Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 854

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение



Кодекс регламентировал порядок исполнения наказания в виде исправительно-трудовых работ без лишения свободы и ссылки с исправительно-трудовыми работами. Он, к сожалению, не изменил, а лишь закрепил сложившуюся после принятого Постановления НКЮ РСФСР от 31 июля 1931 г. систему ИТУ, находившихся в ведении наркомата юстиции. Таким образом, в соответствии со ст. 28 ИТК местами лишения свободы являлись:

а) изоляторы для подследственных;

б) пересыльные пункты;

в) исправительно-трудовые колонии (фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные);

г) учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера (институты психиатрической экспертизы, колонии для больных туберкулезом и иными болезнями);

д) учреждения для несовершеннолетних лишенных свободы (школы, ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа).

В целом, в качестве недостатков ИТК 1933 г. в пенологической литературе отмечается, во-первых, полное отражение в нем командно-управленческих устремления партийно-государственных структур сталинской модели социализма. Имея большой потенциал человеческих ресурсов, места заключения стали главным подрядчиком у государства в решении экономических и народно-хозяйственных задач. Во-вторых, в нем продолжал сохраняться дифференцированный классовый подход к лицам, совершающим преступления, уже в самом законе было заложено неравенство перед ним. В-третьих, отсутствие прогрессивной системы, имевшей место в первом кодексе.

Укрепление основ тоталитарного государства требовало централизации управления его органами. Вскоре был централизован его разветвленный аппарат принуждения. В частности, в 1934 г. был образован общесоюзный Народный Комиссариат внутренних дел, куда на правах Главного управления государственной безопасности вошло ОГПУ и отдельно – управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений. В это время было создано особое совещание, которому предоставлялись широкие права, в т.ч. право применять в административном порядке ссылку, заключение в ИТЛ на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР. Исправительно-трудовых учреждений, находившиеся в ведении НКЮ республик, также были переданы НКВД СССР. Таким образом, к концу 1934 г. вся система ИТУ перешла в качестве Главного управления лагерей, трудовых поселений и мест заключения (ГУЛАГ) в ведение НКВД СССР. В 1936 г. система ИТУ пополнилась новым видом лишения свободы – тюрьмой. В дальнейшем тюрьма выделилась в самостоятельную подсистему (срочная и следственная) и на местах подчинялась тюремным отделам МВД или УМВД, действовавшим под руководством специально созданного Тюремного управления МВД СССР.


Максимальная централизация управления внутренними делами в стране вскоре, привела к тому, что руководство ИТУ повсеместно вышло из-под контроля местных Советов депутатов, а затем стало отчитываться и контролироваться только по ведомственной линии. Именно на этот период приходится максимальное число жертв массовых репрессий.. В деятельности ИТЛ, а затем и всех других учреждений стали применяться ведомственные приказы и инструкции с грифом «секретно» и «сов.секретно», которые могли идти вразрез с законодательными актами, а порой и отменяли их. По существу прекратился не только прокурорский, но и общественный контроль.

При применении наказания и осуществлении воспитательного воздействия нарушался принцип дифференцированного подхода. На первый план стал выходить только хозяйственный аспект, т.е. вся деятельность ИТУ была подчинена выполнению производственного плана. В ряде ИТЛ администрация по собственной инициативе увеличила продолжительность рабочего дня до 10 ч., а сами они превратились в места применения дешевого принудительного труда и решения только хозяйственных задач. Задача исправления осужденных хотя официально не снималась, но и не выдвигалась. Руководство НКВД добилось того, что доступ представителей общественности в ИТУ, гарантированный нормой ИТК 1933 г., был закрыт.

И все же, нельзя подвергать огульной критике этот сложный период в деятельности мест лишения свободы, уже хотя бы по той причине, что в период Великой Отечественной войны многие заключенные из вчерашних "врагов народа", освобожденные фашистами стали бороться с последними в партизанских отрядах, переходили через линию фронта, чтобы вступить в Красную Армию и т.п. 650 предприятий страны, изготавливавших оборонную продукцию, использовали в качестве рабочей силы лиц, осужденных к лишению свободы. Осужденные оказывали патриотическую помощь фронту в сборе денежных средств и теплых вещей, строили железные дороги и даже оборонительные сооружения стратегического назначения. Кроме этого, далеко не только СССР использовал труд лишенных свободы, приоритет рентабельности над целями исправления был характерно и для пенитенциарной политики других стран, например, США.

Во время войны и после ее окончания в НКВД (а затем МВД) СССР были созданы лагеря для военнопленных иностранных армий, воевавших против Советского Союза. Это были учреждения, перед которыми не ставилась цель исполнения наказания. Их

задача заключалась в том, чтобы не дать возможности противнику использовать эти значительные людские ресурсы в ущерб странам - союзникам антигитлеровской коалиции, как во время военных действий, так и в послевоенный период. Поэтому военнопленные изолировались и охранялись в условиях специального воинского режима с привлечением к труду. С ними проводилась воспитательная работа по особому плану.

В первые послевоенные годы были приняты нормативные акты, которые в исправительно-трудовых лагерях устанавливали 2 вида режима: общий и усиленный. Усиленный режим предназначался для содержания лиц, осужденных за контрреволюционные преступления, бандитизм, разбой, побеги из ИТУ, и рецидивистов, неоднократно отбывавших лишение свободы. Осужденные за контрреволюционные преступления, содержались отдельно. Отдельно помещали и осужденных за бандитизм, а также осужденных за прогулы. Заключенные, злостно нарушающие установленный режим и ведущие паразитический образ жизни, с 1948 г. также стали изолироваться от остальных.

Следует заметить, что в послевоенный период места изоляции вновь значительно пополнились осужденными на длительные сроки за особо тяжкие преступления. Это было вызвано действием ряда указов Президиума Верховного Совета СССР, которые предусматривали усиление ответственности путем увеличения сроков лишения свободы до 25 лет.

Вместе с тем в начале 50-х гг. наблюдается некоторая видимость либерализации пенитенциарной политики, маятник уголовной репрессий принимает несколько иное колебание. В марте 1953 г. проводится грандиознейшая амнистия, в результате которой из 2 526 402 заключенных освобождается 1 181 264 чел. Практически вся система мест лишения свободы, за исключением особых лагерей, была передана в Минюст.

Смена политического курса в первой половине 50-х гг. придала новый виток совершенствования МВД СССР, в т.ч. учреждений и органов, исполняющих наказания. Начиная с 1954 г. в карательной политике государства, наступает новый этап, именуемый в пенологической литературе, восстановлением ленинских принципов советской исправительно-трудовой политики на основе мер по укреплению социалистической законности и дальнейшего совершенствования системы управления структурой исполнения наказаний.

Началом такой деятельности послужило принятие ряда важнейших документов. В 1954 г. Совмин СССР одобрил Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, восстановил систему зачета рабочих дней осужденным, сделал более дифференцированной систему ИТУ. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля и 14 июня 1954 г. были восстановлены условно-досрочное и досрочное освобождение наказания. На следующий года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, где в главе V регламентировались задачи, функции и пределы компетенции прокуратуры в обеспечении и осуществлении надзора за местами заключения. Совершенно очевидно, что принятие нового положения наилучшим образом способствовало полному восстановлению прокурорского надзора за исполнением наказания.


Соблюдая хронологическую последовательность, необходимо отметить Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий», сыгравшее решающую роль в восстановлении законности во всех сферах деятельности страны. 1956-1957 гг. отмечены значительными изменениями в содержании деятельности и порядке управления МВД СССР и системой ИТУ. К ним относят такие как:

  • восстановление двойного подчинения в системе МВД СССР;

  • проведение в жизнь принципа отбывания наказания по месту совершения преступления или проживания осужденного до ареста;

  • возложение на исполкомы местных Советов обязанности по трудовому и бытовому устройству лиц, освобожденных из ИТУ;

  • восстановление участия общественности в деятельности ИТУ по исправлению и перевоспитанию осужденных и осуществлении контроля за этими учреждениями.

Одной из важнейших мер в плане совершенствования структуры и системы ИТУ, и восстановления принципа постоянного перехода от тюрем к воспитательным учреждениям явилось создание отрядной системы содержания осужденных. До введения отрядов формальным коллективом осужденных в ИТЛ была производственная бригада, комплектовавшаяся без учета каких-либо данных об осужденных. Положительным в таком подходе является то, что работающие в бригаде выполняют одну и ту же производственную задачу, в связи с чем у них формируются общие производственные связи, интересы и трудовые навыки. Однако руководство бригадой осуществлялось осужденным, которого назначала администрация ИТУ в соответствии со своими экономическими интересами. Бригадир же не вел, да и не мог вести воспитательной работы, а лишь обеспечивал решение производственных задач. Порой в бригадирах оказывались «авторитетные осужденные» из числа рецидивистов, которые терроризировали контингент, дезинформировали администрацию об истинном положении дел. Администрация ИТУ зачастую не знала о взаимоотношениях, сложившихся в бригадах, была малочисленной и не имела физической возможности заниматься индивидуальной воспитательной работой, подменяя ее работой с немногочисленными активистами и большой армией нарушителей режима.

Полное отсутствие возможности проводить индивидуальную работу усугублялось еще тем, что тогда в ИТУ совместно содержались осужденные впервые и неоднократно отбывающие лишение свободы. Разлагающее влияние рецидивистов на молодежь и наличие враждующих между собой группировок в ощутимой мере мешало исправления осужденных. В литературе называют еще целый комплекс недостатков, без преодоления которых успешное решение задачи, поставленной перед ИТУ, было бы невозможным.


Интересы повышения эффективности деятельности ИТУ диктовали необходимость реорганизации их структуры, что привело к созданию отрядной системы. Первые отряды осужденных были созданы по инициативе работников Китойского ИТЛ в апреле 1957 г., а к ноябрю этого же года они были введены по всей стране. Одновременно во всех ИТУ был введен безналичный расчет с осужденными.

Существуя уже около 50 лет, отрядная система выдержала испытание временем, показав свои неисчерпаемые возможности в деле повышения эффективности организации воспитательного процесса. В качестве положительного пенологами отмечается следующее.

  • В отряде, с точки зрения психологических и педагогических основы исправления, возможно систематически изучать личность осужденного в течение всего времени его пребывания в ИТУ. Это позволяет учитывать мотивы, как настоящего, так и предыдущего поведения, верно оценить те или иные поступки изучаемого и судить о степени его исправления.

  • Численность осужденных в отрядах ограничена нормативными актами и зависит от вида ИТУ. Во главе отряда стоит представитель администрации, и он же – непосредственный начальник над осужденными, специально наделенный функциями воспитателя, отвечающий за свой отряд и за каждого человека.

  • Начальник отряда привлекает осужденных к труду и мобилизует их на выполнение производственных планов, причем только в условиях функционирования отрядов появилась реальная возможность для организации индивидуальной, звеньевой, бригадной, отрядно-трудовой конкуренции. В отряде ведется учет осужденных, не имеющих специальности, и организуется работа по их профессиональному и общеобразовательному обучению.

  • Именно в отряде организуется и проводится основная часть воспитательной, культурно-массовой, пропагандистской и иной работы, а также большинство мероприятий, направленных на укрепление режима; широко применяются средства и методы исправления, различные педагогические методики. Работа шефствующих организаций и индивидуальное шефство ведется также по отрядам.

Преимущества отрядной системы дали возможность изменить в лучшую сторону организацию работы с осужденными, хотя на первом этапе своего развития эта система привела к некоторому снижению карательного воздействия за счет усиления воспитательных мер, сопровождающихся необоснованными излишествами и послаблениями. Правовой основой этого явилось