Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 842

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение



В соответствии с конституционными положениями и международными правилами нормы УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного, должностного положения и т.д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, в соответствии с Пекинскими правилами ООН, для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Предоставляются определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых, женщин. Кроме того, условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных. В данных случаях принцип равенства перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации исполнения наказания и принципа гуманизма.

Принцип дифференциации исполнения наказаний. Дифференциация исполнения наказания проявляется в установлении для разных категорий осужденных различных условий отбывания наказания, отличающихся объемом и характером карательно-воспитательного воздействия, которое влияет на их правовой статус.

Этот принцип нашел свое выражение, в частности, в ст. 74 УИК РФ, устанавливающей виды исправительных учреждений, где должны со­держаться различные категории осужденных. Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения осуществляется судом согласно ст. 58 УК РФ. В данном случае мы имеем дело с классификацией осужденных, которая обеспечивает дифференциацию наказания на стадии его исполнения.

Уголовно-исполнительная дифференциация проявляется в измене­нии условий отбывания наказания, что является результатом примене­ния прогрессивной системы, когда и условия содержания, и правовое положение осужденного изменяются в зависимости от его поведения и срока отбытого наказания. В этом плане характерна ст. 78 УИК РФ, в которой указывается, что в зависимости от поведения и отношения к труду осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения.

Рассматриваемый принцип наиболее широко реализуется применительно к лишению свободы, что связано с длительным сроком отбыва
ния данного вида наказания.

В научной литературе уголовно-исполнительную дифференциацию Наказания подразделяют на два вида: общую и дополнительную. Общая дифференциация в значительной степени влияет на правовой статус осужденного, устанавливая различный объем карательно-воспитательного воздействия, проявляющегося в содержании режима и условий отбывания наказания (перевод осужденного из колонии строгого режима в колонию-поселение, из колонии - в тюрьму). Дополнительная дифференциация исполнения наказания заключается в основном в корректировке условий отбывания наказания с незначительным изменением правового положения осужденного (предоставление права передвижения без конвоя, права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии).

Принцип дифференциации исполнения наказаний. Внутри классификационных групп осужденных выделяется индивидуально личность каждого из них, определяются ее основные характеристики, как положительные, так и отрицательные качества. Задача работников УИС состоит в выявлении всех этих качеств и составлении портрета, картины личности осужденного, которая не может быть представлена лишь в одних темных тонах. Отдельные качества личности осужденного могут быть поражены полностью, другие — частично, а третьи — вообще находиться в удовлетворительном состоянии. Задача персонала, исполняющего уголовные наказания — составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осужденного и на этой основе разработать программу воспитательных воздействий в отношении конкретного осужденного, опираясь на положительные личностные качества и разрушая, блокируя отрицательные свойства. Во многих исправительных учреждениях вырабатываются и устанавливаются единые режимно-педагогические требования, которые весь персонал, независимо от принадлежности к конкретной службе, предъявляет к осужденным, имея в том числе и их индивидуальные воспитательные программы.

Согласимся с мнением О.Н. Зверевой и С.Н. Смирнова, давшим следующие понимание рассматриваемого принципа: индивидуализация наказания – это межотраслевой принцип, определяющий деятельность соответствующих органов и должностных лиц, связанную с индивидуальным подходом к лицу, совершившему преступление, при назначении вида и размера конкретного уголовного наказания, с учетом его личности и всех обстоятельств совершенного деяния, а также изменении правового положения осужденного в период отбывания наказания, исходя из его поведения и отношения к мерам исправительного воздействия, направленную на достижение целей, установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством.



Отдельно можно выделить фактические и юридические основания закрепления индивидуального подхода к осужденным.

Фактическим основанием индивидуального подхода к осужденному является его поведение, которое в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством может трактоваться по разному. Например: хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях (ст. 113 УИК РФ); не нуждающимися в полном отбывании назначенного судом срока наказания (ч. 1 ст. 175 УИК РФ); нарушитель (злостный нарушитель) установленного порядка отбывания наказания (ст. 115, 116 УИК РФ) и т.д.

Юридическим основание индивидуального подхода к осужденному будет являться закрепление оценки того или иного поведения осужденного отражается в соответствующих правоприменительных актах (постановление о его переводе в другие условия отбывания наказания либо решение суда об изменении ему вида исправительного учреждения).


4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕВЫХ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. В Уголовно-исполнительном кодексе этот принцип впервые был сформулирован и получил свою реализацию в конкретных нормах закона, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений и дополнений в ИТК в 1992 году, в котором было существенно ограничено применение к осужденным мер принуждения при отбывании лишения свободы, а также расширены стимулы правопослушного поведения этих лиц.

Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок - и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК).

Стимулирование правопослушного поведения отражено во многих нормах УИК. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК).


Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В данном случае реализуется метод дифференцированного и индивидуализированного психолого-педагогического воздействия на осужденных.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Данный принцип был закреплен и в ранее действовавшем законодательстве, но тогда он определял собственно предмет правового регулирования, а именно лишь те наказания, которые соединялись с мерами исправительно-трудового воздействия (лишение свободы, исправительные работы и отмененные позднее ссылка и высылка). Теперь же этот принцип относится ко всем видам наказаний (за исключением смертной казни) и иным мерам уголовно-правового характера, хотя в действительности к отдельным видам наказаний данный принцип не применяется. Но учитывая, что большинство наказаний на стадии их исполнения соединяется с мерами исправительного воздействия, этот принцип является определяющим для всего уголовно-исполнительного права. Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных мероприятий и воздействий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности, которые в конечном итоге и говорят о степени исправления осужденных.

Статья 9 УИК РФ определяет исправление осужденных и его основные средства. Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Таким образом, речь идет о нравственном исправлении осужденных, а не о просто юридическом исправлении (впредь не совершать преступлений). Основными средствами исправления осужденных закон называет: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения, т. е. с учетом рассмотренного выше принципа дифференциации и индивидуализации.


Применительно к отдельным видам наказаний УИК РФ детально регламентирует использование тех или иных средств исправления осужденных, акцентируя особое внимание на тех из них, которые соединены с исправительным воздействием.

Примечание: кроме рассмотренных принципов, непосредственно закрепленных в ст. 8 УИК РФ, а также в юридической литературе, М.П. Мелентьев и А.Я. Гришко выделяют и другие принципы, на которых базируется российское уголовно-исполнительное законодательство. К их числу относятся: принцип интернационализма, принцип патриотизма, принцип ответ­ственности осужденных за уклонение от наказания.

Принцип интернационализма. Данный принцип был всегда традиционно присущ уголовно-исполнительному праву России. Наибольшее развитие он получил в действующем законодательстве. В Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. «Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, - гласит Конституция, - то применяются правила международного договора».

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации конкретизирует этот конституционный принцип применительно к лицам, отбывающим уголовные наказания. В ч. 1 ст. 3 УИК РФ говорится, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора (ч. 2 ст. 3 УИК РФ).

Принцип патриотизма. Обозначенный принцип проявляется прежде всего в том, что уголовно-исполнительное российское законодательство следует международным нормам не слепо, а с учетом национальных обычаев и условий. В ч. 4 ст. 3 УИК РФ говорится, что рекомендации (декларации) международ­ных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.