Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 853

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА

некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные страховые и иные кооперативы, созданные, для выполнения одного или нескольких из указанных видов деятельности.

Однако, из этого правила есть исключения:

Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" от 11 июня 1997 г. N 97-ФЗ, принят Государственной Думой 13 июня 1997 года, определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности. Потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и осуществляет предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.

  • пайщик – гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами;

  • участие в хозяйственной деятельности потребительского общества – приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика;

  • паевой фонд – фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества;

  • неделимый фонд – часть имущества потребительского общества или союза, которая не подлежит распределению между пайщиками и порядок формирования и использования которой определяется уставом потребительского общества или союза;

  • вступительный взнос – денежная сумма, направленная на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество;

  • паевой взнос – имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку;


Размеры вступительного и паевого взносов определяются уставом потребительского общества. Вступительный взнос не входит в состав паевого фонда и не подлежит возврату при выходе пайщика из потребительского общества. На вступительные и паевые взносы не могут обращаться взыскания по личным долгам и обязательствам пайщиков.

Имущественная ответственность потребительского общества и его членов

Потребительское общество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Потребительское общество не отвечает по обязательствам пайщиков. Субсидиарная ответственность пайщиков по обязательствам потребительского общества определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации и уставом потребительского общества.
Государственные и муниципальные предприятия основаны на государственной собственности, тогда как негосударственные – на коллективной собственности (общей долевой или совместной). Исключение составляет индивидуальное (семейное) частное предприятие.

Государственным предприятием является предприятие, учрежденное органом государственного управления РФ, республики в составе РФ, края, области, уполномоченным управлять государственным имуществом. Если предприятия перечисленных выше организационно-правовых форм обладают своим имуществом на праве собственности (общей долевой или совместной), то государственное предприятие осуществляет хозяйственную деятельность на праве полного хозяйственного ведения.

Первоначальный уставный фонд государственного предприятия формируется за счет бюджетных ассигнований и (или) за счет имущества других госпредприятий. Государственное предприятие является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам имуществом, переданным ему в полное хозяйственное ведение. Оно может в качестве вкладчика (акционера) участвовать в образовании товариществ и акционерных обществ.

Порядок образования муниципального предприятия и его имущества идентичен тому порядку, который установлен для государственных предприятий. Но муниципальные предприятия получают в полное хозяйственное ведение не государственную, а муниципальную собственность.


Вследствие правового положения государственного (муниципального) предприятия оно не располагает полной свободой распоряжения имуществом. Например, продавать, сдавать в аренду, вносить в залог имущество предприятие может только с согласия органа, уполномоченного управлять государственным (муниципальным) имуществом.

Имущество государственных предприятий образуется за счет бюджетных ассигнований и вкладов других государственных предприятий (например малые государственные предприятия). В законе зафиксировано, что государственное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия, то есть этим подчеркивается его обособленность и относительная самостоятельность от государства. Однако на практике за государственное предприятие несет экономическую, юридическую и прочую ответственность государство в лице своих министерств, ведомств, государственных комитетов и т. д., что часто позволяет государственным предприятиям проводить безответственную хозяйственную и финансовую политику. Поэтому во всем мире предприятия с государственной собственностью считаются наименее эффективно работающими.

Имущество муниципального предприятия или вклад местных органов власти в предприятия смешанной формы собственности образуется за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета или вкладов других муниципальных предприятий. Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия (на практике, как и в первом случае – имуществом муниципалитета).

Также законодательством предусматривается функционирование унитарных государственных или муниципальных предприятий. Такие предприятия не наделены правом собственности на закрепленное имущество, имущество такого предприятия неделимо. Унитарное предприятие может функционировать на правах хозяйственного ведения и на правах оперативного управления (так называемое федеральное – казенное) предприятие. В первом случае собственник не отвечает по обязательствам предприятия, во втором случае собственник несет ответственность по обязательствам казенного предприятия.

Государственные (муниципальные) предприятия могут быть преобразованы в предприятия других организационно-правовых форм в соответствии с законом и другими нормативными актами о приватизации.

  1. Производственные кооперативы форма участия в производстве обычных граждан или предпринимателей. Производственные кооперативы – добровольные объединения не менее пяти членов для совместной хозяйственной деятельности. Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в соответствии с Уставом.





  1. Общества, как объединения капитала.

Хозяйственное общество может быть трех видов:

1). Акционерное общество;

2). Хозяйственное общество с ограниченной ответственностью;

3). Хозяйственное общество с дополнительной ответственностью.

При организации акционерного общества уставный капитал подразделяется на определенное количество акций, и акционеры несут риск убытков в пределах стоимости своих акций. Участники хозяйственного общества с ограниченной ответственностью несут ответственность в пределах стоимости своих вкладов, акции при этом не выпускаются. При организации хозяйственного общества с дополнительной ответственностью, участники солидарно несут ответственность, в размере, пропорциональном стоимости своего вклада. Отдельные граждане также вправе выступать как предприниматели без образования юридического лица, но необходима соответствующая регистрация в качестве предпринимателя. В этом случае он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Открытое общество: основа создания – договор нескольких лиц (компаньонов) с целью осуществления предпринимательской деятельности и использования для этой цели имущества каждого из участников договора.

Коммандитное общество: такое, в котором по крайней мере один участник имеет полную ответственность, и по крайней мере один – ограниченную ответственность перед кредиторами.

Расширенное коммандитное: полностью ответственным является юридическое лицо: общество с ограниченной ответственностью.

Общество по гражданским интересам – общественная организация (добровольное объединение на основе договора).

Акционерное общество: организация, созданная по соглашению юридических лиц и граждан путем объединения вкладов, оно является юридическим лицом. Компаньоны (акционеры) акционерного общества участвуют вкладами в разделенном на акции уставном капитале. Акционеры не несут ответственности за обязательства акционерного общества, они рискуют только своим капиталом.

  1. Акционерное общество как предприятие является юридическим лицом, а его участники – юридические лица – сохраняют самостоятельность и права юридического лица. В отличие от товариществ количество участников акционерного общества значительно больше, а личное участие каждого в делах общества необязательно. В данном случае общества объединяют капиталы участников, участвующих своими взносами, но не всегда личной деятельностью.


К настоящему времени в России имеется закон об акционерных обществах, созданных по рыночному типу, он действует с 1.01.96 года. Т.е АО, которые создавались на первом этапе с участием государства являются не совсем рыночными образованьями и под этот закон не попадают.

Акционерного общества – организационно-правовая форма коммерческой организации, уставный капитал которой формируется путем выпуска акций. Таким образом, акционеры – это владельцы компании.

Деньги, которые акционеры вкладывают в компанию, показываются в балансовом отчете как выпущенный компанией капитал (акционерный капитал). Но это не юридические текущие обязательства, поскольку на практике акционерный капитал выплачивается полностью только в случае ликвидации компании.

Кроме акционерного капитала, источником формирования фондов АО могут быть так называемые дополнительные средства (в основном это доходы, полученные на финансовом рынке):

– чистая прибыль (прибыль к распределению);

– амортизация;

– дополнительно выпущенный акционерный капитал (дополнительная эмиссия акций);

– поступления от продажи недвижимости (необоротного капитала);

  • новые займы (доходы от эмиссии ценных бумаг):

  • доходы от долевого участия (доходы от операций с ценными бумагами) и т.д..

Фонды могут быть использованы в любом из перечисленных ниже направлений:

– выплаты дивидендов;

– закупка недвижимой собственности;

– возмещение займов или капитала;

– увеличение оборотного капитала. При этом сумма привлеченных средств должна быть всегда равна сумме использованных средств (так называемое “золотое правило финансирования”).

Показатели прибыли получают из отчета “о прибылях и убытках” (“отчет о финансовых результатах” ф № 2), а показатели акционерного капитала из балансового отчета.

Когда говорят о “подписном капитале" имеют в виду разрешенный к выпуску объем акций, но обычно уставный капитал акционерного общества меньше подписного – такова обычная стратегия корпорации.

Таким образом средства акционерного общества складываются: из средств, вырученных от продажи акций, накопленной прибыли, кредитов и выкупленных облигаций.

Виды вкладов участников общества:

– денежный вклад (платежные операции);

– натуральный (предметы труда, права пользования землей, нематериальные активы и т.д.).

СОЗДАНИЕ АО: учредители открывают подписку на акции, если это открытое акционерное общество, публикуют извещение о предстоящей подписке на акции.