Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 857
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Одним из наиболее значимых документов, который предусматривал условия и порядок исполнения наказания и применения норм, его регламентирующих было «Положение об общих местах заключения РСФСР», принятое НКЮ РСФСР 15 ноября 1920 г. В Положении раскрывались принципы организации режима и меры исправительно-воспитательного воздействия. Кроме того, в нем была проведена классификация осужденных на лиц, совершивших некорыстные, корыстные преступления и рецидивистов, отнесенных к той или иной группе. На этой основе применялась прогрессивная система прохождения осужденными четырех разрядов: испытуемые, исправляющиеся, образцовые и штрафники. В этом нормативном акте были определены некоторые должностные обязанности администрации мест заключения и ответственность за их нарушение, приведен распорядок дня осужденных.
В 1921 г. ЦИК РКП(б) создал специальную комиссию по пересмотру дел лиц, осужденных к лишению свободы в период гражданской войны. В это же время был проведен ряд широких амнистий с освобождением некоторых категорий осужденных из тюрем и лагерей принудительных работ.
Наметившееся направление дальнейшего усиления воспитательной роли наказания нашло свое отражение в работе по подготовке первого ИТК РСФСР. В ней принимали участие представители Наркомпроса, НКЮ, Верховного Суда, Прокуратуры, ОГПУ. Основные вопросы исправительно-трудового законодательства и проблемы его практического применения в деятельности мест изоляции были обсуждены на республиканских съездах пенитенциарных работников (1923-1924 гг.).
Первый в истории нашей страны Исправительно-трудовой кодекс РСФСР был принят 16 октября 1924 г. Второй сессией ВЦИК XI созыва. Основные принципы и положения этого важнейшего правового документа были высоко оценены представителями общественности, правоохранительных органов и учеными. В нем были сформулированы нормы, не только получившие научное обоснование, но и проверенные практикой ИТУ. Закреплялись основные звенья начавшей создаваться системы исправительных учреждений нового типа, что углубляло взаимосвязь уголовной и пенитенциарной политики.
Кодекс состоял из раздела «Общие положения» и десяти отделов. В целом ИТК 1924 г. подчеркнул единство общего и частного предупреждения, а также сформулировал требования о необходимости соединения наказания в виде лишения свободы и принудительных работ с исправительно-трудовым воздействием. В нем делалась ставка на дальнейшее развитие ИТК. Подчеркивалось, что при осуществлении принципа самоокупаемости в деятельности учреждений, исполняющих наказания, не следует терять из виду исправительно-трудовые цели, а ст. 6 прямо запрещала принесение заключенным физических страданий и унижение их человеческого достоинства.
Законодатель устанавливал раздельное содержание лиц, представляющих наибольшую общественную опасность, от всех остальных в целях устранения их вредного влияния. В основу раздельного содержания, направления осужденных в различные места заключения был также положен классовый принцип (ст. 8). Кроме того, исполнение наказания осуществлялось путем применения прогрессивной системы.
Называя основными средствами приобщения осужденного к правилам социалистического общежития режим, труд и культурно-воспитательную работу, ИТК 1924 г. определял их задачи. Например, в ст. 51 ИТК цель занятия осужденных работами рассматривалась с позиций «воспитательно-исправительного значения» и заключались в приучении их к труду и обучении профессии, позволявшей жить на свободе трудовой жизнью. Ст. 83 определяла задачи культурно-просветительной работы, состоящие в том, чтобы поднять интеллектуальный уровень развития осужденного на основе повышения его общеобразовательных и профессиональных знаний, «а также ознакомления с основами советского строя и правами и обязанностями гражданина СССР».
Следует отметить, что кодекс определил как самостоятельную форму участия общественности в исправлении осужденных наблюдательные комиссии, выделив их из состава распределительных комиссий.
Он установил систему мест заключения, которые делились на три вида:
А. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительно-трудового характера:
-
дома заключения для содержания всех подследственных и осужденных на срок до 6 месяцев лишения свободы; -
исправительно-трудовые дома для содержания приговоренных к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев; -
трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные; -
изоляторы специального назначения, в которых содержались лица, не относящиеся к трудящимся и совершившие преступления в силу классовых привычек, взглядов или интересов, приговоренные к лишению свободы со строгой изоляцией. В изоляторы специального назначения могли быть направлены и другие категории из среды трудящихся, представляющие повышенную общественную опасность и признанные особо опасными для республики или же переведенные из других учреждений в порядке дисциплинарного воздействия; -
переходные исправительно-трудовые дома.
Б. Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера - трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей.
В. Учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера:
-
колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных; -
институты психической экспертизы, больницы.
К сожалению, создание всей этой системы ИТУ практически так и не было завершено из-за отсутствия реальных социально-экономических возможностей. В стране менялась экономическая политика, усиленными темпами началось развитие индустрии. Отсутствие научно обоснованных планов индустриализации привело к применению командно-административных методов. Трудно было предположить, что очень скоро и ИТК РСФСР 1924 г., и многие другие демократические законы падут под колесами набиравшей обороты карательной машины.
УК РСФСР 1926 г., действовавший с 1 января 1927 г. по 1961 г., представлял собой классический образец реализации ответственности при проведении массовых репрессий за так называемые «контрреволюционные преступления». Внесение значительных дополнений в конце 20-х начале 30-х гг. служило политике уголовных репрессий против инакомыслия. Эта же политика нашла отражение и в других законах. Это привело к тому, что классово-дифференцированный подход подменил индивидуализацию уголовной ответственности и наказания. Выделяя обвиняемого, совершившего преступление, квалифицировавшееся как «контрреволюционные преступления» или «преступления против колхозного строя» (что означало аналогию при выборе меры наказания), суды унифицировали "по максимуму" меру наказания и вид места заключения.
Все сказанное свидетельствовало о реализации политики ужесточения репрессий. Нагнетанию обстановки способствовала и обострившаяся в августе 1927 г. международная ситуация, которая вызывала в народе страх перед возможным началом новой интервенции и обострением рыночных отношений. И.В. Сталин использовал резолюцию X съезда ВКП(б) «О единстве партии» как средство расправы с теми, кто занимал и высказывал отличную от него позицию, что привело к утверждению тоталитарной власти.
О политике Сталина и его окружения, теоретически обосновывавшим введение чрезвычайных мер, написано во многих как пенологических изданиях, так и в публицистике, поэтому нет необходимости на этом останавливаться. Однако, в рамках интересующих нас проблем заметим, что система мест заключения стала тем центральным звеном, при помощи которого реализовывалась уголовно-репрессивная политика. Сталин принимал личное участие в контроле за исполнением законодательства, которое вводилось для репрессивных целей, и требовал этого от своего окружения.
Дальнейшему обострению психологического климата в стране способствовала, выдвинутая И.В. Сталиным как объяснение всех трудностей еще в 20-е гг., концепция вредительства. Карательная политика, вырабатывавшаяся окружением Сталина и теоретически оправданная Прокурором А.Е. Вышинским (занимал пост с 1935 по 1939 гг.), напрямую отражалась на характере назначения и исполнения наказаний. Рост контрреволюционных преступлений поставил перед системой ИТУ новые задачи. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения» вскрывало ряд недостатков, среди которых отмечались отсутствие надлежащего контроля за дисциплиной осужденных, недостаточное внимание к лицам из числа рабоче-крестьянской молодежи, слабое руководство со стороны наблюдательных комиссий и необоснованные льготы и послабления к классово чуждым элементам.
В это время в основном еще действовала система, согласно которой на места заключения распространялся ИТК 1924 г. Так же существовало несколько лагерей, где содержались осужденные за контрреволюционные преступления, представляющие значительную социальную опасность. Эти лагеря находились в ведении ОГПУ, и их деятельность регулировалась ведомственными правовыми документами. Таким образом, в отношении одних заключенных действовал закон, в отношении других – ведомственные акты.
В ноябре 1929 г. вышло Постановление ЦИКа и СНК СССР «Об изменении ст. 10, 18, 22 и 38 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик». В нем говорилось, что лишенные свободы на срок до 3 лет отбывают наказание в исправительно-трудовых колониях. Лица же, осужденные к лишению свободы на срок от 3 до 10 лет, должны отбывать меру наказания в исправительно-трудовых лагерях, расположенных в отдаленных местностях страны.
Эти изменения привели к новациям в исправительно-трудовом законодательстве. Так, Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 г. было утверждено Положение об исправительно-трудовых лагерях, устанавливающее порядок содержания в них различных категорий лишенных свободы. Согласно ст. 1, перед ИТЛ ставилась задача охраны общества от социально особо опасных правонарушителей путем их изоляции и использования в общественно полезном труде с приспособлением к правилам трудового общежития. Статья 2 относила исправительно-трудовые лагеря к ведению ОГПУ. В них проводилась политико-воспитательная работа на основе трудового перевоспитания, чем, по сути дела, они не отличались от ИТК, находящихся в ведении НКВД до декабря 1930 г. и переданных, после выхода Постановления ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г., под управление НКЮ республик. Следует отметить, что общерепрессивная деятельность правоохранительных органов, выполнявших политическую установку того периода, привела к значительному росту числа осужденных к лишению свободы.
Новой вехой проявления тоталитаризма в пенитенциарной деятельности связывают с утверждением 1 августа 1933 года нового ИТК РСФСР. Он был нацелен на осужденных, отбывавших наказание в ИТК (до 3-х лет), т.к. в новом ИТК ничего не говорилось об исправительно-трудовых лагерях, находящихся в ведении ОГПУ. Таким образом, продолжала сохраняться все та же юридическая коллизия: в общих местах заключения НКЮ осужденные отбывали лишение свободы в соответствии с ИТК, а в ИТЛ ОГПУ исполнение наказания регламентировалось ведомственным актом.
Кодекс 1933 г. был глубоко политизирован и закреплял уголовно-классовое содержание политики, что резко отличало его от более демократического ИТК 1924 г. В соответствии со ст. 1 ИТК 1933 г. «задачей уголовной политики пролетариата на переходный от капитализма к коммунизму период является защита диктатуры пролетариата и осуществляемого социалистического строительства от посягательств со стороны как классово враждебных элементов, так и неустойчивых элементов из среды трудящихся». Соответственно этому исправительно-трудовая политика преследует цели: а) ставить осужденных в условия, преграждающие им возможность совершения действий, наносящих ущерб социалистическому строительству; б) перевоспитывать и приспосабливать осужденных к условиям трудового общежития, направляя их труд на общеполезные цели и организуя его на началах постепенного приближения от принудительного к труду добровольному на основе соцсоревнования и ударничества (ст. 2).
В качестве основных средств исправительного воздействия кодекс закреплял: труд, политико-воспитательную работу (а не культурно-просветительскую, как это было ранее), режим и систему льгот. Следует заметить, что труд был поставлен на первое место, режим - на второе, а общеобразовательная и профтехническая подготовка основными средствами не считались. Характерным было и то, что льготы считались самостоятельным средством и не увязывались с режимом.
Демократичным считают положения кодекса об участии общественности, поскольку значительно расширена ее роль в пенитенциарной деятельности. Представителям общественности были предоставлены широкие права. В частности, наблюдательные комиссии получили права распределительных комиссий после упразднения последних. Они могли сообщать в соответствующие инстанции об искажении уголовной политики администрацией мест заключения, а также разрешать вопросы условно-досрочного освобождения от лишения свободы и ссылки с исправительными работами. Они занимались начислением зачетов рабочих дней и предоставлением осужденным отпусков.