоянное ознакомление с международной жизнью и внутренней политикой нашей страны, формирование положительных установок, вовлечение осужденных в деятельность – все это мероприятия по реализации данного принципа, предполагающей постоянное обновление содержания, организации и методики воспитательной работы с осужденными.
Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:
– понимание осужденными роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;
– уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;
– развитие способности много и успешно трудиться, желание добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;
– понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;
– сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;
– бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;
– нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, безответственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.
Принцип связи воспитания с жизнью и трудом осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа: 1) преодоление абстрактности и догматизма в социальном и трудовом воспитании осужденных, привлечение их к конкретной и посильной деятельности, наличие программы осуществления требований принципа в воспитательной работе, соблюдение постепенности в его реализации; 2) постоянный пересмотр и обновление содержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.
-
Соблюдение законности в процессе исправления осужденных. Воспитательный процесс, жизнь и деятельность осужденных должны быть организованы на основе правовой регламентации. Воспитательное воздействие на осужденных следует осуществлять в полном соответствии с предписаниями действующего законодательства и ведомственных нормативных актов. Отсюда следует, что каждый сотрудник должен знать нормы права, следить за изменениями в законодательстве. Но самое главное – следовать не просто букве закона, а тем нравственным принципам, которые отражены в законе.
В условиях правового государства, от лица которого и выступают сотрудники УИС, основное право осужденных – защищенность личности от насилия.
-
Принципы, определяющие педагогическую деятельность
сотрудников исправительного учреждения
Вторую группу составляют принципы, определяющие педагогическую деятельность сотрудников исправительного учреждения:
-
Включение осужденных в активную общественно полезную деятельность, поскольку исправление личности возможно не путем ее подавления, а путем ее активного развития посредством труда.
Труд развивает положительные качества. Чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому осужденных необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов, они приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.
2. Формирование в среде осужденных коллективистских отношений. Так, в изоляции резко возрастает роль ближайшего окружения и забота основной массы осужденных состоит в том, чтобы приспособиться к новым условиям, выжить с меньшими потерями для своего физического и нравственного здоровья. Альтернатива – сплоченность коллектива морально здоровых людей, в котором возникает сложная система зависимостей, ответственности и контроля. Причем, по мнению А.С. Макаренко, чем сложнее эти зависимости, тем эффективнее они влияют на формирование личности.
3. Сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним. «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» (А.С. Макаренко). Соблюдение этого принципа особенно необходимо в современных условиях, когда все большее внимание уделяется внутренней, духовной культуре человека, его поведению.
Необходимо предъявлять к осужденным разумные и справедливые требования и создавать такие условия, когда следование этим требованиям вело бы не к будущему подчинению, а к сознательной дисциплине. Гуманность проявляется в заботе о соблюдении прав осужденного и удовлетворении его материальных и духовных потребностей. Лишенная элементов уважительности и заботы о человеке требовательность может вылиться в жестокость, деспотизм, пренебрежительность к осужденным. Требовательность должна сочетаться с высокой взыскательностью по отношению к себе, своим моральным качествам и педагогическому мастерству.
Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в ХХ в. в гуманистической психологии и педагогике. Данный принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Именно воспитание определяет то, что человек успешно осваивает позитивные, а не асоциальные или антисоциальные нормы и ценности, создает условия для эффективной реализации себя как субъекта социализации, помогает ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, то есть в той или иной мере минимизировать степень становления его жертвой социализации. Реализация принципа на практике эффективно влияет на развитие у осужденного рефлексии и саморегуляции, на формирование отношения к миру и с миром, к себе и его отношений с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, на формирование демократического и гуманистического взглядов.