Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 828

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение

рованием уголовно-исполнительной системы», Федеральный закон от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и дру­гие законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"».

Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в преамбуле которого установлено, что он определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему, то есть его нормы имеют непосредственное отношение к деятельности исправительных учреждений, не является источником уголовно-исполнительного права, поскольку регулируемые им отношения относятся не к уголовно-исполнительным, а, скорее всего, к административно-правовым. Содержащиеся в Законе нормы не регулируют порядок и условия исполнения и отбывания наказания, а закрепляют организационно-правовые основы создания и функционирования как уголовно-исполнительной системы в целом, так и ее отдельных структурных подразделений, устанавливают правовой статус ее сотрудников и т. д.

Правовую основу системы уголовно-исполнительного законодательства, впрочем, как и системы законодательства любой другой отрасли, составляет Конституция РФ. Не относясь прямо ни к одной из отраслей права, за исключением конституционного, нормы Конституции как непосредственно регулируют общественные отношения в различных сферах (поскольку согласно ст. 15 имеют прямое действие), так и конкретизируются в нормах каждой отрасли. Поэтому Конституция как Основной Закон государства, с одной стороны, обладает высшей юридической силой по отношению ко всем издаваемым в Российской Федерации нормативным правовым актам и выступает для них основой, а с другой - не может входить в систему какого-либо еще отраслевого законодательства, помимо конституционного, и, следовательно, не может
быть признана его источником.
2. Система уголовно-исполнительного законодательства
В научной литературе термин «законодательство» определяется неоднозначно. В одних случаях в него включают все законы и подзаконные акты, в том числе ведомственные нормативные акты, в других – только собственные законодательные акты.

Уголовно-исполнительное законодательство по своему содержанию может рассматриваться в широком и узком смыслах. В узком смысле в соответствии с ч. 1 ст. 2 УИК РФ оно представлено только законами, в широком — всей системой нормативных правовых актов. В принципе, правовое регулирование уголовно-исполнительных правоотношений на уровне законов является предпочтительным, но в реальной действительности этого достичь невозможно. В настоящее время деятельность уголовно-исполнительной системы регламентирована десятками законов и несколькими тысячами иных нормативных правовых актов.

Уголовно-исполнительное законодательство составляет система различных нормативных правовых актов в виде законов:

- Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»;

- федеральных законов, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с исполнением уголовных наказаний (Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»);

- нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства обороны РФ и др.), указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

В систему уголовно-исполнительного законодательства в настоящее время входят следующие законы: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».

Особое место среди законов занимают решения, принимаемые Конституционным Судом РФ.

Значительную долю в системе уголовно-исполнительного законодательства составляют подзаконные нормативно-правовые акты:

- указы Президента РФ,

- постановления Правительства РФ,

- акты, принимаемые министерствами юстиции и обороны, в том числе совместно с другими ведомствами.

Среди подзаконных нормативно-правовых актов высшей юридической силой обладают нормативные указы Президента Российской Феде­

рации. Они не должны противоречить федеральным законам и издаются в их развитие и дополнение. Поскольку указы обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, посредством их Президент Российской Федерации может оперативно влиять на различные сферы деятельности государства и жизни общества, требующие нормативного регулирования.

Следующую ступень в иерархической лестнице занимают нормативно-правовые акты Правительства РФ. В соответствии со своими полномочиями Правительство РФ издает распоряжения, которые относятся к правоприменительным актам, и постановления, которые, как правило, носят нормативный характер. Постановлениями утверждаются как конкретные нормативно-правовые акты, так и федеральные целевые программы, рассчитанные на длительную перспективу и затрагивающие комплекс вопросов в различных отраслях государственной и общественной жизни.

Нормативно-правовые акты Правительства РФ, с одной стороны, издаются на основе, во исполнение и с целью конкретизации федеральных законов, а с другой - сами являются нормативной базой для издания правовых актов более низкого порядка, утверждаемых федеральными министерствами и ведомствами.

Правительством РФ принят ряд постановлений, относящихся к источникам уголовно-исполнительного права, в частности:

от 4 июня 1997 г. № 669 «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части», в котором раскрываются назначение и некоторые особенности оборудования данных учреждений, а также конкретизируется ряд положений УИК РФ применительно к условиям исполнения и отбывания наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части;

Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 (ред. от 26.11.2013) «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту
, на мирное время»;

Указ Президента РФ от 21.03.2005 N 317 (ред. от 27.06.2014) "О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний";

от 15 октября 2001 г. № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» (с изменениями от 12 августа 2002 г.);

Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 31.05.2012) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»;

от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».

Подавляющее большинство нормативно-правовых актов, регулирующих условия и порядок исполнения уголовных наказаний, приняты министерствами и ведомствами в развитие федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства РФ.

Речь идет о нормативных правовых актах, принятых Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ и Министерством обороны РФ, а также актах, принятых несколькими ведомствами совместно. Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок и условия ис­полнения наказаний, которые приняты МВД РФ, будут продолжать действовать до разработки и принятия Минюстом России собственных актов, адаптированных к новым условиям.

Не все ведомственные акты содержат нормы права, поэтому не каждый из них можно отнести к его источникам. Таковыми являются приказы, посредством которых регулируются различные направления деятельности министерства, а также утверждаются разработанные положения и инструкции, как правило, детализирующие нормативный акт более высокого порядка. Издание некоторых из них прямо предусмотрено в законодательных актах..

К числу основных ведомственных нормативных актов, являющихся источниками уголовно-исполнительного права, принадлежат:

Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы: (приказ Минюста России от 04.07.2022 № 110). В Правилах установлены особенности условий содержания различных категорий осужденных, а также перечень запрещенных к использованию осужден
ными предметов и вещей;

- Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 (ред. от 26.11.2013) "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время";

- Приказ Минюста России от 20.05.2009 N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2009 N 14140). Этот нормативный акт имеет важнейшее значение для закрепления порядка исполнения ряда уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и др.

Большинство ведомственных нормативных актов, с помощью которых регламентируются порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, являются результатом самостоятельной нормотворческой деятельности ведомства и в силу предоставленных полномочий приняты для правового обеспечения того или иного направления его деятельности. Некоторые из них издаются вследствие специальных на то указаний нормативно-правовых актов, обладающих большей юридической силой.

Нормативные акты могут носить и межведомственный характер, если издаются совместно двумя и более министерствами. Как правило, они принимаются по вопросам медицинского и материально-бытового обеспечения осужденных, организации их общеобразовательного и профессионального обучения, труда и трудовой занятости как осужденных, так и освобожденных от отбывания наказания. В качестве примеров можно привести совместные приказы - Приказ Минюста РФ N 61, Минобрнауки РФ N 70 от 27.03.2006 "Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.04.2006 N 7724);

- Министерства внутренних дел РФ и Министерства юстиции РФ от 11 сентября 1998 г. № 561/122 «О реорганизации деятельности уголовно-исполнительных инспекций»;