Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 813
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
а) обеспечение отбытия осужденными наказания по приговору судов;
б) исправление и перевоспитание осужденных с целью подготовки их к честной трудовой жизни;
в) предупреждение совершения осужденными новых преступлений.
В Положении назывались и основные средства исправления осужденных. К ним были отнесены строгое соблюдение режима, обязательное выполнение осужденными общественно полезного труда, применение мер взысканий и поощрений, а также проведение с осужденными политико-воспитательной работы и общеобразовательного обучения. К основным средствам относилось и развитие самодеятельных организаций осужденных. Таким образом, за исключением участия общественности, ибо ее роль в деятельности ИТУ только восстанавливалась, и профессионально-технического обучения осужденных, Положение относило все направления деятельности ИТУ к основным средствам исправления осужденных, что признается его недостатком.
В соответствии с Положением создавались колонии общего, усиленного и строгого режимов. В тюрьмах устанавливалось два вида режима: общий и строгий.
Вид режима осужденным назначался администрацией тюрьмы (исполняющей в то время и функции СИЗО) сразу же по вступлении приговора в законную силу. Он определялся исходя не только из общественной опасности совершенного преступления, но и из того, как осужденный вел себя в местах изоляции, причем этому отдавалось предпочтение, что могло служить поводом к последующему пересмотру и изменению вида режима и переводу осужденного в иное ИТУ. Такое положение приводило к искусственной текучести спецконтингента и к смешению их классификационных групп, установленных принятыми в 1958 г. Основами уголовного законодательства СССР. Кроме того, это вызывало и ряд других педагогических и режимных сложностей.
Еще в 1956-1957 гг. стали создаваться наблюдательные комиссии. В дальнейшем появилась такая форма участия общественности в исправлении осужденных, как шефство предприятий, общественных организаций над отрядами и ИТУ в целом. В 70-ые гг. появилось наставничество.
Развитие демократических начал в деятельности ИТУ в известной степени явилось отражением определяющих принципов ООН в обращении с заключенными и защите прав человека. Общая гуманизация уголовной политики выражалась в том, что в соответствии с законодательством 1958-1960 гг. в места лишения свободы направлялись лишь лица, представляющие наибольшую общественную опасность. Утрируя, можно сказать, что попасть за решетку было не так-то просто, особенно в первое время после принятия нового уголовного закона. Ослабление режимных ограничений и введение условий, которые были значительно лучше, чем условия, которые некоторые имели на свободе, снизило предупредительную роль наказания, а применение досрочного освобождения за счет начисления зачетов рабочих дней подорвало стабильность приговора, поставив его в зависимость от усмотрения администрации ИТУ.
Очевидно, необоснованное введение условий, приближенных к жизни на свободе, к содержащимся в то время категориям осужденных было преждевременным шагом, а потому не дало ожидаемого эффекта, а наоборот, стимулировало преступность. Не в пользу дела исправления осужденных было и то, что в 1960 г. было ликвидировано МВД СССР. Это привело к децентрализации управления внутренними делами, в том числе и ИТУ, и хотя продолжало действовать Положение о колониях и тюрьмах МВД СССР, УК республик принимались с учетом республиканских особенностей.
Отсутствие единого координационного центра, регулирующего деятельность МВД республик, привело к возникновению ряда затруднений в комплектовании ИТУ квалифицированными кадрами, проявлению местничества, нарушениям действующих нормативных актов, подмене их приказами МВД республик, содержащими дополнительные требования к осужденным, которые якобы «вызваны местными условиями».
Сложившаяся обстановка требовала единого решения ряда вопросов деятельности ИТУ во всех республиках. Поэтому с целью упорядочения дел в ИТУ всей страны были разработаны «Типовые положения», на основании которых затем были приняты Положения об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД союзных республик. Типовые положения были объявлены Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 апреля 1961 г., которое подвело итоги реорганизации системы и структуры ИТУ и наметило новое, несколько ужесточающее режим исполнения наказания. Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД РСФСР от 9 сентября 1961 г. закрепило новое направление пенитенциарной политики.
Комментируя данное Положение, все авторы сходятся на том, что оно было наиболее удачным из всех нормативных актов такого уровня, и поэтому просуществовало до принятия исправительно-трудового кодекса. С такой оценкой нельзя не согласиться хотя бы потому, что оно закрепило создание дифференцированной системы мест лишения свободы в плане правового регулирования всей системы ИТУ единым документом. На основании Положения 1961 г. к ИТУ были отнесены исправительно-трудовые колонии, которые состояли из ИТК общего, усиленного, строгого и особого режимов, а с июня 1963 г. - колонии-поселения, а также тюрьмы с общим и строгим режимами. Кроме того, были созданы следственные изоляторы, которые, хотя и не являлись ИТУ для подследственных, но решали задачу исправления лиц, оставленных в хозобслуге, и других категорий осужденных. Для несовершеннолетних предусматривались ИТК общего и строгого режимов с содержанием осужденных до 18 лет.
В отличие от общесоюзного Положения 1958 г., вид режима теперь стал назначаться и изменяться судом, а не администрацией ИТУ.
Наказание должно было отбываться, как правило, только в одном месте - элементы прогрессивной системы не требовали обязательного перевода в другое ИТУ. В каждой ИК были созданы помещения камерного типа, сокращено количество свиданий, передач и посылок и уменьшен их вес до 5 кг. Были введены установленные образцы одежды осужденных в ИТК. В то же время были четко определены меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным, и устранены излишества развлекательности и праздности.
Вместе с тем усилилась политизация осужденных: с ними проводились политические занятия по специально разработанным на основе дифференцированного подхода программам. Общеобразовательное и профессиональное обучение признавалось одним из основных средств исправления. Обязательное профессионально-техническое обучение осуществлялось через создаваемые в ИТУ профтехучилища. Признавалось целесообразным введение в каждой ИТК собственного производства.
Сказанное дает основание констатировать, что с 1962 г. в системе ИТУ началось ужесточение порядка исполнения наказания, которое отвечало существовавшей в то время политической линии, заложенной в Программе КПСС. Реализация программных положений нашла свое закрепление в постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР от 23 июля 1966 г. «О мерах по усилению борьбы с преступностью». Применительно к задачам ИТУ, постановление требовало повысить ответственность руководителей и должностных лиц за борьбу с правонарушениями осужденных и активизировало общественность на участие в воспитательном процессе.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. был введен административный надзор за лицами, освобожденными из ИТУ, отбывшими наказания за тяжкие преступления, особо опасными рецидивистами и злостными нарушителями режима, не вставшими на честный трудовой путь. Это положило начало организации взаимодействия ИТУ с органами милиции в установлении гласного административного надзора. Из этого нормативных документов вытекало требование о повышении ответственности должностных лиц за более качественный отбор осужденных, представляемых к условно-досрочному освобождению. Работники ИТУ, в свою очередь, обязаны были более продуманно и дифференцированно подходить к организации воспитательного процесса с различными категориями лиц.
В 1965-1967 гг. были приняты новые Положения о наблюдательных комиссиях и Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних. Дальнейшее совершенствование системы исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних проявляется в изданном 3 июля 1968 г. Указе Президиума Верховного Совета СССР, утверждающего Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних.
Следующий этап пенитенциарной политики начинается с 11 июля 1969 г., когда были приняты Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик и Положение о предварительном заключении под стражу. Основы исправительно-трудового законодательства определили принципы и установили общие положения исполнения и отбывания всех видов наказания, чем создали предпосылки трансформации исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное право.
Вслед за вступлением в силу общесоюзного исправительно-трудового законодательства в 1970-1971 гг. были приняты исправительно-трудовые кодексы союзных республик. Теперь уже на законодательной основе начался процесс обновления ведомственных актов, а также некоторая перестройка системы исполнения наказания.
Совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, принятое в мае 1970 г., уделяло большое внимание усилению борьбы с нарушениями режима, повышению эффективности основных средств исправления. Там же обращалось внимание на дальнейшее повышение эффективности работы с лицами, освобождающимися из ИТУ, закрепление результатов их исправления и отмечалась необходимость привлечения к этой работе внештатных сотрудников и оказания помощи шефских организаций. В развитие и закрепление политики применения наказаний, не связанных с исправительно-трудовым воздействием был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1970 г. «Об условном осуждении с обязательным привлечением осужденного к труду».
В ходе работы над созданием Свода законов в связи с введением в действие Конституции СССР, в части регулирования порядка исполнения наказаний, ученые и практики столкнулись с необходимостью решения ряда проблем. В первую очередь это уточнение предмета правового регулирования исправительно-трудового права, а также его места в общей системе права. Это было связано с тем, что принятые нормативно-правовые акты значительно расширили диапазон применения уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Таким образом, назрела необходимость в четком правовом регулировании, определении принципов и общих положений исполнения и отбывания всех видов наказания, а не только связанных с исправительно-трудовым воздействием, отмечается многими учеными.