Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ и обобщение результатов исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)
Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»
Инструкция по выполнению задания «Комплемент»
Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»
Инструкция к выполнению задания «Через стекло»
Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»
Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»
продиктованная современным обществом потребность, но ещё и объективная необходимость, которую они приобретают для того, чтобы в дальнейшем использовать в своей предстоящей деятельности.
В силу этого, задача каждого педагога выполнять свои профессиональные функции реализовывая требования Государственного образовательного стандарта. На каждом уроке или во внеурочной деятельности использовать те методы работы, которые бы способствовали формированию и дальнейшему развитию
коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), путём подборки разных игр, упражнений и заданий. А на начальном этапе такой работы должна быть проведена первичная диагностика, отвечающая возрастным критериям младших школьников.
Поэтому, для определения сформированности коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе Муниципальной бюджетной общеобразовательной школы № 2 города Макеевки во 2 «А» классе, в количестве 13 человек.
Проведённое исследование, состояло из трёх основных этапов:
Целью констатирующего эксперимента является выявление первоначального уровня коммуникативных компетенций у обучающихся младшего школьного возраста.
Ученики достаточно часто не могут ясно и чётко выразить свои мысли, чувства, ощущения, что препятствует их развитию.
В современном мире постоянно меняются требования к человеку. Поэтому, юный школьник, чтобы стать компетентным членом общества, в полной мере, должен обладать следующими навыками коммуникабельности:
Перед началом диагностики обозначим уровни коммуникативности:
Высокий уровень: обучающиеся с значительной степенью формирования коммуникативных умений и общения со сверстниками:
Средний уровень: обучающиеся с малыми позитивными взаимоотношениями и умениями:
Низкий уровень: не очень высокая степень сформированности коммуникативных умений и общения:
Методика А. А. Карелина: Тест оценки коммуникативных умений [10], (см.
приложение А).
Цель диагностики: определить уровень развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, который включает и оценку их сильных и слабых сторон, а также умения слушать и устанавливать дружескую атмосферу как в коллективе, так и со сверстниками.
Ребятам было предложено ответить на 10 вопросов, которые определяют их способность слушать своего собеседника.
Тест сформирован в виде таблицы, где на против каждого вопроса, в определённой колонке ответов, ставится знак «+».
Анализ результатов тестирования показал, что сформированность коммуникативных умений младших школьников находится на среднем и низком уровнях, а именно: с высоким уровнем коммуникации 4 ребёнка (27 %), с среднем уровнем – 5 детей (37 %), а остальные 4 человека имеют низкий уровень (36 %) (рис. 2.1).
Рис. 2.1 – Результаты оценки уровня сформированности коммуникативных умений (согласно методике А. А. Карелина)
МетодикаЕ.О.СмирновойиЕ.В.Калягиной: Определение коммуникативной компетенции ребёнка в общении со сверстниками (метод
«Картинки») [29], (см. приложение Б).
Цель диагностики: изучение коммуникативной компетенции младших школьников в общении со сверстниками.
На основе четырёх сюжетных картинок со знакомыми детям конфликтными ситуациями, предлагается им рассказать, что именно они видят на каждой из них и найти свой способ решения возникшей проблемы.
Анализ результатов показал, что сформированность коммуникативных компетенций младших школьников
, участвующие в эксперименте, в общении со сверстниками находится на низком среднем и низком уровнях, а именно: с высоким уровнем общения 4 ребёнка (29 %), с средним уровнем – 4 ребёнка (36 %), а остальные 7 человек имеют низкий уровень (35 %) (рис. 2.2).
Рис. 2.2 – Результат определения коммуникативной компетенции в общении со сверстниками (согласно методике Е. О. Смирновой и Е. В. Калягиной
«Картинки»)
Констатирующий этап диагностики позволил выделить учащихся в экспериментальном классе, которые нуждаются в повышенном внимании не только со стороны педагога, но и со стороны родителей. Соответственно, были определены причины несформированности коммуникативных компетенций младших школьников, в данном случае, это является малообщительность детей со сверстниками и взрослыми. Фактором такого поведения выступают уровни, средний и низкий, коммуникативных способностей, которые проявляются в недостаточном умении детей:
Цель формирующего эксперимента: способствовать дальнейшему развитию коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.
Был разработан (второе полугодие) и введён в учебно-воспитательный процесс комплекс мероприятий, заданий и игр, направленный на проблемно- ценностное общение обучающихся как со сверстниками, так и со взрослыми (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Комплекс мероприятий, заданий и игр, направленный на проблемно-ценностное общение
В силу этого, задача каждого педагога выполнять свои профессиональные функции реализовывая требования Государственного образовательного стандарта. На каждом уроке или во внеурочной деятельности использовать те методы работы, которые бы способствовали формированию и дальнейшему развитию
коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), путём подборки разных игр, упражнений и заданий. А на начальном этапе такой работы должна быть проведена первичная диагностика, отвечающая возрастным критериям младших школьников.
Поэтому, для определения сформированности коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе Муниципальной бюджетной общеобразовательной школы № 2 города Макеевки во 2 «А» классе, в количестве 13 человек.
Проведённое исследование, состояло из трёх основных этапов:
-
этап: Констатирующий, позволяющий определить уровень развития коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста на основе выбранных методик:
-
А. А. Карелин: «Тест оценки коммуникативных умений». -
Е. О. Смирнова и Е. В. Калягина: Определение коммуникативной компетенции ребёнка в общении со сверстниками по методике «Картинки».
-
этап: Формирующий, разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленного на формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности. -
этап: Контрольный, анализ и обобщение результатов опытно- экспериментальной работы с детьми младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Целью констатирующего эксперимента является выявление первоначального уровня коммуникативных компетенций у обучающихся младшего школьного возраста.
Ученики достаточно часто не могут ясно и чётко выразить свои мысли, чувства, ощущения, что препятствует их развитию.
В современном мире постоянно меняются требования к человеку. Поэтому, юный школьник, чтобы стать компетентным членом общества, в полной мере, должен обладать следующими навыками коммуникабельности:
-
уметь ориентироваться в пространстве; -
уметь создать команду или войти в неё; -
уметь общаться.
Перед началом диагностики обозначим уровни коммуникативности:
Высокий уровень: обучающиеся с значительной степенью формирования коммуникативных умений и общения со сверстниками:
-
понимают принципы общения, установленные в мире, и используют их в практике; -
выражают заинтересованность к собственным друзьям, отзывчивы; -
могут оказать содействие.
Средний уровень: обучающиеся с малыми позитивными взаимоотношениями и умениями:
-
могут оказать помощь, если имеют желание; -
не постоянны при выявлении правды и достоверности; -
не выполняют обязательства.
Низкий уровень: не очень высокая степень сформированности коммуникативных умений и общения:
-
не соблюдают принципы взаимодействия; -
проявляют остроконфликтные взаимоотношения со сверстниками; -
проблемы в общении (к контактам безразличны, нет единого диалога) [34].
Методика А. А. Карелина: Тест оценки коммуникативных умений [10], (см.
приложение А).
Цель диагностики: определить уровень развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, который включает и оценку их сильных и слабых сторон, а также умения слушать и устанавливать дружескую атмосферу как в коллективе, так и со сверстниками.
Ребятам было предложено ответить на 10 вопросов, которые определяют их способность слушать своего собеседника.
Тест сформирован в виде таблицы, где на против каждого вопроса, в определённой колонке ответов, ставится знак «+».
Анализ результатов тестирования показал, что сформированность коммуникативных умений младших школьников находится на среднем и низком уровнях, а именно: с высоким уровнем коммуникации 4 ребёнка (27 %), с среднем уровнем – 5 детей (37 %), а остальные 4 человека имеют низкий уровень (36 %) (рис. 2.1).
Рис. 2.1 – Результаты оценки уровня сформированности коммуникативных умений (согласно методике А. А. Карелина)
МетодикаЕ.О.СмирновойиЕ.В.Калягиной: Определение коммуникативной компетенции ребёнка в общении со сверстниками (метод
«Картинки») [29], (см. приложение Б).
Цель диагностики: изучение коммуникативной компетенции младших школьников в общении со сверстниками.
На основе четырёх сюжетных картинок со знакомыми детям конфликтными ситуациями, предлагается им рассказать, что именно они видят на каждой из них и найти свой способ решения возникшей проблемы.
Анализ результатов показал, что сформированность коммуникативных компетенций младших школьников
, участвующие в эксперименте, в общении со сверстниками находится на низком среднем и низком уровнях, а именно: с высоким уровнем общения 4 ребёнка (29 %), с средним уровнем – 4 ребёнка (36 %), а остальные 7 человек имеют низкий уровень (35 %) (рис. 2.2).
Рис. 2.2 – Результат определения коммуникативной компетенции в общении со сверстниками (согласно методике Е. О. Смирновой и Е. В. Калягиной
«Картинки»)
Констатирующий этап диагностики позволил выделить учащихся в экспериментальном классе, которые нуждаются в повышенном внимании не только со стороны педагога, но и со стороны родителей. Соответственно, были определены причины несформированности коммуникативных компетенций младших школьников, в данном случае, это является малообщительность детей со сверстниками и взрослыми. Фактором такого поведения выступают уровни, средний и низкий, коммуникативных способностей, которые проявляются в недостаточном умении детей:
-
оценить создавшуюся ситуацию и при этом определить для себя адекватный стиль поведения; -
организовать и контролировать собственное поведение для эффективного взаимодействия с окружающими.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
Реализация комплекса занятий, направленного на формирование коммуникативности у учащихся младшей школы
Цель формирующего эксперимента: способствовать дальнейшему развитию коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.
Был разработан (второе полугодие) и введён в учебно-воспитательный процесс комплекс мероприятий, заданий и игр, направленный на проблемно- ценностное общение обучающихся как со сверстниками, так и со взрослыми (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Комплекс мероприятий, заданий и игр, направленный на проблемно-ценностное общение
№ п/п | Название и тема мероприятия, задания или игры |
1. | Родительское собрание, тема: «Новая философия взаимодействия семьи и школы» |
2. | Мероприятие, тема: «Дружба» |
3. | Мероприятие, тема: «Вместе по сказочным дорожкам» |
4. | Мероприятие, тема: «Русские обряды и традиции» |
5. | Задание: «Комплемент» |
6. | Задание: «Мешочек крика» |
7. | Задание: «Через стекло» |
8. | Задание: «План предстоящей деятельности» |
9. | Задание: «Пресс-конференция» |
10. | Игра: «Клубочек» |
11. | Игра: «Ситуации» |
12. | Игра: «Рассказы по фотографиям» |
13. | Игра: «Небоскрёб» |
14. | Беседа-соревнование: «Учимся выигрывать, учимся проигрывать» |
15. | Беседа-диспут: «Уважай себя, уважай других» |