Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 823

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение



В 1863 г. были отменены телесные наказания для женщин, клеймение, шпицрутены в армии, ограничивалось применение розг. В 1864 г. в ходе прогрессивной судебной реформы под влиянием буржуазных веяний принимается устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В нем устанавливалась ответственность за уголовные проступки и закреплялась система наказаний, получившая высокую оценку современников за гуманность, демократизм и простоту применения. Устав был, бесспорно, качественно новым этапом в формировании отечественной пенитенциарной политики.

1877 г. принято считать началом тюремной реформы, обусловленной неспособностью тюрьмы быть главным средством уголовной репрессии. С целью выработки ее целей, основных направлений и содержания уже в этом году создается комиссия о тюремном преобразовании под председательством тайного советника К. Грота. В ее состав входили не только государственные деятели, но и ученые-тюрьмоведы (например, И.Я. Фойницкий). Анализируя содержание реформы С.В. Познышев отмечал, что в России никогда не делались попытки провести какую-либо единую тюремную систему во всем государстве. Никогда тюремное дело не было у нас проникнуто каким-либо пенитенциарным воззрением, которое с большей или меньшей полнотой выражалось бы на практике.

В процессе реформы тюремного ведомства разрабатывалась правовая основа организации исполнения лишения свободы, на основании чего на свет в 1890 г. появился Устав о содержащихся под стражей. Он не только устанавливал перечень мест содержания под стражей гражданского ведомства, но и подробно регламентировал организационно-управленческие вопросы мест изоляции, деятельность попечительного общества, вводил элементы прогрессивной системы в процессе исполнения наказания (например, отряд исправляющихся, условно-досрочное освобождение) и др.

Итогом тюремной реформы можно считать не только появление указанного выше Устава, но прежде всего, Закона от 11 декабря 1879 г. определяющего основные начала преобразования карательной системы государства и фиксирующего следующую систему уголовных наказаний: 1) смертная казнь; 2) каторга, назначаемая бессрочно или на срок с последующим переводом на поселение; 3) ссылка на поселение без срока; 4) заключение в исправительном доме; 5) заключение в крепости; 6) заключение в тюрьме; 7) арест; 8) денежная пеня. Ценность этого закона определяется тем, что указанная система наказаний (за исключением денежной пени, которая была замена на денежный штраф) нашла полное отражение в
Уголовном Уложении, принятом 22 марта 1903 г.

Новый этап реформы пенитенциарного законодательства наметился после февральской буржуазной революции 1917 г. Используя прежнюю пенитенциарную систему, временное правительство приступило к разработке новой концепции исполнения наказания. Возглавлявший центральное тюремное ведомство А.П. Жижиленко отмечал, что основная цель наказания – перевоспитание преступников, и для ее достижения необходимо проявлять гуманность к сидельцам, уважать их гражданское достоинство. Администрации мест изоляции строжайше предписывалось воздержаться от применения телесных наказаний, наложения кандалов и т.п. Чтобы успешно решать вопросы устройства освобожденных, предполагалось организовать широкую сеть патронажа и др.

Резюмирую изложенное отметим, что пенитенциарное законодательство России, развиваясь первоначально в рамках уголовного права, уголовно-процессуальных установлений и самостоятельных нормативных актов по организации исполнения наказания, постепенно трансформировалась в правовую основу самостоятельной отрасли права – пенитенциарного права. Во-вторых, в результате прогресса законодательства появляются не только новые виды уголовных наказаний, но и последовательно определяется дифференциация их исполнения. В-третьих, преодоление пика жестокости карательной практики необходимо связывать в совокупности с появлением менее жестоких уголовных наказаний и гуманизацией процесса их исполнения, а также с возникновением общественного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений.


2. особенности становления карательных органов, исполняющих уголовные наказания в Советский период

К сожалению, передовым идеям пенологии, изложенным в дореволюционных трудах И.Я. Фойницкого, Н.С. Таганцева, С.П. Мокринского, С.В. Познышева, А.П. Жижиленко и др., не суждено было реализоваться в виду резкой смены политического курса, обусловленного октябрьским переворотом 1917 г.

Становление советских исправительных учреждений происходило в очень сложных условиях, связанных с революционными потрясениями, направленными, в том числе и на слом существовавшей тюремной системы. Абсолютное большинство заключенных не воспринимало старые тюремные порядки, считало излишними установленные прежним режимом многие правовые нормы, регламентирующие исполнение наказаний. Постоянные осложнения обстановки в местах изоляции поставили Главное управление местами заключения перед необходимостью не только отказа от внедрения новых подходов в работе с заключенными, но и ужесточения режима условий их содержания.

Разруха и гражданская война, голод и нищета масс способствовали разгулу преступности. Однако было бы ошибкой считать, что только наказание, даже в таких условиях, следовало считать единственным действенным средством борьбы с преступностью. Не могла остаться прежней и сама система исполнения наказания. Решающую роль стали играть идеи перевоспитания осужденных как одной из целей наказания, что представлялось возможным на основе приобщения правонарушителей к общественно полезному труду, в котором виделось одно из основных средств исправления. Эти обстоятельства и послужили формированию представления о перерождении пенитенциарной политики (политики изоляции преступника и его раскаяния) в исправительно-трудовую политику.

Менялось направление пенитенциарной политики, должна была смениться и правовая основа, регламентирующая как само содержание наказания, так и порядок его назначения и исполнения. Были созданы ВЧК, несколько позже – трибуналы, началось создание системы, исполняющей уголовные наказания за контрреволюционные преступления. Однако, провозглашенный правительством лозунг: «От тюрем к исправительно-трудовым учреждениям», требовал определить политику и по отношению к другим категориям преступников из среды как рабочих и крестьян, буржуазных интеллигентов, так и жуликов, грабителей и тунеядцев. В этой связи, наряду с такими суровыми мерами, как тюремное заключение и «принудительные работы тягчайшего вида», предлагалось в качестве наказания посадить преступников-рецидивистов и контрреволюционеров под арест. Для лиц, противоправная деятельность которых не представляла значительной опасности, в качестве мер принудительного воздействия предлагалось применять карцер как меру административного принуждения. Обосновывалось выделение категории правонарушителей, за которыми следовало установить всенародный надзор.


Вместе с тем уже шел процесс создания нормативных актов. Задачи усиления воспитательной стороны наказания, широкого применения условного осуждения, введения как меры наказания общественных порицаний, замены лишения свободы принудительным трудом с проживанием на дому, а также тюрем воспитательными учреждениями и введения товарищеских судов, закрепленные в партийных решениях, легли в основу нормотворческой деятельности по созданию вариантов уголовного и исправительно-трудового законов.

Одним из первых нормативных актов, определивших деятельность по исполнению наказаний, явилась Временная инструкция НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы как мере наказания и порядке отбывания такового». В первом пункте этой инструкции отменялись все ранее действовавшие приказы и распоряжения. В ней устанавливались:

а) порядок распределения заключенных по местам лишения свободы;

б) меры воздействия на лиц, нарушающих порядок и дисциплину в местах изоляции;

в) необходимость выработки «воспитательно-трудовых методов», а также «методов воспитания применительно к жизни и существующим условиям»;

г) вопросы профессионального обучения осужденных, их образования и воспитания;

д) внутренний распорядок работы учреждения по организации отбывания наказания, конвоирования осужденных и предоставления им отпусков;

е) порядок применения досрочного освобождения от отбывания наказания.

Инструкция регламентировала: 1. Организацию распределительных комиссий; 2. Введение для определенной категории осужденных принудительных работ без стражи; 3. Порядок организации и функционирования общих мест заключения, реформаториев и землевладельческих колоний как воспитательно-карательных учреждений; 4. Оказание материальной помощи лицам, отбывшим лишение свободы.

В инструкции рассматривалась деятельность по исполнению наказания в отношении лиц из среды трудящихся и ничего не говорилось о порядке исполнения наказания в отношении контрреволюционных элементов. Отсутствие в ней выраженного классово - дифференцированного подхода к заключенным считалось ее наиболее существенным недостатком. Поэтому в соответствии с Постановлением ВЦИК от 19 мая 1919 г. чрезвычайными комиссиями стали организовываться «лагеря принудительных работ
», перед которыми ставилась задача не только изоляции и кары различных враждебных сил, но и "перековки" представителей эксплуататорских классов. Одни из таких лагерей передавались для общего руководства Отделу принудительных работ НКВД, другие – «особые лагеря ВЧК», где содержали осужденных по постановлению ВЧК, - на все время гражданской войны оставались в их ведении.

Принятые Постановлением НКЮ РСФСР в 1919 г. «Руководящие начала Уголовного права РСФСР» подчеркнули, что «наказание должно быть целесообразно, совершенно лишено мучительства и не должно причинять преступнику бесполезных и лишних страданий». 21 марта 1921 г. был издан Декрет СНК РСФСР «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных». Этот документ сыграл положительную роль в деле становления и развития не только соответствующих институтов исправительно-трудового права, но и всего пенитенциарного дела.

Таким образом, советская власть в своих нормативных актах совершенно четко показала, чего она хочет от наказания и в чем, по сути дела, заключаются задачи его исполнения. Государство предписывало и судам, назначающим наказания, и учреждениям, исполняющим их, строго соблюдать законность, проявляя максимум внимания к каждому правонарушителю.

Особенно это было необходимо по отношению к преступникам, не достигшим совершеннолетнего возраста, и малолетним. К последним уже в это время государство относилось по особому. Декретом от 14 января 1918 г. были созданы комиссии для несовершеннолетних. В соответствии с ним были упразднены суды и отменено тюремное заключение для правонарушителей, не достигших 17 лет. Лица, совершающие преступления в 17-летнем возрасте, но не достигшие совершеннолетия, направлялись для отбывания лишения свободы в реформатории и землевладельческие колонии, которые стали создаваться после 23 июля 1918 г.

Развитие системы ИУ для несовершеннолетних связано с созданием специальных трудовых колоний. Первоначально это были «трудовые дома» и особые школы ФЗУ, а затем - исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних (впоследствии на их основе были созданы ВК современного типа). Однако вскоре государство изменило свое отношение к несовершеннолетним преступникам. В том же году решение о предании суду лиц, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет, было отнесено к компетенции специально созданных комиссий для несовершеннолетних. Последние, если считали необходимым, передавали на них дела в суд для привлечения к уголовной ответственности. Одновременно подчеркивалась необходимость содержания несовершеннолетних отдельно от взрослых преступников и помещения их в соответствующие специальные учреждения, создаваемые совместно. Кроме того, в соответствии с декретом встал вопрос о создании особых воспитательно-исправительных учреждений для лиц того же возраста – «трудовых домов для несовершеннолетних, лишенных свободы», которые носили бы медико-педагогический характер.