Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 989

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ



  • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о пожаре в БГО;

  • командир ВС по возможности освобождает ВПП;

  • бортинженер после остановки самолета по команде командира ВС выключает двигатели, генераторы Г 1, Г 2 и ГВСУ (если ГВСУ был выключен).

  • бортинженер выключает:

    • СКВ нажатием на кнопочный выключатель ОТКР отбора воздуха от ВСУ на щитке ВСУ (при этом гаснет надпись ОТКР зеленого цвета переключателя),

    • ВСУ нажатием кнопки СТОП на щитке ВСУ ВОЗД панели взлетно-посадочных операций ВСУ или нажатием кнопки СТОП на пульте ПП-73 (при этом загорается надпись СТОП красного цвета) и переводом переключателя ГЛАВН ВЫКЛ на том же пульте панели наземной подготовки в нижнее положение (при этом надпись СТОП гаснет);

  • бортинженер включает аварийное освещение салона выключателем АВАР ОСВЕЩ на щитке ОСВЕЩЕНИЕ верхнего пульта пилотов, открыв колпачок и установив рукоятку переключателя в положение РУЧН.;

  • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о начале аварийной эвакуации пассажиров;

  • экипаж после остановки самолета и выключения двигателей производит аварийную эвакуацию пассажиров в соответствии с Аварийным расписанием.

  • Пожар на взлете после достижения скорости V1.

    • командир ВС по докладу бортинженера дает команду экипажу «ПРОДОЛЖАЕМ ВЗЛЕТ, ПОЖАР БГО 1(2)»;

    • командир ВС выполняет взлет до высоты круга;

    • бортинженер отключает вентиляторы СКВ, отжав кнопочные переключатели ВЕНТ 1 ОТКЛ и ВЕНТ 2 ОТКЛ.

    • бортинженер для включения первой очереди пожаротушения нажимает кнопочный переключатель ВКЛ для соответствующего отсека БГО на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА. При включении очереди загорится надпись ВКЛ белого цвета кнопочного переключателя и (через 10-15 с) текст ОЧЕР РАЗРЯД белого цвета.

    На ИМ № 1 появится текст ОЧЕРЕДЬ БГО 1(2) РАЗРЯДИЛАСЬ голубого цвета, и текст КОНТРОЛИРУЙ ВРЕМЯ, НАЖМИ ДРУГУЮ ОЧЕРЕДЬ ЧЕРЕЗ ЗАДАННОЕ ВРЕМЯ белого цвета.

    От момента загорания текста на табло бортинженер начинает отсчет времени (80 мин);

    • командир ВС устанавливает код аварии 7700 и режим TA на пульте управления БСПС (TCAS) или на пульте управления СО-72 (при работе СО-72 в режиме АС) или включает сигнал АВАРИЯ (при работе СО-72 в режиме УВД) и включает сигнал БЕДСТВИЕ на пульте управления 6202;

    командир ВС принимает решение о посадке на аэродром вылета или на ближай-


    шем, пригодном для посадки, аэродроме.

    • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о дальнейшем плане полета.

    Если для завершения полета, эвакуации пассажиров и до применения наземных средств требуется время более 80 мин после разряда первой очереди пожаротушения, то:

    • бортинженер нажимает кнопочный переключатель ВКЛ для включения второй очереди пожаротушения соответствующего отсека БГО на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА. При включении очереди загорится надпись ВКЛ белого цвета кнопочного переключателя и (через 10-15 с) текст ОЧЕР РАЗРЯД белого цвета на табло. На ИМ № 1 появится текст голубого цвета ОЧЕРЕДИ БГО 1 (2) РАЗРЯДИЛИСЬ;

    • командир ВС выполняет посадку на аэродроме вылета или на ближайшем, пригодном для посадки, аэродроме;

    • командир ВС по возможности освобождает ВПП;

    • бортинженер после остановки самолета по команде командира ВС выключает двигатели, генераторы Г 1, Г 2 и ГВСУ (если ГВСУ был включен);  бортинженер выключает:

      • СКВ нажатием на кнопочный выключатель ОТКР отбора воздуха от ВСУ на щитке ВСУ (при этом гаснет надпись ОТКР зеленого цвета на переключателе);

      • ВСУ нажатием кнопки СТОП на щитке ВСУ ВОЗД панели взлетно-посадочных операций ВСУ или нажатием кнопки СТОП на пульте ПП-73 (при этом загорается надпись СТОП красного цвета) и переводом переключателя ГЛАВН ВЫКЛ на том же пульте панели наземной подготовки в нижнее положение (при этом надпись СТОП гаснет);

    • бортинженер включает аварийное освещение салона выключателем АВАР ОСВЕЩ на щитке ОСВЕЩЕНИЕ верхнего пульта пилотов, открыв колпачок и установив рукоятку переключателя в положение РУЧН.;

    • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о начале аварийной эвакуации пассажиров;

    • экипаж после остановки самолета и выключения двигателей производит аварийную эвакуацию пассажиров в соответствии с Аварийным расписанием.

  • При полете по маршруту.

    • командир ВС по докладу бортинженера и по признакам пожара дает команду экипажу «ПОЖАР БГО 1(2)»;

    • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о пожаре в БГО;

    • бортинженер отключает вентиляторы СКВ, отжав кнопочные переключатели ВЕНТ 1 ОТКЛ и ВЕНТ 2 ОТКЛ. Вызывает кадр СИГН на ИМ № 1 – появляется текст белого цвета ВЕНТИЛЯТОРЫ ОТКЛЮЧЕНЫ, тексты голубого цвета НАЖМИ ОЧЕРЕДЬ БГО 1 (2) и ПРИМИ РЕШЕНИЕ О ПОСАДКЕ;

    • бортинженер для включения первой очереди пожаротушения нажимает кнопочный переключатель ВКЛ для соответствующего отсека БГО на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА. При включении очереди загорится надпись ВКЛ белого цвета кнопочного переключателя и (через 10-15 с) текст ОЧЕР РАЗРЯД белого цвета на табло.


    На ИМ № 1 появится текст ОЧЕРЕДИ БГО 1 (2) РАЗРЯДИЛИСЬ белого цвета, и текст голубого цвета КОНТРОЛИРУЙ ВРЕМЯ, НАЖМИ ДРУГУЮ ОЧЕРЕДЬ БГО 1 (2) ЧЕРЕЗ ЗАДАННОЕ ВРЕМЯ.

    От момента загорания текста на табло бортинженер начинает отсчет времени (80 мин);

    • командир ВС выполняет экстренное снижение до безопасной высоты 4000 м;

    • командир ВС устанавливает код аварии 7700 и режим TA на пульте управления БСПС (TCAS) или на пульте управления СО-72 (при работе СО-72 в режиме АС), или включает сигнал АВАРИЯ (при работе СО-72 в режиме УВД) и включает сигнал БЕДСТВИЕ на пульте управления 6202;

    • командир ВС принимает решение о посадке на ближайшем, пригодном для посадки, аэродроме;

    • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о дальнейшем плане полета.

    Если для завершения полета, эвакуации пассажиров и до применения наземных средств требуется время более 80 мин после разряда первой очереди пожаротушения, то:

    • бортинженер нажимает кнопочный переключатель ВКЛ для включения второй очереди пожаротушения соответствующего отсека БГО на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА. При включении очереди загорится надпись ВКЛ белого цвета кнопочного переключателя и (через 10-15 с) текст ОЧЕР РАЗРЯД белого цвета на табло.

    На ИМ № 1 появится текст белого цвета ОЧЕРЕДИ БГО 1 (2) РАЗРЯДИЛИСЬ.

    От момента загорания надписи на табло бортинженер начинает отсчет времени (80 мин);

    • командир ВС выполняет посадку на ближайшем, пригодном для посадки, аэродроме;

    • командир ВС по возможности освобождает ВПП;

    • бортинженер после остановки самолета по команде командир ВС выключает двигатели, генераторы Г 1, Г 2 и ГВСУ (если ГВСУ был включен);  бортинженер выключает:

      • СКВ нажатием на кнопочный выключатель ОТКР отбора воздуха от ВСУ на щитке ВСУ (при этом гаснет надпись ОТКР зеленого цвета переключателя),

      • ВСУ нажатием кнопки СТОП на щитке ВСУ ВОЗД панели взлетно-посадочных операций ВСУ или нажатием кнопки СТОП на пульте ПП-73 (при этом загорается надпись СТОП красного цвета) и переводом переключателя ГЛАВН ВЫКЛ на том же пульте панели наземной подготовки в нижнее положение (при этом надпись СТОП гаснет);

    • бортинженер включает аварийное освещение салона выключателем АВАР ОСВЕЩ на щитке ОСВЕЩЕНИЕ пульта пилотов верхнего, открыв колпачок и установив рукоятку переключателя в положение РУЧН.;

    • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о начале аварийной эвакуации пассажиров;

    • экипаж после остановки самолета и выключения двигателей проводит эвакуацию пассажиров в соответствии с Аварийным расписанием.


    ВНИМАНИЕ! Эвакуация пассажиров должна быть произведена не позднее чем через 100 мин после включения последней очереди пожаротушения.

    2.14.4. Пожар в кабине экипажа или пассажирском салоне на земле (на стоянке, на рулении, на взлете до скорости V1 (до доклада «РУБЕЖ»))


    А. Признаки пожара

    Пожар в кабине экипажа или пассажирском салоне характеризуется наличием пламени, дыма и запахом гари. Источник пожара может быть видимым или скрытым за элементами конструкции самолета.

    Б. Действия экипажа:

    • командир ВС по докладу бортинженера (или бортпроводника) дает команду экипажу «СТОП, ПОЖАР В КАБИНЕ (САЛОНЕ)»;

    • командир ВС в случае пожара на разбеге прекращает взлет;

    • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о пожаре;

    • командир ВС, 2-й пилот и бортинженер надевают кислородные маски и дымозащитные очки, убедившись, что рычаг «100 % – СМЕСЬ» находится в положении «100 %», кнопку АВАРИЙНАЯ ПОДАЧА на маске поворачивают по направлению стрелки, нажимают кнопочные переключатели КМ на пультах БВ-Э1 и БВ-Э2 для радиопереговоров через микрофон кислородной маски;

    • командир ВС после торможения самолета по возможности освобождает ВПП;

    • командир ВС принимает решение об отключении генераторов;

    • бортинженер включает аварийное освещение салона выключателем АВАР ОСВЕЩ на щитке ОСВЕЩЕНИЕ верхнего пульта пилотов, открыв колпачок и установив переключатель в положение РУЧН.;

    • бортинженер по команде командира ВС отключает основные генераторы и генератор ВСУ отжатием кнопочных переключателей Г 1, Г 2 и ГВСУ;

    • бортинженер или 2-й пилот при пожаре в кабине экипажа (или бортпроводники при пожаре в пассажирском салоне) по команде командира ВС приступает к ликвидации пожара при помощи ручных огнетушителей.

    ВНИМАНИЕ! Если источником пожара является электроцепь или потребитель электроэнергии, то для ликвидации применять огнетушители с надписью «ХЛАДОН»;

    • бортинженер отключает вентиляторы СКВ, отжав кнопочные переключатели

    ВЕНТ 1 ОТКЛ и ВЕНТ 2 ОТКЛ, если генераторы включены;

    • бортинженер для увеличения вентиляции устанавливает задатчики расхода воздуха

    СКВ 1 и СКВ 2 на щитке СКВ в положение 1, 2;  бортинженер выключает двигатели.

    Если пожар ликвидирован, 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о ликвидации пожара.


    Если пожар не ликвидирован:

    • бортинженер отключает СКВ 1 и СКВ 2 отжатием кнопочного переключателя ОТБОР от ВСУ на щитке СКВ, при этом гаснет надпись ОТКЛ зеленого цвета.

    • бортинженер для подготовки эвакуации пассажиров аварийно разгерметизирует кабину установкой в верхнее положение выключателя РАЗГЕРМ (под колпачком) на щитке САРД верхнего пульта пилотов.

    При работе дублирующей САРД предварительно устанавливает задатчик избыточного давления БУДП в положение «0»;

    • бортинженер выключает ВСУ нажатием кнопки СТОП на щитке ВСУ ВОЗД верхнего пульта пилотов;

    • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о начале эвакуации пассажиров;

    • экипаж и бортпроводники по команде командира ВС проводят эвакуацию пассажиров.

    В. Действия экипажа на взлете после достижения V1

    1. При известном источнике пожара. На взлете после доклада «РУБЕЖ».

    • командир ВС по докладу бортинженера (или бортпроводника) дает команду экипажу «ПРОДОЛЖАЕМ ВЗЛЕТ, ПОЖАР В КАБИНЕ (САЛОНЕ)»;

    • командир ВС продолжает взлет;

    • командир ВС устанавливает код аварии 7700 и режим TA на пульте управления БСПС (TCAS) или на пульте управления СО-72 (при работе СО-72 в режиме АС) или включает сигнал АВАРИЯ (при работе СО-72 в режиме УВД) и включает сигнал БЕДСТВИЕ на пульте управления 6202;

    • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о пожаре в кабине экипажа (пассажирском салоне);

    • бортинженер отключает вентиляторы СКВ, отжав кнопочные переключатели

    ВЕНТ 1 ОТКЛ и ВЕНТ 2 ОТКЛ на щитке СКВ верхнего пульта пилотов;

    • бортинженер для увеличения вентиляции устанавливает задатчики расхода воздуха на щитке СКВ в положение «1», «2»;

    • бортинженер по команде командира ВС приступает к ликвидации пожара в кабине экипажа при помощи ручного огнетушителя;

    • бортпроводники по команде командира ВС применяют дымозащитное оборудование и приступают к ликвидации пожара в пассажирском салоне при помощи ручных огнетушителей.

    ВНИМАНИЕ! Если источником пожара является электроцепь или потребитель электроэнергии, то для ликвидации применять огнетушители с надписью «ХЛАДОН».

    При наличии дыма в кабине экипажа:

    • командир ВС, 2-й пилот и бортинженер надевают кислородные маски и дымозащитные очки, убедившись, что рычаг «100 % – СМЕСЬ» находится в положении «100 %», кнопку АВАРИЙНАЯ ПОДАЧА на маске поворачивают по направлению стрелки, нажимают кнопочные переключатели КМ на пультах БВ-Э1 и БВ-Э2 для радиопереговоров через микрофон кислородной маски;

    • бортинженер отключает СКВ отжатием кнопочного переключателя ОТБОР от ВСУ на щитке СКВ верхнего пульта пилотов, при этом гаснет надпись ОТКЛ зеленого цвета переключателя. Выключает СКВ 1 и СКВ 2 отжатием кнопочных переключателей СКВ 1 и СКВ 2 на щитке СКВ, при этом высвечивается надпись ОТКЛ белого цвета на переключателях;

    • бортинженер разгерметизирует кабину установкой в верхнее положение выключателя РАЗГЕРМ (под колпачком) на щитке САРД верхнего пульта пилотов.