Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1865

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Рассматриваемый принцип требует: 1) гуманного отношения к личности осужденного; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции осужденного даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания осужденного конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, сотрудник не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но должен бороться за их лучшее будущее вместе с ними.

4. Опора на положительные качества личности осужденного. У каждого осужденного есть положительное начало. Важнейшая задача воспитателя – выявлять, проектировать, формировать, закреплять и развивать положительное в человеке. Такой поход вызывает у осужденного веру в свои силы, в возможность избавиться от недостатков, открывает перспективу на лучшее будущее.

Если в осужденном педагог выявит хотя бы немного хорошего, и будет затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получит ключ от двери к его душе и достигнет хороших результатов. Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других качеств, заданных целью воспитания. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги должны выявлять положительное в человеке и, опираясь на это, развивать другие качества, которые недостаточно сформированы, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Философская основа этого принципа – известное положение о противоречивости человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т.п.). Абсолютно отрицательных, как и совершенно положительных, людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – задача воспитания, направленного на облагораживание личности.


Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках осужденных. Мастера воспитания действуют как раз наоборот: они выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Но главное все же – это формирование положительных черт, которые надо выявлять и развивать в первую очередь.

Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы осужденных (познавательные, эстетические, творческие и т.д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, правового, физического, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае – задача сотрудника.

Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Сюда относится и жизнедеятельность осужденных, и стиль воспитательных отношений, и даже, как говорил К.Д. Ушинский, «дух» исправительных заведении. Спокойная, деловая обстановка, где у каждого есть свое занятие, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.

5. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода, который основывается на учете в воспитательной работе групповых и индивидуальных особенностей личности.

Дифференциация – это выделение типичных отличительных свойств, явлений, по которым можно выделить группу (например, возраст, образование, количество судимостей и др.). Дифференциация осужденных – это не самоцель, а лишь инструмент в руках воспитателя, благодаря которому индивидуальный подход к личности становится более обоснованным, осознанным. Она необходима, потому чтов воспитании важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности личности, которыетак или иначе сказываются на поведении и развитии индивида.



Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что в воспитательном процессе первостепенное значение имеет учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход опирается на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики: направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания.

Индивидуальный подход – это учет индивидуально-психических особенностей в процессе исправления. Понять индивидуальные особенности осужденного и на основе этого выбрать правильные методы воздействия на него – одно из условий успеха исправления. Принцип индивидуального подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого осужденного к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность осужденных, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным», нарушителям содержания режима отбывания наказания. Бесспорно, эти осужденные нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.


Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам осужденный помогал сотруднику. Сделайте его своим союзником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

6. Комплексный подход к воспитательному воздействию.

Развитие личности – это целостный процесс формирования ее духовного облика, сознания и поведения, ее нравственности и эстетических вкусов, политических взглядов и отношения к труду и т.п. Комплексный подход означает необходимость развития и изменения в личности ее интеллектуальности, нравственности, эмоционально-волевой и физической сторон.

Группы принципов воспитания тесно связаны между собой, но в то же время каждый принцип имеет свою зону наиболее полного осуществления, отражает объективное содержание и требования закономерностей педагогического процесса в ИУ. Поскольку эти закономерности взаимосвязаны, постольку и указанные принципы выступают во взаимосвязи, в единой системе.

Знание принципов исправления необходимо практическим работникам для правильного выбора средств, методов и форм воспитательного воздействия на осужденных, построения процесса их исправления на научных основах.

Таким образом, исправительный процесс строится с учетом условий содержания осужденных, закономерностей и принципов исправления, которые взаимосвязаны между собой.

Особенности реализации закономерностей и принципов воспитания в деятельности УИС:

  • регламентация правовыми нормами;

  • педагогический процесс имеет временные параметры;

  • специфика ролевого статуса и структуры межличностных отношений субъекта и объекта воздействия;

  • отсутствие коллектива как общности для положительного воздействия;

  • отсутствие публичности, строго индивидуальный характер деятельности;

  • воспитательная работа проводится при наличии или отсутствии изоляции объекта воздействия;

  • воздействие осуществляется в специальном педагогическом режиме;

  • зависимость результатов воздействия от авторитета и педагогического мастерства сотрудников исправительного учреждения;

  • объект воздействия, как правило, уже сложившаяся личность.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каково содержание понятия «принцип исправления осужденных»?

2. В чем выражается взаимосвязь закономерностей и принципов исправления осужденных?


3. Изобразите схематично отражение закономерностей исправительного процесса в принципах исправления.

4. Дайте краткую характеристику принципов, определяющих содержание и направленность процесса исправления осужденных.

5. Назовите принципы, определяющие педагогическую деятельность сотрудников исправительного учреждения.

6. Воспроизведите в памяти содержание каждого принципа исправления осужденных.

7. Сформулируйте общие условия успешной реализации принципов исправления.

Литература


1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544.

2. Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010.

3. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда, 2012.

4. Сочивко Д.В,, Литвишков В.М. Пенитенциарная антропологика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практик и в местах лишения свободы. М., 2006.

5. Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004.

6. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993.

7. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2003.

8. Стурова М.П. Социально-педагогические основы деятельности в ИУ. М., 1993.

  1. Наказание и исправление преступников: Учеб. пособие / Под ред. Ю.М. Антоняна. М., 1992. С. 47.

  2. Байдаков Г.П. Система основных принципов процесса исправления и перевоспитания осужденных. М., 1991.

  3. Высотина Л.А. Педагогические основы процесса исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ. М., 1997.

  4. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций. М., 2001.

  5. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов – 100 ответов. – М.: Владос, 2003.

  6. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. Мн., 2001.


РАЗДЕЛ 2

О БЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ