Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 928

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА



Общая потребность в оборотных средствах рассчитывается путем сложения сумм потребностей всех элементов оборотных средств.

Если плановые остатки на конец планового периода больше остатков на начало планового периода, то имеет место прирост норматива оборотных средств: = Н – Н. Эту сумму прироста предприятие должно покрыть в плановом периоде за счет финансовых ресурсов.

Если же имеет место снижение норматива (отрицательный прирост), это означает экономию в плановом периоде.

Прирост оборотных средств может финансироваться за счет любых финансовых ресурсов. Однако более эффективные результаты дает финансирование оборотных средств за счет краткосрочной кредиторской задолженности, в частности, такого специфического источника, как устойчивые пассивы.

Помимо метода прямого счета, используемого на предприятиях, где особенно важна точность расчетов потребности в оборотных средствах в силу необходимости обеспечения непрерывности производственного процесса (предприятия металлургического комплекса, химическая промышленность и т.д.), существуют также аналитический и коэффициентный метод определения потребности в оборотных средствах. Они используются на предприятиях, существующих более 1 года, где уже имеется производственная программа и четко налажен процесс производства. Необходимо наличие статистических данных по прошлым периодам о величине используемых оборотных средств. Эти методы менее детальны по сравнению с методом прямого счета и не требует такой высокой квалификации экономистов, как этот метод.

С помощью аналитического метода определяют потребность в оборотных средствах в размере их среднеарифметических остатков с учетом роста объема производства. Он основан на анализе фактических остатков производственных запасов в целях выявления ненужных, лишних, неликвидных; он также применятся для выявления резервов сокращения длительности производственного цикла, для изучения причин накопления большого количества готовой продукции на складе и определения фактической потребности в оборотных средствах. При использовании этого метода необходимо учитывать изменение цен. Наибольший эффект от применения этого метода имеет место на предприятиях, где наибольший удельный вес в общей сумме оборотных средств занимают материальные ценности и затраты (например, предприятия машиностроения).


1. Одной из разновидностей аналитического метода является оптимизационная задача по производственным запасам на основе модели Уилсона.
ОРпл = 2*V* Т1

Т2
ОРпл – объем оптимальной партии;

Т1 – затраты на доставку, разгрузку и приемку;

Т2 – затраты на хранение;

V – объем закупок на год плановый.

Т1 + Т2  min;

Цель решения этой задачи – минимизация затрат на доставку, хранение и приемку.

2. Коэффициентный метод подразумевает деление запасов и затрат на зависящие прямо от объема производства (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция на складе) и независящие от него (запчасти, МБП, расходы будущих периодов). Для определения потребности в оборотных средствах первой группы необходимо знать их размер в предыдущем периоде и темпы роста в предстоящем. При расчете потребности в оборотных средствах необходимо учесть ускорение оборачиваемости. По второй группе потребность планируется исходя из среднефактических остатков за ряд лет.

3. Аналитический и коэффициентный методы можно сочетать. В этом случае аналитическим методом рассчитывается потребность в оборотных средствах, напрямую зависящих от объема производства, а с помощью коэффициентного метода определяется изменение объема производства.

4. Каждое предприятие выбирает для себя индивидуальный метод определения потребности в оборотных средствах с учетом особенностей развития, организации и др. моментов.
При таком положении вещей, при острой нехватке собственных оборотных средств особенно важно использовать их наиболее эффективно.

Схема 3

СОСТАВ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ


ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА



Признак группировки


Ф
Оборотные производственные фонды

Фонды обращения
ункциональное


назначение


Р
Незавершенное производство и расходы будущих периодов

Производственные запасы

Денежные средства и средства в расчетах

Готовая продукция
оль в производстве




П
Нормируемые

Ненормируемые
ринцип организации







И
Собственные

Заемные
сточник


финансирования



6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ



«Бизнес обязательно должен расти, иначе он начинает загнивать…»

Татьяна Бакальчук — богатейшая женщина России

6.6.1. Структура основного капитала предприятия





АКТИВЫ

ПАССИВЫ

I. ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

I. Собственный капитал

II. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ (Текущие активы)

II. Заёмный капитал

Итого имущество

Итого источников



Среди активов баланса мы уже выделяли текущие активы (глава №5) – как наиболее мобильная часть средств, фиксированные активы (основной капитал). В пассиве отражаются собственные и заемные средства.

Различают: Основной капитал и Текущие активы.

Основной капитал состоит из имущества срок пользования которого больше одного года: Основные фонды, Нематериальные активы, Долгосрочные финансовые вложения.

Актив бухгалтерского баланса предприятия показывает одномоментное состояние имущества предприятия.

Имущество бывает:

  • материальное,

  • нематериальное и

  • финансовые активы.

Материальные (осязаемые) активы – активы, которые можно физически идентифицировать, т.е. осязать.

Текущие активы уже подробно рассмотрены в главе 6.6 – «Оборотный капитал предприятия».

Внеоборотные активы представляют собой средства, которые:

  • служат более одного года;

  • используются самим предприятием;

  • первоначально приобретены не для перепродажи.

Виды внеоборотных активов: материальные активы (основные средства) и нематериальные активы, незаконченные капиталовложения и долгосрочные финансовые активы.

Более точно общая сумма внеоборотных активов (основного капитала предприятия) исчисляется как совокупность основных средств предприятия, нематериальных активов, вложений средств в незавершенное капитальное строительство, долгосрочных финансовых вложений в ценные бумаги и уставный капитал других предприятий, иных внеоборотных активов. Наиболее значимой частью внеоборотных активов являются основные средства, числящиеся на балансе предприятия и находящиеся в эксплуатации
, в запасе, на консервации, а также сданные в аренду другим предприятиям.

ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ – часть имущества предприятия, отражаемая в его активах, которая представляет собой долгосрочные и краткосрочные денежные средства. Часть финансовых средств входит в основной капитал (то есть результат долгосрочных финансовых вложений), а другая часть – в оборотный капитал предприятия.

К финансовым вложениям относятся инвестиции предприятия в государственные ценные бумаги, облигации и иные корпоративные ценные бумаги, коммерческие ценные бумаги, вклады в уставные (паевые, складочные) капиталы других предприятий, а также предоставленные другим организациям займы.

6.6.1.1. Основные фонды как часть имущества предприятия.


Прошел регистрацию в Минюсте России (13.01.98 №1451) новый стандарт ПБУ 6/98, утвержденный приказом Минфина России от 3. 09. 97 г. № 64н. “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ-6/98”. Он применяется, начиная с 1.01.98 г. ПБУ/6 является равноправным элементом системы нормативного регулирования бухучета в РФ и применяется с учетом других действующих положений по бухучету.

Основные средства представляют собой средства труда, которые многократно используются в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму.

В зависимости от целевого назначения и выполняемых функций в производственном процессе основные средства классифицируются по следующим группам:

  1. здания;

  2. сооружения;

  3. передаточные устройства;

  4. жилища;

  5. машины и оборудование, в состав которых входят:

  1. силовые машины и оборудование;

  1. измерительные и регулирующие приборы и устройства;

  1. лабораторное оборудование;

  1. вычислительная техника и т.д.;

  1. транспортные средства;

  2. производственный и хозяйственный инвентарь;

  3. скот рабочий, продуктивный и племенной;

  4. многолетние насаждения;

  5. библиотечные фонды и т.д. (см. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, введенный в действие с 1.01.96 г.)

А так же (см. ПБУ/6):

  1. земельные участки, находящиеся в собственности организации;

  2. объекты природопользования (водные ресурсы, недра и т.д.)

  3. и отдельные виды капитальных вложений.

ОБОРУДОВАНИЕ –часть недвижимого имущества (основные средства), которые приобретены не для продажи, а для эксплуатации. Оборудование, изготовленное или приобретенное для продажи (реализации) классифицируется в балансе как запасы (товары или готовая продукция) и входит в оборотный капитал.