Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 863

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА


  • Управление ликвидностью

  1. Инвестиционные решения – решения о том, какие реальные активы предприятие должно приобрести.

  2. Управление имуществом.

  3. Оценочная деятельность.

  4. Финансовое планирование и прогнозирование.

  5. Определение схемы финансирования – решения о путях получения предприятием финансовых ресурсов, необходимых для приобретения реальных активов. Поиск финансовых ресурсов.

  6. Текущее управление оборотным капиталом и бюджетирование капитала.

  • Кредитная политика.

  1. Бухгалтерский учет.

  2. Организация корпоративного финансового контроля и аудита.

  3. Осуществление расчетов и кассовые операции.

  4. Управление финансовыми рисками.

  5. Корпоративное страхование.

  6. Внешнеэкономическая деятельность. Управление оборотом товаров и соответствующих денежных потоков, иностранные инвестиции.

  7. Налоговый менеджмент: налоговое планирование и анализ уровня налогообложения.

  8. Управление фондовым портфелем и фондовые операции.

  9. Управление собственным капиталом.

  • Дивидендная политика

В соответствии с задачами управления финансами предприятия принято выделять три управленческие функции:

 Казначей: Управляющий, отвечающий за разработку и функционирование схем финансирования деятельности предприятия, управление денежными средствами, за взаимодействие с внешними финансово-кредитными учреждениями.

 Финансовый контролер: Управляющий, отвечающий за организацию планово-финансовой деятельности, учета и аудита.

Финансовый директор: Управляющий, руководящий деятельностью казначея и контролера и определяющий стратегию предприятия в области финансов.

Основной целью управляющих предприятием, в том числе финансовых менеджеров, является обеспечение роста рыночной стоимости предприятия.

6.1.4. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ


(см. схему №1)

Финансовые процессы, происходящие на предприятии, – это все поступления денежных средств и все осуществляемые выплаты.

Поступления – это результат хозяйственной деятельности нашего предприятия, т.е. результат продажи товаров, предоставления услуг, следствие различных банковских операций, получение дивидендов.

Выплаты, перечисления – тоже результат хозяйственной деятельности, связанной с закупкой исходных видов сырья и материалов, оплатой сторонних услуг и труда собственных работников.


Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего финансового обеспечения. Таким образом мы должны упомянуть об особой экономической категории: “финансовых ресурсах”. Обычно бухгалтера вообще не пользуются этим термином, а употребляют выражение “денежные средства предприятия”. Разница в терминологии проистекает из того, что бухгалтер имеет дело в основном с отчетными, фактическими данными, а финансист большую часть своего времени занимается планированием и прогнозированием.

По материальному содержанию финансы –это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы предприятий.

Основа нормального функционирования -наличие достаточного объема финансовых ресурсов, обеспечивающих возможность удовлетворения возникающих потребностей предприятия для текущей деятельности и развития. Финансовые ресурсы – денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию на предприятии.

Обычно говорят о трех группах источников финансовых ресурсов предприятий: собственные; мобилизованные на финансовом рынке; прочие привлеченные источники.

Собственные финансовые ресурсы предприятия включают первоначальные взносы учредителей предприятия и накопления за счет результатов хозяйственной деятельности.

Первоначально финансовая структура капитала, образуется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала. Это важнейший источник формирования имущества любого предприятия. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. При создании предприятия или при его расширении, уставный капитал направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно-хозяйственной деятельности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, -ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором. Таким образом первоначальный капитал инвестируется в производство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции.

Т.о. собственные финансовые ресурсы включают: прибыль от реализации, амортизацию и т.д. Строго говоря, амортизация не является источником новых фондов предприятия. Однако, в силу того. что она влияет на величину чистой прибыли за отчетный год, она фактически не покидает сферу бизнеса, источником фондов рассматривают чистую прибыль без вычета амортизации (т.е. чистая прибыль + амортизация)



Развивающееся предприятие постоянно нуждается в финансовых ресурсах, что не всегда можно обеспечить за счет внутренних источников, и тогда возникает необходимость привлечения заемных средств или дополнительного акционерного капитала. На основе возвратности предприятием привлекаются заемные финансовые ресурсы – долгосрочные кредиты банков, средства других предприятий, облигационные займы, источником возврата которых является прибыль предприятия. Кроме того, сюда относятся и так называемые устойчивые пассивы.

Заемные ф.р. – это ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке: –банковский кредит, – ссуды других кредиторов под векселя и иные долговые обязательства, и денежные средства, полученные от размещения облигационных займов, доходы от эмиссии ценных бумаг предприятия (например, акций при формировании уставного капитала) Коммерческий кредит оформляется векселем. Это кредит поставщика покупателю, когда оплата товарно-материальных ценностей производится покупателем позже в оговоренные с поставщиком сроки. Он помогает получить предприятию взаймы под оговоренный процент денежных средств на срок менее года с оформлением векселя или иного долгового обязательства.

Кредитные ресурсы необходимы для предприятия, потому что во время колебания потребностей финансовых ресурсов и их наличие может не равняться. необходимо оценить возможность для предприятия возместить заемные средства с процентами и в срок, если существует возможность непогашения ссуды, средства лучше не привлекать, так как автоматически увеличиваются затраты.

Предприятие пользуется правом эмиссии ценных бумаг для формирования дополнительных средств за счет выпуска акций, облигаций и др.

Привлеченные финансовые ресурсы формируются за счет бюджетных ассигнований, мобилизации собственных ресурсов в строительстве, экономии от строительства хозспособом, страховых возмещений, средств долевого участия, доходов от приобретенных ценных бумаг и других финансовых активов, доходов от реализации неиспользованного имущества. Для получения дополнительных доходов предприятия вправе приобретать ценные бумаги других предприятий и государства, вкладывать средства в уставный капитал вновь образуемых предприятий и банков, предоставлять их взаймы другим предприятиям на условиях возвратности, срочности и платности.


Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется на двух уровнях: в масштабах страны и на каждом предприятии. Величина и структура источников формирования финансовых ресурсов в масштабах страны определяют возможности расширенного воспроизводства народного хозяйства, повышения уровня членов общества, роста доходов бюджета государства. Размер финансовых ресурсов, формируемых на уровне предприятия, определяет возможности осуществления необходимых капитальных вложений, увеличения оборотных средств, выполнения всех финансовых обязательств, обеспечение потребностей социального характера.

За счет каких источников обеспечивается формирование имущества предприятия:

1.денежные и материальные взносы учредителей или участников предприятия;

2.полученные предприятием доходы от всех видов деятельности;

3.проценты, дивиденды, полученные в результате владения различными ценными бумагами;

4.кредиты банков;

5.средства кредиторов;

6.временное владение чужими средствами в обороте;

7.субсидии, дотации, инвестиции из бюджетных и внебюджетных фондов и другие виды сонаций;

8.арендная плата;

9.благотворительные взносы;

10.доходы от долгосрочных финансовых вложений.

Подчеркнем, что финансовые ресурсы предприятия, направляемые на его развитие (например, на производственные капитальные вложения) формируются за счет: – амортизационных отчислений; – прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности; – дополнительных паевых взносов участников в товариществах; – средств, получаемых от выпуска облигаций; – средств, мобилизуемых с помощью выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типа; – долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме облигационных займов); – других законных источников (например, добровольных безвозмездных взносов предприятий, организаций, граждан).

Коммерческий банк выдает ссуды, только заключив с предприятием кредитный договор. Выдача кредитов увязывается с финансовым состоянием предприятия, его платежеспособностью. Прежде чем выдать кредит, банк проводит определенную аналитическую работу, принимая во внимание размер и срок испрашиваемой ссуды, результаты хозяйственной деятельности предприятия, имеющееся обеспечение ссуды. В настоящий момент коммерческие банки кредитуют предприятия под залог имущества или при условии страхования риска непогашения кредита. Краткосрочный кредит обычно выдается на срок до одного года, но из-за инфляции фактические сроки предоставления текущего кредита меньше.
Кроме кредитных, банки выполняют множество услуг для своих клиентов – юридических лиц.

Предприятие может привлекать денежные ресурсы за счет выпуска ценных бумаг (пассивные операции) и наоборот: вкладывать привлеченные денежные средства в другие ценные бумаги (активные операции), ЦЕЛЬ –извлечь дополнительную прибыль или решить иные задачи.

Предприятия объединяют финансовые ресурсы в рамках совместной деятельности и различных хозяйственных ассоциаций.

Невозможно обособление различных финансовых ресурсов предприятия, так как финансовые ресурсы – единое целое, обеспечивающее потребности предприятия в кругообороте ресурсов.

Организация и использование финансовых ресурсов на предприятии на основе принципа максимизации доходности и минимизации риска ведет к более устойчивому финансовому положению. Для обеспечения рациональной организации и управления финансовыми ресурсами существует финансовое планирование, оно должно рассматриваться в двух основных аспектах:

1. планирование величины финансовых ресурсов, предполагаемых к получению;

2. планирование величины текущих потребностей в финансовых ресурсах.

Ф.Р. могут быть использованы в любом из перечисленных ниже направлений:

 – выплаты дивидендов;

 – покрытие текущих потребностей (прироста оборотного капитала);

 – возмещение заемного капитала;

 увеличение имущества (закупка недвижимой собственности) и т.д.

Т.о. За счет финансовых ресурсов осуществляется финансирование инвестиций, а так же авансирование средств оборотного капитала, то есть осуществляются все необходимые расходы предприятий.

Финансовые ресурсы используются также и на финансовые вложения, главное направление которых – размещение средств в ценные бумаги. – путем приобретения ценные бумаги, у других эмитентов. В зависимости от выбранной стратегии предприятия эти инвестиции не обязательно могут характеризоваться понятием “фиксированная срочность”. Эти ценные бумаги могут быть реализованы в любой момент при необходимости. срок владения ценные бумаги. не является срочным, за исключением государственных ценные бумаги. – фиксированный срок обращения на рынке.

Схема 1 разд 2.


ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ