Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 924

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА





Образованные за счет собственных и приравненных к ним средств

Мобилизуемые на финансовом рынке

Поступающие в порядке перераспределения





Доходы

Поступления









  1. прибыль от основной деятельности

  2. прибыль по выполненным НИР и другие целевые доходы

  3. прибыль от финансовых операций

  4. другие виды доходов

  1. амортизационные отчисления

  2. выручка от реализации выбывшего имущества

  3. целевые поступления

  4. паевые и иные взносы членов коллектива

  5. другие виды

  1. Доходы от продажи (эмитированных) ценных бумаг

  2. Другие кредитные источники:

  • госкредит;

  • коммерческий кредит;

  • банковский кредит;

  • международный кредит;

  • устойчивые пассивы.

  1. страховые возмещения по наступившим рискам

  2. финансовые ресурсы, поступившие от концернов, ассоциаций, отраслевых структур

  3. финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах

  4. дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов

  5. бюджетные ассигнования.

  6. экономия (прибыль) по СМР, выполняемых хозяйственным способом

  7. мобилизация внутренних ресурсов в строительстве

  8. другие виды ресурсов




6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ


"Не для прибыли – не без прибыли"

Поговорка финансистов некоммерческих предприятий США.
Переход к рыночной экономике невозможен, пока сохраняется в прежних масштабах государственная собственность, препятствующая развитию конкуренции, формированию свободных рынков спроса и предложения.

Разгосударствление (денационализация) – это перевод государственной собственности в другие её формы. Если государственные и муниципальные предприятия приобретаются гражданами в частную собственность, то речь идет о приватизации. Приватизация означает переход в частную собственность предприятий, их подразделений, выделяемых в самостоятельные подразделения, активов действующих и ликвидируемых предприятий. Если создается АО – процесс называют акционированием. Если форма собственности не поменялась, а возможности предпринимательства были предоставлены, тогда речь идет о государственном предпринимательстве в условиях рыночной экономики. Продавцами государственных (муниципальных) предприятий на первом этапе являлись соответствующие фонды имущества. Члены трудовых коллективов этих предприятий могли выступать их покупателями.
Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

6.2.1. Формы предпринимательской деятельности (с образованием юридического лица)


В соответствии с Гражданским Кодексом РФ в России могут создаваться и действовать предприятия, находящиеся в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций.

Предприятия могут быть коммерческие и некоммерческие. Рассмотрим КОММЕРЧЕСКИЕ предприятия – т.е. предпринимательство.

Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 Гражданского Кодекса).

Допускается объединение имуществ, находящихся в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций), а также собственности иностранных государств, юридических лиц и граждан, если иное не предусмотрено законом.



Имущество может принадлежать на праве общей (коллективной) собственности одновременно нескольким лицам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей собственности, осуществляются по соглашению всех собственников, а при его отсутствии устанавливаются судом, государственным арбитражем или третейским судом по иску любого из собственников.

Участник общей долевой собственности имеет право на выдел своей доли, а участник общей совместной собственности – на определение и выделение доли.

При выборе формы предпринимательства принимается во внимание следующее:

– масштаб деятельности;

– желаемая форма ответственности;

– перспективы использования имени предпринимателя;

– возможности кредитов;

– уровень налогообложения.

Формы предпринимательства до настоящего времени находятся в процессе развития, но в основе своей выбор формы предпринимательства регулируется законодательно (см. Часть 1‑ю Гражданского Кодекса).

Можно назвать следующие характерные формы ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ деятельности:

  • государственные и муниципальные предприятия;

=казенные,

=унитарные,

частные предприятия;

а) личные (один владелец), б) коллективные (несколько владельцев):

  • Кооператив производственный

  • Товарищество

=открытое,

=коммандитное,

= расширенное коммандитное,

общества капитала;

  • Хозяйственное общество

= с ограниченной ответственностью,

= с дополнительной ответственностью.

  • Акционерное общество

= акционерное открытое, = акционерное закрытое,

= коммандитное на акциях,

особые формы обществ.

= негласное,

= гражданских прав.

= страховое (страховая касса),

=объединения (холдинг, кредитный союз и т.д.).
Государственное казенное предприятие – предприятие, созданное на базе ликвидированного федерального государственного предприятия и находящееся в ведении соответствующего федерального органа государственной власти (министерства, ведомства), ответственного за координацию и регулированию деятельности в соответствующей области.

Частные предприятия: в зависимости от числа участников различают единоличные предприятия (один участник) и коллективные (несколько участников).


Личное предприятие – как субъект предпринимательства – это одно физическое лицо, которое несет полную ответственность перед кредиторами и самостоятельно управляет делами.

На первый взгляд, индивидуальная трудовая деятельность напоминает предприятие – предприниматель может открывать счет в банке, производить безналичные расчеты, пользоваться банковским кредитом, иметь товарный знак или знак обслуживания. Предприниматель, хотя и упрощенно, но ведет бухгалтерский учет, рассчитывает сумму полученных доходов и платит налоги. Однако имущество, предназначенное для хозяйственной деятельности, не обособлено от другого имущества предпринимателя. Отсюда вытекает и форма ответственности -взыскание по обязательствам предпринимателя может быть обращено на все его имущество (за исключением его некоторой части). Также и на имущество, выделенное для хозяйственной деятельности, может быть обращено взыскание по долгам, не связанным с предпринимательством. Отсутствие важнейшего признака – обособление имущества, необходимого для хозяйственной деятельности – не позволяет отнести индивидуальную трудовую деятельность к такой форме, как предприятие. Имущество индивидуального (частного предприятия) формируется из имущества граждан, может быть образовано в результате приобретения гражданином (группой лиц) государственного или муниципального предприятия. Собственник индивидуального предприятия несет ответственность по обязательствам предприятия в пределах, определяемых Уставом предприятия (с ограниченной ответственностью, и т.д.)

Вторая форма предпринимательства – предпринимательская деятельность юридических лиц – обозначена общим понятием “предприятие”. Она ведется с использованием наемного труда, а предприятие как субъект хозяйственной деятельности имеет все признаки юридического лица: обособленность имущества, ответственность по обязательствам этим имуществом, выступление от своего имени, наличие расчетного счета в банке и самостоятельного бухгалтерского баланса.

Юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 Кодекса).

Коммерческая организация – организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 Кодекса).

Коммерческие организации подразделяются на три основных виды:

  • хозяйственные товарищества и общества;

  • производственный кооператив (артель);

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.


Некоммерческая организация – организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Эти организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 Кодекса).

Некоммерческими организациями являются:

  • потребительский кооператив (союз, общество);

  • общественные и религиозные организации (объединения);

  • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);

  • благотворительные и иные фонды;

  • учреждения.

Прокомментируем эти положения:


  1. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст. 116 Кодекса). Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом распределяются между его членами. Члены кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного отчета покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. Члены кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам и в делах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов

При чем, Федеральный закон от 12. 01. 96 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", принятый Государственной Думой 8. 12. 95 года не распространяется на потребительские кооперативы. Деятельность потребительских кооперативов регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами. Хотя обычно потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями. Например, в соответствии с федеральным законом от 8. 12. 95 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственных потребительских кооперативах" сельскохозяйственным потребительским кооперативом (далее – потребительский кооператив) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Эти потребительские кооперативы являются