ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1900
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
2.1. ОСУЖДЕННЫЙ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Реформирование уголовно-исполнительной системы (УИС) Минюста России происходит на фоне глубоких социально-экономических изменений в стране. Эти изменения затронули и нравственно-психологическую атмосферу общества: меняются личностные качества наших граждан, в том числе и тех, кто отбывает наказание в местах лишения свободы.
Очевидно, что эффективность проведения реформы основывается на осуществлении постоянного учета происходящих в обществе изменений, изучении и прогнозировании основных тенденций развития системы, анализе демографической, уголовно-правовой и психологической характеристик осужденных.
Гуманизация уголовной и уголовно-исполнительной политики государства, изменение законодательства в этом направлении, приводит, с одной стороны, к сокращению численности «тюремного населения». С другой - к ухудшению криминогенного состава осужденных, сосредоточению в местах лишения свободы лишь наиболее опасных преступников. Отмечается увеличение доли лиц, направляемых в исправительные учреждения, имеющих низкий образовательный уровень, без трудовых навыков, теряющих социально полезные связи.
Гуманное отношение к преступникам предполагает коренное изменение проводимой с ними работы на значительно более высокой профессиональной основе. Для этого нужно глубокое знание личности осужденного, ведущих мотивов его поведения.
1. Характеристика личности осужденного
Анализ литературы показывает, что категория «личность» используется, прежде всего, как социальная характеристика человека (как гражданина определенного государства, юридического субъекта, имеющего определенные права и полномочия). Поэтому, когда используют понятие «личность преступника», то, с юридической точки зрения, имеют в виду человека, совершившего преступление, виновность которого установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства. Следуя данной логике, личность осужденного – это граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы, либо которым назначено альтернативное уголовное наказание.
Данная позиция совпадает с мнением отечественного психолога К.К. Платонова и авторов учебника «Основы пенитенциарной психологии», утверждающих, что личность осужденного – синоним личности в период исполнения приговора. Личность осужденного является в то же время личность преступника.
Каждый человек индивидуален, по своему неповторим, поэтому, говоря о психологии личности осужденных, следует иметь в виду лишь те общие психологические черты, которые обнаруживаются в статистически значимой выборке данной социальной группы и имеют утилитарное, практическое значение. Только в таком аспекте следует рассматривать понятие «личность осужденного».
Личность осужденного – это интегральное качество совершившего преступные действия человека, представляющее взаимосвязанный комплекс социально-демографических, психологических, уголовно-правовых и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение, а в местах лишения свободы способствуют или препятствуют исправительному воздействию.
Учитывая, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, важно определить содержание и природу психологических свойств, которые детерминируют противоправное поведение.
Если проанализировать концепции, объясняющие природу преступного поведения, то их можно объединить в три группы: психогенетические (биологизаторские); психосоциальные и интегральные (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
Первая группа концепций объясняет причины преступного поведения влиянием биологических (врожденных) свойств человека; вторая – социально сформированными свойствами и навыками поведения; третья – взаимовлиянием биологических и социальных факторов. К биологическим, природным свойствам чаще всего относят такие черты, как темперамент, особенности памяти, мышления, воображения, импульсивность, способность к волевому усилию и т.п.; к социально-сформированным – систему отношений человека, его опыт, социальные ценности, интересы, склонности, идеалы, знания. В отечественной психологии преобладает точка зрения, что природные предпосылки развития личности, его физические данные, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефекты психики влияют на формирование индивидуально-психологических свойств личности. Однако биологическое входит в структуру личности не в своем неизменном («чистом», врожденном) виде, а как социально обусловленное («превращенное в социальное»). Так, потребность в удовлетворении чувства голода – биологическое свойство. Но у человека эта потребность удовлетворяется в социально приемлемых формах. Поэтому, если обнаруживаются случаи каннибализма (людоедства) в цивилизованном обществе, то, естественно, что данное явление объясняется не биологическими потребностями в еде, а
социальными свойствами личности, игнорированием общепринятых норм поведения.
Поэтому, изучая личность осужденного, мы исходим из системных представлений и рассматриваем их свойства как многоуровневую систему, имеющую различные природу и функции: сугубо социальные свойства (образование, социальное положение в обществе и др.); природные свойства (пол, возраст, особенности нервной системы); индивидуально-психологические и личностные свойства (особенности мышления и восприятия, темперамент и характер, ценностные ориентации и направленность личности и т.д.).
Эти свойства, будучи индивидуальными для каждой личности, вместе с тем проявляются и как типологические свойства, т.е. относительно однородные и типичные для больших групп людей. Поэтому нами будет представлен и обобщенный портрет осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, независимо от их криминальной направленности.
Социально-демографические свойства осужденных
Исходя из того, к какой возрастной категории относится тот или иной осужденный (ранняя юность – 14-16 лет; юность – 16-18 лет; ранняя взрослость – 18-25 лет; средняя взрослость – 25-40 лет; зрелая взрослость – 40-60 лет, поздняя взрослость – старше 60 лет), ему, как правило, присущи и соответствующие психологические качества. Поэтому психолог должен хорошо ориентироваться в возрастной психологии, уметь определить соответствие между личностными качествами изучаемой личности осужденного и типовыми свойствами, которые должны быть присущи людям данного возраста. Так, например, для несовершеннолетних, особенно в 14-15 лет, характерны: несформированность ценностных ориентаций, отсутствие четких жизненных планов, неадекватные представления о социальных явлениях, склонность к фантазированию (юношескому аутизму), подверженность групповому давлению, повышенная внушаемость, стремление к самоутверждению в группе и т.д. Вместе с тем, именно среди несовершеннолетних наиболее часто встречаются индивидуальные отклонения в развитии личности. Психологический возраст (психическое развитие) не всегда совпадает с физическим и возрастным.
Социальная принадлежность осужденного к определенному слою (страту) и род занятий: сельский или городской житель, рабочий, бизнесмен, без определенного места жительства и т.п., – также позволяют глубже понять истоки поведения осужденного, его определенные привычки и взгляды на жизнь. За последние 15 лет резко возросло количество осужденных без определенных занятий, не имеющих постоянной работы, мигрантов. Это
необходимо учитывать при индивидуальной, при групповой работе, при организации профессиональной и образовательной подготовки осужденных.
Образование осужденных коррелирует с уровнем их развития и характером совершаемых преступлений. За последние 5 лет несколько увеличился удельный вес осужденных с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием. Но количество осужденных, не имеющих полного среднего и неполного среднего (8-9 классов) увеличилось. Резко возросла доля несовершеннолетних осужденных, имеющих лишь начальное образование, а также неграмотных. Это необходимо отражать в программе индивидуально-воспитательной работы с осужденными и учитывать при организации образовательных школ в исправительных учреждениях.
Пол осужденных, или, как принято говорить в последнее время, гендерные особенности во многом определяют характер совершенных преступлений, особенности психологии и поведения. В настоящее время в местах лишения свободы содержится около 40 тысяч осужденных женщин (примерно 5% от общей численности).
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что женщины, в сравнении с мужчинами, более эмоциональны, чувствительны (сензитивны), заботливы по отношению к другим, внушаемы, менее агрессивны и жестоки. В случае признания вины в совершенном преступлении, женщины испытывают более сильное чувство вины, тревоги и раскаяния. Они также проявляют больше эмпатической тревоги о причиненном вреде, сопереживают жертве.
Семейное положение и отношения с родственниками. Анализ данных статистики показывает, что отсутствие или наличие слабых семейных связей является одним из условий криминализации личности и, напротив, контакты с родственниками, их поддержка служат предпосылкой успешной ресоциализации осужденных.
При изучении несовершеннолетних внимание обращается на наличие родителей, так как известно, что большинство осужденных молодежного возраста выросли не в полных семьях. Психологическая близость осужденного к тому или иному члену семьи позволяет использовать последнего в качестве передаточного механизма воспитательного воздействия на осужденного.
Уголовно-правовая характеристика осужденных
Уголовно-правовая характеристика осужденных – это те свойства личности, которые характеризуют осужденного, в первую очередь, как преступника, которому назначено уголовное наказание. Уголовно-правовая характеристика представлена следующими показателями: квалификация совершенного преступления; срок назначенного наказания, число судимостей.
Квалификация совершенного преступления. Наиболее значительная часть осужденных отбывает наказание за преступления против собственности, за ними следуют: совершившие преступления против жизни и здоровья, против здоровья населения и общественной безопасности. За последние пять лет произошли некоторые изменения в пропорции осужденных за некоторые преступления, но общая тенденция не изменилась.
Что касается лиц, совершивших преступления против собственности, то среди них преобладают осужденные за кражи. За последние пять лет удельный вес этой категории снизился, уменьшение численности произошло вследствие либерализации уголовного законодательства России.
Вместе с тем, доля осужденных за грабеж и разбой продолжает увеличиваться. Среди осужденных за преступления против жизни и здоровья постоянно увеличивается доля осужденных за умышленное убийство. Увеличивался и удельный вес осужденных за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических веществ. Объектом пристального внимания сотрудников УИС являются осужденные за терроризм.
Срок назначенного наказания. Данный показатель, наряду с видом преступления, не только указывает на тяжесть совершенных деяний, но и существенно влияет на психическое состояние и поведение осужденных.
Анализ материалов статистики показывает, что, начиная с 70-х годов прошлого века, удельный вес осужденных, приговоренных к небольшим срокам отбывания наказания (до 3 лет) сокращается, а приговоренных к длительным срокам (свыше 5 лет) – увеличивается. Данная тенденция связана с более дифференцированным подходом к наказанию: за преступления небольшой и средней тяжести стали, в основном, применяться альтернативные меры воздействия, тогда как за тяжкие и особо тяжкие – санкция наказания увеличилась.
Необходимо признать, что длительные сроки наказания – это, скорее, мера возмездия за тяжесть совершенного преступления и мера общей профилактики (ограждение общества от опасных преступников), нежели мера исправления осужденных. Зарубежные и отечественные исследования показывают, что после 7-8 лет пребывания в местах лишения свободы в психике и поведении осужденных начинают преобладать деструктивные, а не созидательные процессы (увеличивается частота нарушений режима отбывания наказания, нервных срывов, депрессивных состояний, соматических и психических заболеваний). Данные тенденции отчетливо прослеживаются при исполнении наказания осужденным к пожизненному лишению свободы.