Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 822
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
3. Период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству
Началом осуществления идеи правового регулирования всех видов уголовного наказания можно считать принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1983 г., утвердившего Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Этот документ определил порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Он же урегулировал исполнение наказания в виде штрафа, общественного порицания, конфискации имущества и лишения воинского или специального звания.
Следует напомнить, что попытка расширения предмета правового регулирования нормами исправительно-трудового права была предпринята еще в 1977 г., когда на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 11.03.77 г. в ИТК РСФСР был внесен раздел II-А, определивший порядок и условия исполнения в качестве уголовно-правовых мер исправительно-трудового характера условного осуждения (освобождения) из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.
В ст. 2 ИТК РСФСР законодатель заявил, что он определяет принципы и устанавливает общие положения исполнения и отбывания уголовных наказаний. Это означало, что предмет правового регулирования будет и дальше расширяться. Исходя из этого встала задача определения пределов предмета правового регулирования, как при назначении наказания, так и при его исполнении. Наука уголовного права должна была разработать новую систему наказания, а уголовно-исполнительная теория – порядок и условия ее исполнения. Началась работа по подготовке доктринальной модели Основ уголовного законодательства СССР и республик. Одновременно развернулась активная работа по подготовке проекта Основ уголовно-исполнительного законодательства СССР. В этот раз разработка нового законодательства не игнорировала опыт мирового сообщества. В его нормах нашли отражение принципы, принятые ООН и закрепленные в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными.
Вопрос об обсуждении и принятии Основ уголовно-исполнительного законодательства СССР и союзных республик предполагалось включить в повестку дня одной из сессий Верховного Совета СССР. Параллельно шла подготовка проекта УИК РСФСР. И союзный, и республиканский уголовно-исполнительный законы были подготовлены. Однако распад
СССР помешал принятию общесоюзного законодательства, соответственно УИК РСФСР.
Конституция РФ 1993 г. провозгласила Россию социальным, демократическим федеративным правовым государством, что предполагает верховенство закона во всех сферах жизни общества, всеобщее понимание законов и их исполнение. Реализуя конституционные принципы, уголовный и уголовно-исполнительный законы отражали ориентиры государства на подчеркнутое внимание к личности преступника, на его нравственное возрождение и ресоциализацию при оказании помощи государства в лице соответствующих органов и общественных формирований, религиозных конфессий, направленной на его адаптацию после освобождения.
Кардинальные перемены в жизни нашего общества и государства обусловили новые подходы критического переосмысления содержания законов и иных нормативных документов прошлого периода, что позволило при подготовке уголовно-исполнительного законодательства рассматривать исполнение наказания и воспитательный процесс в единстве с задачей обеспечения гарантий прав и законных интересов правонарушителя на всех стадиях реализации уголовной ответственности.
Новые взгляды на практику исполнения и отбывания наказания осужденными к лишению свободы, потребовали теоретического обоснования существенно новой концепции реформы системы управления органами, исполняющими наказания. Положительную роль в этом сыграл Закон России «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы». Он определил задачи уголовно-исполнительной системы и ввел в русло правового регулирования организацию ее деятельности, обозначил административно-управленческие вопросы правового положения ее работников, закрепил гарантии их защищенности. Можно констатировать и тот факт, что теперь на законодательном уровне решен вопрос о порядке применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками УИС.
Закон от 21 июля 1993 г. не решал проблем исполнения наказания, а коснулся лишь организационно-управленческих структур системы органов, исполняющих наказания. Позднее ст. 71 Конституции отнесет формирование уголовно-исполнительного права к исключительному ведению Российской Федерации. Указанный подход предполагал осуществление перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному закону уже на уровне нормотворца. Готовившиеся проекты УК РФ расширяли систему уголовных наказаний, а УИК РФ - предмет правового регулирования, включая в него исполнение и отбывание всех видов наказания. Таким образом, на законодательном уровне была реализована
идея о соединении любого вида уголовного наказания с мерами исправительного воздействия, обоснованная проф. В.А. Уткиным.
В январе 1997 г. введен в действие новый Уголовный кодекс РФ, а с 1 июля – Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Кроме того, Президентом России одобрена и в настоящее время осуществляется Концепция реорганизации уголовно - исполнительной системы МВД России (на период до 2005 г.), одним из важнейших результатов которой должно стать соблюдение соответствующими учреждениями и органами международных норм и стандартов обращения с лицами, лишенными свободы.
Введение в действие нового уголовного и уголовно-исполнительного законодательства внесло значительные изменения не только в ряд разделов самих отраслей права, но и во взаимосвязанные с ними области знаний уголовно-правового комплекса. Прежде всего, принципиальное значение имеет закрепленная в УК РФ 1996 г. новая система уголовных наказаний и ее уголовно-правовая характеристика, а также определение в УИК РФ предмета правового регулирования общественных отношений в сфере исполнения всех видов наказаний и иных уголовно-правовых мер. Это и послужило поводом к переименованию отрасли законодательства из исправительно-трудового в уголовно-исполнительное.
Вместе с тем уголовно-исполнительная наука не стоит на месте. Уже сейчас слышны призывы отечественных ученых о необходимости расширения предмета регулирования УИК, т.к. он не охватывает всего арсенала средств уголовно-правового принуждения. В частности, практически за рамками уголовно-исполнительного регулирования остались такие меры уголовно-правового характера, как принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры медицинского характера, меры постпенитенциарного воздействия. Таким образом, с тем, чтобы эта отрасль права соответствовала истинному своему наименованию, необходимо включить в его предмет и общественные отношения, возникающие при исполнении указанных мер уголовно-правового характера.
Выводы
Подводя итоги рассмотренных в лекции вопросов, сделаем некоторые выводы.
-
Уголовно-исполнительное право, являясь самостоятельной отраслью права, развивалось первоначально в рамках уголовного права, уголовно-процессуальных установлений и самостоятельных нормативных актов по организации исполнения наказания, а затем постепенно трансформировалось в самостоятельную составную части отечественной правовой системы. -
Уголовно-исполнительное право в своем развитии прошло различные этапы, однако, вся история его развития свидетельствует, что оно постоянно следует за уголовным правом. Колебания маятника уголовной репрессии до определенной амплитуды неизбежно приводило к изменению регулирования общественных отношений по ее реализации, и наоборот, нарушение соответствующего регулирования исполнения мер уголовно-правового характера подрывает стабильность уголовной репрессии в конкретной исторической формации. В этом проявляется тесное, исторически обусловленное единство и взаимосвязь уголовного и уголовно-исполнительного права. -
В основе современного уголовно-исполнительного законодательства лежит идея о соединении всех видов уголовных наказаний с исправительным воздействем. -
Действующее уголовно-исполнительное право, как отрасль правовой системы не охватывает всех меры уголовно-правового характера, поэтому нуждается
в дальнейшем совершенствовании.
План конспект лекции по теме № 4«История международного сотрудничества по проблемам исполнения уголовных наказаний и обращению с заключенными»»
Введение
Основу для объединения усилий государств на международном уровне составили Международные тюремные конгрессы, рассмотревшие в XIX и XX веках пути совершенствования пенитенциарного дела и соблюдения прав заключенных. История международного пенитенциарного сотрудничества охватывает довольно длительный период. Еще в XVIII веке стали появляться первые, получившие общественное звучание, идеи о возможности и необходимости обмена информацией по вопросам пенитенциарной политики и практики в межгосударственных масштабах. Этому способствовало широкое распространение в мире концепций английских основоположников пенитенциарной науки Д. Говарда и И. Бентама, прогресс пенитенциарной системы США. С середины XIX века необходимость в международном сотрудничестве в пенитенциарной области стала столь велика, что не могла не обрести определенные организационные формы.
Необходимым условием реформирования уголовно-исполнительной системы России является международное сотрудничество в области исполнения уголовных наказаний. В силу этого представляется необходимым рассмотреть эволюцию и современное состояние такого сотрудничества. Кроме того, с недавнего времени существенной причиной обновления уголовно-исполнительного законодательства явилась интенсивная интеграция России в мировое сообщество (в частности, вступление в Совет Европы) и соответствующее принятие ряда международных обязательств в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, значительная часть которых относится к сфере уголовной юстиции.
1. История становления и развития международного сотрудничества по вопросам исполнения наказаний
История международного сотрудничества в области исполнения уголовных наказаний охватывает достаточно длительный период. В литературе встречается мнение о том, что с появлением в XVIII в. получивших общественное звучание прогрессивных идей обращения с осужденными таких реформаторов, как Джон Говард и Иеремия Бентам, а также с прогрессом ранних пенитенциарных систем в США потребность в международном сотрудничестве стала столь велика, что не могла не вылиться в определенные, организационное формы.