Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 834
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Отдельно отметим, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Принцип патриотизма проявляется также в том, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации не только не копирует зарубежное, но и по ряду позиций, касающихся обеспечения прав осужденных, даже превосходит его.
Принцип ответственности осужденных за уклонение от наказания. Указанный принципов уголовно-исполнительном значении вытекает из смысла и духа УИК РФ и отражен в ч. 6 ст. 11 УИК РФ. Согласно данной норме ответственность должен нести каждый осужденный, не исполняющий возложенные на него обязанности, а также законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Рассматриваемый принцип отражает особенности исполнения различных видов уголовных наказаний с точки зрения целей и задач уголовно-исполнительного законодательства и требований ч. 3 ст. 9 УИК РФ, указывающей, что средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания.
Законодатель предусматривает основания, порядок и условия применения к осужденным мер взыскания. При этом ни один осужденный не может быть подвержен мерам взыскания, не будучи предварительно информирован о проступке, который ему ставится в вину, и не получив должной возможности высказаться в свое оправдание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы принципов уголовно-исполнительного права несмотря на столь значительное внимание к ним со стороны как ученых, так и практических работников, были и остаются одними из актуальных в науке пенитенциарного права. Это обусловлено и объективной необходимостью дальнейшего совершенствования законодательства, и субъективным характером их реализации в практической жизни исправительных учреждений.
Помимо рассмотренных выше, есть принципы, присущие отдельным институтам уголовно-исполнительного права. Для института исполнения наказания в виде лишения свободы характерны следующие принципы:
а) гарантирование прав и свобод осужденных при исполнении наказания с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Феде
рации;
б) обеспечение прав осужденных на охрану здоровья, социальное
обеспечение, юридическую помощь и личную безопасность;
в) соединение наказания в стадии его исполнения с исправительным
воздействием;
г) отбывание наказания осужденными в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены;
д) раздельное содержание осужденных в исправительных учреждениях;
е) отбывание осужденными всего срока наказания в одном исправительном учреждении;
ж) дифференциация и индивидуализация исправительного процесса на основе правовой и психолого-педагогической классификации осужденных;
з) оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Итак, социальная ценность категории «принципы уголовно-исполнительного права» состоит в том, что они отражают исходные руководящие идеи отечественной пенитенциарной политики и правовой идеологии, а также облагораживают науку уголовно-исполнительного права и практику. В настоящее время правовая доктрина признает за принципами статус источника уголовно-исполнительного права.
План конспект лекции по теме № 7 «Источники уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительное законодательство»
Введение
Широкомасштабные преобразования в России потребовали возрастания роли права, обновления и развития системы законодательства. Верховенство закона как необходимый принцип правового государства из теоретико-правовой абстракции стали превращаться в реальную правовую основу социально-экономической и политической жизни страны. В последнее время законы занимают главное место в правовом регламентировании всех важнейших сфер жизни общества и государства, постепенно вытесняя подзаконные нормативные акты. В перспективе законодательные акты будут доминировать и в области исполнения уголовных наказаний. Такой подход получил официальное закрепление в УИК РФ, ч. 1 ст. 2 которого устанавливает: «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов».
1. Понятие, значение и виды источников уголовно-исполнительного права
Право не может существовать и при этом эффективно исполнять роль главного регулятора общественных отношений, не выражаясь каким-либо образом вовне.
В общей теории права подобное внешнее его выражение и закрепление называют формой или источником права. Причем одни авторы вкладывают в эти понятия различное содержание, другие считают их идентичными. Нами категории «форма права» и «источник права» употребляются как синонимы.
В правоведении источники права классифицируют на:
- материальные, определяемые общественно-политической средой и своеобразием существующего способа производства;
- идеальные, обусловливаемые уровнем правосознания как законодателя, так и общества в целом;
- юридические, закрепляющие правовые веления и выступающие как результат правотворчества. Последние и будут рассмотрены ниже.
В зависимости от способа закрепления и существования норм права выделяют следующие виды источников права:
- правовой обычай,
- судебный прецедент,
- нормативно-правовой акт,
- нормативный договор,
- общие принципы права,
- доктрину
- религиозные тексты.
Для российской правовой системы характерными источниками права стали правовой обычай, нормативный договор и нормативно-правовой акт. Наибольшее распространение в отечественном праве получил нормативно-правовой акт. Более того, для уголовно-исполнительного права НПА является единственным источником внешнего выражения.
Приоритет, отдаваемый нормативно-правовым актам в процессе формирования российского законодательства, обусловлен тем, что они имеют ряд организационно-технических и иных преимуществ перед иными источниками права.
Особенности НПА:
Во-первых, нормативно-правовые акты издаются соответствующими государственными органами, в связи с чем содержащиеся в них предписания выражают волю государства и обладают признаком общеобязательности.
Во-вторых, они могут быть изданы оперативно, в любой своей части изменены, что позволяет относительно быстро реагировать на происходящие в обществе процессы.
В-третьих, нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что облегчает поиск нужного документа.
Нормативно-правовые акты как источники права, в том числе уголовно-исполнительного, необходимо отличать от иных актов, таковы
ми не являющихся, в частности от актов применения норм права (индивидуальных актов). Как те, так и другие акты являются юридическими по своему характеру, поэтому их применение влечет за собой определенные правовые последствия. Данное сходство может привести к ошибочному отнесению их к одной классификационной группе. Однако нормативно-правовые акты и акты применения норм права коренным образом отличаются друг от друга, и прежде всего тем, что последние не содержат в себе норм права. Несходство (отличие) нормативно-правовых актов и актов применения норм права выражается в следующем:
-
нормативно-правовые акты рассчитаны на постоянное или достаточно длительное действие и многократное применение, тогда как необходимость в актах применения норм права отпадает тотчас после их однократной реализации;
-
нормативно-правовые акты адресованы неопределенному кругу субъектов, а индивидуальные акты предназначены для конкретных лиц или круга лиц и издаются по конкретному поводу.
Среди примеров индивидуальных актов, которые чаще всего неверно относят к источникам уголовно-исполнительного права, можно назвать акты амнистии и помилования. Они принимаются органами государственной власти - соответственно Государственной Думой и Президентом Российской Федерации и влекут за собой определенные юридические последствия для осужденных, в отношении которых приняты. Однако ни по одному из названных выше критериев их нельзя отнести к нормативно-правовым актам, так как они рассчитаны на однократное применение, предназначены для определенного лица (акт помилования) или круга лиц (акт амнистии) и издаются по конкретному поводу.
Нормативно-правовые акты необходимо также отличать от актов толкования норм права. Если первые содержат в себе нормы, являющиеся основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений, то вторые предназначены для разъяснения содержания и применения норм права.
Таким образом, под нормативно-правовым актом следует понимать изданный компетентным государственным органом акт, содержащий нормы права.
Существуют различные основания для классификации нормативно-
правовых актов.
Нормативные акты в зависимости от органа, их принявшего, подразделяются на:
- общефедеральные,
- акты субъектов Российской Федерации
- акты органов местного самоуправления.
Отличительная особенность нормативно-правовых актов, относящихся к рассматриваемой отрасли права, состоит в том, что согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ создание уголовно-исполнительного законодательства является исключительной прерогативой Российской федерации. Поэтому было бы ошибочным утверждение о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации также могут, хотя и в ограниченных случаях, принимать нормативные правовые акты, относящиеся к уголовно-исполнительному законодательству.
В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на:
- законы
- подзаконные акты.
По данному критерию все нормативные акты выстраиваются в строгом соответствии с их иерархией. Вверху этой иерархической системы располагаются акты, принятые высшим органом государства, внизу - местными органами власти и управления. Для нормативно-правовых актов, относящихся к отрасли уголовно-исполнительного права, нижнюю ступень иерархической лестницы, как бы отграничивающую их от правоприменительных (то есть ненормативных) актов, в соответствии со ст. 4 УИК РФ и ст. 3 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» занимают акты, принятые Минюстом России.
Нормативно-правовые акты можно классифицировать и в зависимости от того, к какой отрасли права они относятся (конституционному, гражданскому, уголовному, уголовно-исполнительному и т. д.). Однако надо иметь в виду, что некоторые нормативные правовые акты не входят ни в одну из них, поскольку содержат в себе нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Они именуются межотраслевыми и издаются с целью внесения изменений и дополнений одновременно в ряд нормативно-правовых актов, являющихся источниками различных отраслей права. К межотраслевым, например, относятся Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформи