Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 972

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ

2.14.2. Пожар в отсеке ВСУ


А. Признаки пожара:

Одновременное высвечивание хотя бы одной надписи ПОЖАР красного цвета на табло козырька на приборной панели пилотов и текста ПОЖАР ВСУ красного цвета на табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА.

Речевое сообщение «ПРОВЕРЬ ПОЖАР»

Высвечивание на ИМ № 2 в кадре ДВ/СИГН текста ПОЖАР ВСУ красного цвета.

Высвечивание надписи ВКЛ белого цвета кнопочного переключателя первой очереди пожаротушения ВСУ и последующее высвечивание (через 10-15 с) текста ОЧЕР 1 РАЗРЯД белого цвета на табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА.

ВНИМАНИЕ! 1. Экипаж выполняет действия по ликвидации пожара при наличии двух и более из указанных выше признаков.

2. Срабатывание сигнализации о пожаре в отсеке ВСУ после штатного отключения ВСУ является ложным.

Б. Действия экипажа.

1. Пожар на стоянке, рулении или на взлете до достижения скорости V1 (до доклада «РУБЕЖ»):

    • командир ВС по докладу бортинженера дает команду экипажу: «СТОП, ПОЖАР ВСУ»;

    • командир ВС, в случае пожара на взлете до скорости V1 (до доклада «РУБЕЖ»), прекращает взлет;

    • бортинженер выключает СКВ нажатием на кнопочный переключатель отбора воздуха от ВСУ с надписью ОТКР зеленого цвета на щитке СКВ (при этом гаснет надпись зеленого цвета переключателя).

Бортинженер контролирует автоматическое включение ВСУ и дублирует ее выключение нажатием кнопки СТОП на щитке ВСУ ВОЗД верхнего пульта пилотов.

Вызывает кадр СИГН на ИМ № 1. На ИМ № 1 высвечивается текст ВСУ ОТКЛЮЧЕНА, ОТБОР ЗАКРЫТ белого цвета;

    • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о пожаре в отсеке ВСУ;

    • бортинженер убеждается в автоматическом срабатывании первой очереди пожаротушения по высвечиванию надписи ВКЛ белого цвета кнопочного переключателя ВСУ ОЧЕРЕДЬ 1 на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА и последующему высвечиванию (через

10-15 с) текста ОЧЕР 1 РАЗРЯД белого цвета на табло, а также по высвечиванию на ИМ № 1 текста ОЧЕРЕДЬ 1 РАЗРЯДИЛАСЬ белого цвета и текста НАЖМИ ОЧЕРЕДЬ 2 голубого цвета, если пожар не ликвидирован.

При несрабатывании первой автоматической очереди пожаротушения нажимает кнопочный переключатель ВСУ ОЧЕРЕДЬ 1 на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА для ее ручного включения, при этом высвечивается текст ВКЛ белого цвета.

Если пожар первой очередью пожаротушения не ликвидирован (сохраняется сигнализация о пожаре), бортинженер нажимает кнопочный переключатель ВСУ ОЧЕРЕДЬ 2 на
щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА, при этом высвечивается надпись ВКЛ белого цвета.

После разряда огнетушителей второй очереди пожаротушения высвечиваются текст ОЧЕР 2 РАЗРЯД белого цвета на табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА, а на ИМ № 1 высвечиваются текст ОЧЕРЕДЬ 2 РАЗРЯДИЛАСЬ белого цвета и текст ПРИМИ РЕШЕНИЕ О ПОСАДКЕ голубого цвета, если пожар не ликвидирован.

ВНИМАНИЕ! Включение второй очереди пожаротушения производить с интервалом

20-30 с после включения первой очереди или после высвечивания на ИМ № 1 текста

НАЖМИ ОЧЕРЕДЬ 2 голубого цвета;

  • командир ВС по возможности освобождает ВПП;

  • бортинженер включает аварийное освещение самолета выключателем АВАР ОСВЕЩ на щитке ОСВЕЩЕНИЕ верхнего пульта пилотов, открыв колпачок и установив переключатель в положение РУЧН.;

  • бортинженер по команде командира ВС выключает двигатели.

Если пожар ликвидирован, 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о ликвидации пожара.

Если пожар не ликвидирован:

  • бортинженер для подготовки эвакуации пассажиров аварийно разгерметизирует кабину установкой в верхнее положение выключателя РАЗГЕРМ (под колпачком) на щитке САРД верхнего пульта пилотов;

  • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о начале эвакуации пассажиров;

  • экипаж и бортпроводники по команде командира ВС проводят эвакуацию пассажиров.

  1. Пожар на взлете после достижения скорости V1 (после доклада «РУБЕЖ»):

      • командир ВС по докладу бортинженера дает команду экипажу «ПРОДОЛЖАЕМ ВЗЛЕТ, ПОЖАР ВСУ»;

      • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о пожаре в отсеке ВСУ;

      • командир ВС устанавливает код аварии 7700 и режим ТА на пульте управления БСПС (TCAS) или на пульте управления СО-72 (при работе СО-72 в режиме АС) или включает сигнал АВАРИЯ на пульте управления СО-72 (при работе СО-72 в режиме УВД) и сигнал БЕДСТВИЕ на пульте управления 6202;

      • бортинженер проверяет автоматическое включение ВСУ и дублирует ее выключение нажатием кнопки СТОП на щитке ВСУ ВОЗД верхнего пульта пилотов.

Вызывает кадр СИГН на ИМ № 1. На ИМ № 1 высвечивается текст ВСУ ОТКЛЮЧЕНА,

ОТБО ЗАКРЫТ белого цвета;

      • бортинженер убеждается в автоматическом срабатывании первой очереди пожаротушения по высвечиванию надписи ВКЛ белого цвета кнопочного переключателя и по следующему высвечиванию (через 10-15 с) текста ОЧЕР 1 РАЗРЯД белого цвета на табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА, а также по появлению на ИМ № 1 текста ОЧЕРЕДЬ 1 РАЗРЯДИЛАСЬ белого цвета и текста НАЖМИ ОЧЕРЕДЬ 2 голубого цвета, если пожар не ликвидирован.


При несрабатывании первой автоматической очереди пожаротушения нажимает кнопочный переключатель ВКЛ отсека ВСУ на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА для ее ручного включения, при этом высвечивается текст ВКЛ белого цвета переключателя.

Если пожар первой очередью пожаротушения не ликвидирован (сигнализация о пожаре сохраняется), бортинженер нажимает переключатель кнопочный ВСУ ОЧЕРЕДЬ 2 на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА, при этом высвечивается надпись ВКЛ белого цвета переключателя.

ВНИМАНИЕ! Включение второй очереди пожаротушения производить с интервалом

20-30 с после включения предыдущей очереди или после появления на ИМ № 1 текста «НАЖМИ ОЧЕРЕДЬ 2» голубого цвета.

После разряда огнетушителей второй очереди пожаротушения на ИМ № 1 высвечивается текст ОЧЕР 2 РАЗРЯДИЛАСЬ белого цвета и текста ПРИМИ РЕШЕНИЕ О ПОСАДКЕ голубого цвета, если пожар не ликвидирован, а также высвечивается текст ОЧЕР 2 РАЗРЯД белого цвета на табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА.

Если пожар ликвидирован:

      • командир ВС принимает решение о посадке на аэродром вылета или на ближайший пригодный для посадки аэродром. Снимает код аварии 7700 и устанавливает режим TA/RA на пульте управления БСПС (TCAS) или СО-72 набором четырехзначного номера рейса (при работе СО-72 в режиме АС) или выключает сигнал АВАРИЯ (при работе СО-72 в режиме УВД) и выключает сигнал БЕДСТВИЕ на пульте управления 6202;

      • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о ликвидации пожара и принятом плане полета;

      • бортинженер включает отбор воздуха от двигателей нажатием кнопочных переключателей ОТБОР ДВ 1 и ОТБОР ДВ 2 на щитке СКВ;  командир ВС выполняет посадку.

Если пожар не ликвидирован:

      • командир ВС принимает решение о посадке на аэродроме вылета или на ближайшем, пригодном для посадки, аэродроме;

      • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о принятом плане полета;

      • бортинженер выключает отбор воздуха от двигателей нажатием переключателей кнопочных ОТБОР ДВ 1 и ОТБОР ДВ 2 на щитке СКВ;

      • бортинженер включает аварийное освещение салона выключателем АВАР ОСВЕЩ на щитке ОСВЕЩЕНИЕ верхнего пульта пилотов, открыв колпачок и установив переключатель в положение РУЧН.;

      • командир ВС выполняет посадку;

      • командир ВС по возможности освобождает ВПП;

      • бортинженер после остановки самолета по команде командира ВС выключает двигатели;

      • экипаж и бортпроводники после остановки самолета и выключения двигателей проводят эвакуацию пассажиров в соответствии с Аварийным расписанием.


  1. Пожар на снижении с эшелона (или при заходе на посадку):

      • командир ВС по докладу бортинженера дает команду экипажу: «ПРОДОЛЖАЕМ СНИЖЕНИЕ (ЗАХОД НА ПОСАДКУ), ПОЖАР ВСУ»;

      • командир ВС продолжает снижение (или заход на посадку);

      • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о пожаре в отсеке ВСУ;

      • командир ВС устанавливает код аварии 7700 и режим ТА на пульте управления БСПС (TCAS) или на пульте управления СО-72 (при работе СО-72 в режиме АС), или включает сигнал АВАРИЯ (при работе СО-72 в режиме УВД) и включает сигнал БЕДСТВИЕ на пульте управления 6202;

      • бортинженер дублирует автоматическое выключение СКВ 1 и СКВ 2 отжатием кнопочного переключателя ОТБОР от ВСУ на щитке СКВ верхнего пульта пилотов. При этом гаснет зеленое поле ОТКЛ.

Бортинженер контролирует автоматическое включение ВСУ и дублирует ее выключение нажатием кнопки СТОП на щитке ВСУ ВОЗД верхнего пульта пилотов.

Вызывает кадр СИГН на ИМ № 1. На ИМ № 1 высвечивается текст белого цвета ВСУ

ОТКЛЮЧЕНА, ОТБОР ЗАКРЫТ;

      • бортинженер убеждается в автоматическом срабатывании первой очереди пожаротушения по высвечиванию белого поля ВКЛ кнопочного переключателя ВСУ ОЧЕРЕДЬ 1 на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА и по следующему высвечиванию (через 10-15 с) белого табло ОЧЕРЕДЬ 1 РАЗРЯД, а также по высвечиванию на ИМ № 1 текста белого цвета ОЧЕРЕДЬ 1 РАЗРЯДИЛАСЬ и текста голубого цвета НАЖМИ ОЧЕРЕДЬ 2, если пожар не ликвидирован.

При несрабатывании первой автоматической очереди пожаротушения нажимает кнопочный переключатель ВСУ ОЧЕРЕДЬ 1 на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА для ее ручного включения, при этом высвечивается текст ВКЛ на переключателе.

Если пожар первой очередью пожаротушения не ликвидирован (сохраняется сигнализация о пожаре), бортинженер нажимает кнопочный переключатель ВСУ ОЧЕРЕДЬ 2, поле ВКЛ высветится белым цветом.

ВНИМАНИЕ! Включение второй очереди пожаротушения производить с интервалом 20-30 с после включения первой очереди или после высвечивания на ИМ № 1 текста голубого цвета НАЖМИ ОЧЕРЕДЬ 2.

После разряда огнетушителей второй очереди высвечивается белое поле табло ОЧЕР 2 РАЗРЯД на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА и на ИМ № 1 высвечивается текст белого цвета ОЧЕР 2 РАЗРЯДИЛАСЬ и текст голубого цвета ПРИМИ РЕШЕНИЕ О ПОСАДКЕ, если пожар не ликвидирован.

Если пожар ликвидирован:

  • командир ВС снимает код аварии 7700 и устанавливает режим TA/RA на пульте управления БСПС (TCAS) или на пульте управления СО-72 (при работе СО-72 в режиме АС) набором четырехзначного номера рейса, или выключает сигнал АВАРИЯ (при работе СО-72 в режиме УВД) и выключает сигнал БЕДСТВИЕ на пульте управления 6202;


2-й пилот сообщает диспетчеру УВДо ликвидации пожара ВСУ;

  • бортинженер включает отбор воздуха от двигателей нажатием кнопочных переключателей ОТБОР ДВ 1 и ОТБОР ДВ 2 на щитке СКВ;  командир ВС выполняет посадку.

Если пожар не ликвидирован:

  • бортинженер включает отбор воздуха от двигателей нажатием кнопочных переключателей ОТБОР ДВ 1 и ОТБОР ДВ 2 на щитке СКВ;

  • командир ВС выполняет посадку;

  • командир ВС по возможности освобождает ВПП;

  • бортинженер аварийно разгерметизирует кабину установкой в верхнее положение выключателя РАЗГЕРМ (под колпачком) на щитке САРД верхнего пульта пилотов.

При работе дублирующей САРД предварительно устанавливает задатчик избыточного давления БУДП в положение «0»;

  • бортинженер после остановки самолета по команде командира ВС выключает двигатели, генераторы отжатием кнопочных переключателей Г 1 и Г 2, выключает аккумуляторы отжатием кнопочных переключателей АКК 1, АКК 2, АКК 3, АКК 4 на верхнем пульте пилотов;

  • экипаж после остановки самолета и выключения двигателей покидает самолет.

2.14.3. Пожар в багажно-грузовом отсеке (БГО)


А. Признаки пожара:

  • речевое сообщение «ПРОВЕРЬ ПОЖАР»;

  • одновременное высвечивание красного светосигнального табло ПОЖАР на козырьке приборной панели пилотов и текста ПОЖАР БГО 1 (2) красного цвета на табло щитка

ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА верхнего пульта пилотов;

  • на ИМ № 2 в кадре ДВ/СИГН высвечивается текст БГО1 (2) ПОЖАР красного цвета.

ВНИМАНИЕ! Экипаж выполняет действия по ликвидации пожара при наличии двух и более из указанных выше признаков.

Б. Действия экипажа

  1. Пожар на стоянке, рулении или на взлете до снижения скорости V1 (до доклада «РУБЕЖ»):

  • командир ВС по докладу бортинженер дает команду экипажу: «СТОП, ПОЖАР БГО 1 (2)»;

  • командир ВС, в случае пожара на взлете до скорости V1 (до доклада «РУБЕЖ»), прекращает взлет;

  • бортинженер отключает вентиляторы СКВ, отжав кнопочные переключатели

ВЕНТ 1 ОТКЛ и ВЕНТ 2 ОТКЛ.;

бортинженер для включения первой очереди пожаротушения нажимает кнопоч-

ный переключатель ВКЛ для соответствующего отсека БГО на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА. При включении очереди загорится надпись ВКЛ белого цвета кнопочного переключателя и (через 10-15 с) текст ОЧЕР РАЗРЯД белого цвета;