Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 846

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА



В расчет не принимаются источники краткосрочных средств, поэтому по формуле (5)

ССК = 0,01(5,2 • 18,2.4-16,5 • 63,6+12,4 • 13,6+ 15,2 • 4,6) = 13,8%.
Таким образом, уровень затрат для поддержания экономического потенциала предприятия при сложившихся структуре источников средств, требованиях инвесторов и кредиторов, дивидендной политике составляет 13,8%. Экономический смысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя ССК. Именно с ним сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними такова.

Если IRR > ССК, то проект следует принять;

IRR < ССК, то проект следует отвергнуть;

IRR = ССК, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Для исчисления ССК необходимо:

  • разделить сумму дивидендов по привилегированным акциям на сумму, мобилизованную продажей этих акций;

  • разделить сумму дивидендов по обыкновенным акциям на сумму средств, мобилизованных продажей этих акций, и нераспределенной прибыли;

  • вычислить среднюю расчетную ставку процента по заемным средствам (СРСП), включающим и кредиторскую задолженность. При этом необходимо учитывать, что проценты по краткосрочным кредитам банков относятся на себестоимость в пределах норматива, устанавливаемого ЦБ РФ, плюс три процентных пункта. Таким образом, сумма процентов в данных пределах должна быть скорректирована на (1 – ставка налогообложения прибыли), а остальные проценты войдут в расчет средневзвешенной стоимости капитала без такой коррекции ибо ССК представляет собой посленалоговую стоимость различных источников средств предприятия;

  • определить удельные веса каждого из обозначенных в предыдущих трех пунктах источников средств в пассивах предприятия;

  • перемножить стоимость средств по каждому из первых трех пунктов на соответствующие удельные веса;

  • суммировать полученные в предыдущем пункте результаты.

CCK = W1 K1 + Σ WN KN, (5a)

Где CCK– средневзвешенная стоимость капитала;

KN– ставка платы за N-й вид финансового ресурса;

WN – удельный вес N-го источника в объеме пассива

W1 – удельный вес краткосрочных кредитов в объеме пассивов;


K1=(Kd– X) + X (1 – T),

Где: K1 – скорректированная ставка платы за краткосрочные ресурсы;

Kd– ставка платы по краткосрочным кредитам;

X– норматив отнесения платы за краткосрочный кредит на себестоимость (ставка рефинансироывания ЦБ + 3 пункта);

Какова же возможная вариация компаний по показателю “цена капитала”? Статистика по отечественным предприятиям, естественно, отсутствует. Можно привести пример из западной практики. Так, по данным о 177 американских компаниях, опубликованным в журнале “Fortune”, 16,8% компаний из анализируемой выборки имели цену капитала до 11%; 65% компаний – от 11% до 17%; 19,2% компаний – свыше 17%.

Показатель взвешенной цены капитала может использоваться для оценки цены предприятия в целом. Один из возможных подходов для такой оценки заключается в следующем.

Вспомним, что цена любого финансового актива (Ца) при заданном уровне приемлемой доходности (г) и прогнозируемых по годам доходах (Дк) определяется по формуле.

Ца = ∑ Дк___

k (1 + г) k

Если доходы по годам одинаковы (Д), то эта формула трансформируется следующим образом:

Ца = Д___

г

Предположим, что предприятие генерирует по годам один и тот же уровень доходов, используемых, естественно, для покрытия расходов по обслуживанию источников капитала. Таковых два – собственный капитал и заемный капитал. Обслуживание первого источника равносильно выплате дивидендов; обслуживание второго источника сводится к выплате процентов. Если для простоты предположить, что вся чистая прибыль распределяется между акционерами, то обобщенной характеристикой уровня расходов является показатель взвешенной цены капитала (ССК).

Показатель ДР имеет следующую экономическую интерпретацию: он характеризует общую сумму средств в год, затраченных на обслуживание собственного и привлеченного капитала и численно равных: а) сумме процентов, уплаченных за год за использование привлеченных источников средств; б) сумме выплаченных дивидендов; в) сумме реинвестированной прибыли.

Исходя из сделанных предпосылок цена предприятия (Цд) может быть найдена по формуле:

Цп= ДР

ССК

8.3. 3. ПРЕДЕЛЬНАЯ ЦЕНА КАПИТАЛА


Цена существующей структуры капитала – это оценка по данным истекших периодов. Очевидно, что цена отдельных источников средств, равно как и структура капитала, постоянно меняется. Поэтому и средневзвешенная цена капитала не является постоянной величиной – она меняется с течением времени, находясь под влиянием многих факторов. Одним из них является расширение объема новых инвестиций.



Наращивание экономического потенциала предприятия может осуществляться как за счет собственных средств (реинвестирование части прибыли), так и за счет привлеченных средств. Первый источник средств относительно дешевый, но ограничен в размерах. Второй источник в принципе не ограничен сверху, но цена его может существенно меняться в зависимости от структуры авансированного капитала. Относительный рост в динамике второго источника, как правило, приводит к возрастанию цены капитала в целом как платы за возрастающий риск. Исходя из этого, введем понятие предельной цены капитала, рассчитываемой на основе прогнозных значений расходов, которые компания вынуждена будет понести для воспроизводства требуемой структуры капитала при сложившихся условиях фондового рынка. Т.е. мы исходим из того, что каждая следующая единица приобретенного источника будет иметь свою полезность и, следовательно, свою цену.

Например, компания планирует участие в крупном инвестиционном проекте, для реализации которого потребуются дополнительные источники финансирования, которые можно будет получить лишь на фондовом рынке. В этом случае прогнозная цена капитала, которая и будет являться предельной, может существенно отличаться от текущей цены.

8.3. 4. ЛЕВЕРИДЖ И ЕГО РОЛЬ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ


Создание и функционирование любого предприятия упрощенно представляют собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией леверидж. В буквальном понимании леверидж означает небольшую силу (рычаг), с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В приложении к экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей. Существуют три вида левериджа, определяемые путем перекомпоновки и детализации статей отчета о финансовых результатах.

Логика такой перегруппировки заключается в следующем. Чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов – производственного и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Подобное понимание факторной структуры прибыли является исключительно важным в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании предприятия с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.


Производственный (операционный) леверидж – потенциальная возможность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.

Производственная деятельность предприятия сопровождается расходами различного вида и относительной значимости. Согласно действующему плану счетов возможны два варианта учета затрат на производство и реализацию продукции. Первый, традиционный для отечественной экономики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путем группировки расходов на прямые и косвенные. Первые относятся на себестоимость непосредственно, вторые распределяются по видам продукции в зависимости от принятой на предприятии методики. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает разделение затрат на условно-переменные и условно-постоянные. Это разделение издержек лежит в основе исчисления уровня эффекта операционного рычага.

Анализ этой взаимосвязи, т. е. количественная оценка уровня левериджа, выполняется с помощью специального метода, известного в финансовом анализе как метод “мертвой точки”. При этом, верные расчеты чувствительности плановых показателей получатся только если исходить из того, что вместе с выручкой адекватно поменяются и условно-переменные затраты. А условно-постоянные естественно не изменятся.

Расчет элементов операционного рычага

  1. ВМ = В–Ип

ВМ – Валовая маржа:

В – Выручка от реализации

Ип – Итого переменных издержек: (материалы переменная зарплата другие переменные издержки)

  1. КВМ = ВМ : В

КВМ – Коэффициент валовой маржи:

3. Вmin = Ис : КВМ

Вmin–Порог рентабельности:

Ис –Сумма постоянных затрат ,

4.1. ЗФПр = В –Вmin

ЗФПр – Запас финансовой прочности в рублях:

4.2. ЗФПк = ЗФПр : В

ЗФПк–В процентах к выручке от реализации:

5.СВО = ВМ : П

СВО–Сила воздействия операционного рычага,

П–Прибыль

Предполагается, что изменение выручки ведет за собой в несколько раз большее изменение прибыли. То во сколько раз измениться прибыль по сравнению с выручкой и будет называться
силой воздействия операционного рычага. Ключевым фактором при этом является: объем условно-постоянных затрат.

Второй момент находит отражение в соотношении собственных и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности использования последних. Использование заемных средств связано для предприятия с определенными, порой значительными издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание между собственными и привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами, как оно повлияет на прибыль? Эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.

Финансовый леверидж – потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.

Исходным в данной схеме является производственный леверидж, представляющий собой взаимосвязь между совокупной выручкой предприятия, его валовым доходом и расходами производственного характера. К последним относятся совокупные расходы предприятия, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между чистой прибылью и величиной доходов до выплаты процентов и налогов (для краткости последний показатель в излагаемой схеме носит название валового дохода).

Расчет финансового рычага

1. ROA = (ПБ + D) :А

ROA– Экономическая рентабельность (рентабельность имущества) предприятия, использующего кредит;

ПБ – прибыль балансовая

D – Финансовые издержки (т.е. плата за кредит: D = P n i )

А – Активы (имущество)

2. ROE = (1 – Т)ROA + ЭФР

ROE– Рентабельность собственных средств предприятия, пользующегося заемными источниками;

Т – Ставка налогообложения прибыли

ЭФР = Эффект финансового рычага

  1. ЭФР =(1 – Т)(ROA– СРСП) + Р : Е

Е – собственный капитал.

4. СРСП = ΣD

ΣP

СРСП– средняя расчетная ставка процента

P – заёмные средства.


Обобщающей категорией является