Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 322

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

младшей школы

Сущность, содержание и компоненты коммуникативно компетентности в деятельности педагога начальной школы

Игра как метод формирования коммуникативной компетенции у учащихся младшей школы во внеурочной деятельности

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

младших школьников

Реализация комплекса занятий, направленного на формирование коммуникативности у учащихся младшей школы

Анализ и обобщение результатов исследования

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)

Тест

Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»

Инструкция по выполнению задания «Комплемент»

Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»

Инструкция к выполнению задания «Через стекло»

Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»

Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»

Инструкция к игре «Ситуации»

Инструкция к игре «Рассказы по фотографиям»

Инструкция к игре «Небоскрёб»

Республики (ДНР), внеурочная деятельность:

      1. является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования;

      2. обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;

      3. организует развитие личности (направления и формы) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений [20].

В следствии этого, внеурочная деятельность, как и учебная направлены на достижение определённых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность:

  1. осуществляется во второй половине дня (через учебный план образовательного учреждения; дополнительные образовательные программы; классное руководство), по желанию учеников;

  2. рассматривается как дополнительное развитие способностей учащихся, основанное на их самовыражении и самореализации;

  3. это углубленное продолжение традиционного школьного образования;

  4. организуется через различные формы преподавателями, отвечающие всем требованиям к их реализации.

Отведённые часы на этот вид школьной деятельности, в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования (ГОС НОО) ДНР определяют её основные направления, виды и формы, которые тесно связаны между собой и требуют от педагогов начальной школы специальных знаний и умений:

Направления и формы внеурочной деятельности:

  1. спортивно-оздоровительное (спортивные секции; спортивные соревнования; беседы по охране здоровья; игровые моменты на уроках; физкультминутки на уроках; зарядка перед началом учебных занятий; динамические паузы и прогулки; летний школьный оздоровительный лагерь);

  2. духовно-нравственное (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда; уроки мужества с посещением школьного музея боевой славы; оформление и выставка рисунков и стенгазет; классные часы по данной тематике; военно-патриотический смотр строя и песни);

  3. интеллектуальное (конкурсы, олимпиады, экскурсии, предметные недели; проектная деятельность и т. д.);

  4. общекультурное (разная организационная деятельность, связанная: с экскурсиями в театры и музеи, а также с выставками рисунков, поделок и творческих работ детей младшего школьного возраста; проведение классных часов по теме поведения, речи и внешнего вида учащихся; участие во всевозможных конкурсах и выставках на уровне школы, района, области и города);

  5. социальное (проведение субботников; разведение комнатных растений и уход за ними и т. д.).


Вид внеурочной деятельности: 1) игровой; 2) познавательный; 3) проблемно-

ценностный; 4) досугово-развлекательный; 5) художественный; 6) социальный; 7)

трудовой; 8) спортивно-оздоровительный; 9) туристско-краеведческий.

По классификации видов можно выделить следующие основные формы внеурочной деятельности:

  1. словесно-логическая (воздействие на учеников словом, вызывающее ответные эмоции при обсуждении проблемных вопросов: беседы, дискуссии, собрания, лекции, конференции);

  2. образно-художественная (воздействие на учеников совместными эмоциями, связанные с переживанием: концерты, спектакли, праздники и т. д.);

  3. трудовая (акцентируется внимание на личностной значимости трудовой деятельности: осознание, навык, заинтересованность в конечном итоге своего труда);

  4. игровая или досуговая (одно из главных средств воспитательного процесса, так как для ребёнка детская игра плавно перерастает вариативность жизненных ситуаций: подготовка совместных концертов, праздников; просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей; различные конкурсы, соревнования; туристические походы; экскурсии и т. д.);

  5. психологическая (воздействие на учеников элементами психологическими методами практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапией: беседы, дискуссии, психологические упражнения и т. д.) [4].

Все перечисленные выше направления, виды и формы внеурочной деятельности учащихся ориентированы на определённые результаты воспитательного процесса:

1 класс:

  1. начинает понимать школьную жизнь;

  2. приобретение социальных знаний;

  3. начинает различать социальную реальность от повседневной жизни;

  4. всё достигается при взаимодействии с учителем (общение). 2 и 3 классы:


  1. начинает ценить общественную школьную жизнь;

  2. приобретает опыт переживания;

  3. формируются позитивные отношения к общественным ценностям;

  4. всё достигается в дружеской коллективной среде (общение). 4 класс:

  1. младший школьник, благодаря полученному опыту уже самостоятельно действует в общественно-школьной жизни;

  2. достигает всё при взаимодействии с окружающими людьми.

В итоге, если участники воспитательного процесса в начальной школе достигли всех этих результатов во внеурочной деятельности, то это будет свидетельствовать лишь о эффективности проделанной работы, что в дальнейшем поможет педагогам:

  1. внедрить в организацию отдыха, оздоровления, занятости учащихся более новые и современные формы внеурочной деятельности;

  2. улучшить психологическую и социальную зону комфортности учеников в воспитательном процессе;

  3. укрепить здоровье своих воспитанников;

  4. развить творческую активность каждого школьника начальных классов;

  5. укрепить нить, связывающая семью и школу каждого ребёнка младшего школьного возраста [4].

Так как, новый этап отношений ребёнка как в семье, так и в школе связан с включением в учебную деятельность, то для успешной его социализации выступает способность к организации совместного взаимодействия, среди них и игры.

Игра считается основным видом деятельности для детей младшего школьного возраста и рассматривается как сфера особой социальной среды, которая учитывает
компонент культурного формирования и его развития [1].

Использование игр в учебном процессе имеет особое значение для:

  1. развития и жизни школьника начальных классов;

  2. повышения активной и развития познавательной деятельности;

  3. развития памяти, мышления, внимания, наблюдательности, воображения;

  4. поддержки интереса к изучаемому материалу;

  5. стимулирования образного мышления;

  6. снятия утомления у учащихся. Иными словами, игра:

  1. превращает «нудный» образовательный процесс в осознанную занимательную работу;

  2. формирует ученика как личность с полным раскрытием его «внутреннего мира»;

  3. необходимый контакт со сверстниками и не только;

  4. установленные ранее правила;

  5. используемые различные символы ошибочный или неточный ответ, а достигнутый результат – поощрение (открытка, эмблема, значок, медаль);

  6. процесс представления об уровне собственных знаний, умений и навыков;

  7. обретённая способность к самореализации и самооценке [1].

Нельзя не отметить, что благодаря С. Л. Новиковой, была разработана и предоставлена в программе «Истоки» новая классификация игр в педагогике, которая активно используется в последнее время. В её основу положен принцип инициативы организатора, будь то педагог или ученик и выделяются следующие классы игр:

Самостоятельные игры: 1) игра-экспериментирование;2) сюжетно- образовательные; 3) сюжетно-ролевые; 4) режиссёрские; 5) театрализованные.

Игры, возникающие по инициативе взрослого в учебно-воспитательных целях: 1) дидактические; 2) сюжетно-дидактические; 3) подвижные; 4) игры-


забавы; 5) игры-развлечения; 6) интеллектуальные; 7) празднично-карнавальные;

  1. театрально-постановочные.

Игры, идущие от исторически сложившихся народных традиций, возникающие по инициативе взрослого или более старших детей: традиционные или народные, которые лежат в основе многих обучающих и досуговых игр [18].

Но самая развёрнутая и подробная классификация игр была выдвинута С. А. Шмаковым. В её основе, человеческая деятельность, а именно, такие виды как:

Физические и психологические игры, тренинги: 1) двигательные (спортивные, подвижные, моторные); 2) экстатические; 3) экспромтные; 4) лечебные (игровая терапия).

Интеллектуально-творческие игры: 1) предметные забавы; 2) сюжетно- интеллектуальные; 3) дидактические (учебно-предметные, обучающие, познавательные); 4) строительные; 5) трудовые; 6) технические; 7)

конструкторские; 8) электронные; 9) компьютерные; 10) игры-автоматы; 11) игровые методы обучения.

Социальные игры:

    1. творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссёрские, игры- грёзы, игры-драматизации);

    2. деловые (ролевые, имитационные, организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные) [40].

Таким образом, использование игровой деятельности в образовательном процессе начальной школы, это ключ к успешному формированию коммуникативных компетенций обучающихся.

Считается, что внеурочная работа, важный элемент педагогической деятельности, который продолжает и углубляет процесс, начатый на классных

занятиях, обеспечивает интересный и