Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 835
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
- во вторую группу входят те из них, которые конкретизируют общегражданские применительно к данному виду наказания;
- третью группу составляют специальные (специфические) права, законные интересы и обязанности, принадлежащие только осужденным.
При нормативном закреплении правового положения лиц, отбывающих наказания, важную роль играют типы, или принципы, правового регулирования. Тип правового регулирования характеризует наиболее существенные сочетания таких способов правового регулирования, как обязывание, дозволение и запрет. В зависимости от сочетания двух важнейших из них - дозволения и запрета - различаются общедозволительный и разрешительный принципы правового регулирования.
Таким образом, правовой статус лиц, отбывающих наказания, можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное посредством совокупности прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания конкретного вида наказания.
Из всех видов наказаний, предусмотренных уголовным законодательством, более всего изменяет жизнь лица, совершившего преступление, наказание в виде лишения свободы. Именно поэтому из всех специальных правовых статусов лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний, наиболее детально урегулирован статус лиц, лишенных свободы. Анализ правового положения осужденных в дальнейшем будет осуществляться на основе статуса осужденных к лишению свободы, наглядно показывающего специфику правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания.
Сущность наказания в виде лишения свободы состоит в изоляции преступников от общества путем их помещения в специально предназначенные для этого государственные учреждения, а их правовое положение определяет соответствующее содержание.
Лишение свободы кардинально меняет образ жизни осужденного. С момента прибытия в исправительное учреждение его поведение детально регламентируется. Правовому воздействию подвергаются практически все сферы жизнедеятельности осужденного, в том числе такие, которые в обществе регулируются нормами нравственности, этики и
морали. Это вызвано, с одной стороны, потребностью упорядочить совместное содержание значительного числа преступников, сосредоточенных на относительно небольшой территории, а с другой - необходимостью ограничить требования персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, рамками правовых установлений и таким образом обеспечить возможность осуществления осужденными своих прав и законных интересов.
Основы правового положения осужденных, в том числе отбывающих лишение свободы, изложены в ст. 10 УИК РФ. Впервые в истории нашей страны на законодательном уровне урегулированы принципиальные положения, закрепляющие правовой статус лиц, отбывающих наказания. Значимость их такова, что законодатель объединил посвященный этим вопросам нормативный материал в самостоятельную главу УИК РФ. В отличие от ИТК РСФСР общий подход законодателя к определению правового положения осужденных в УИК РФ принципиально иной.
Во-первых, в ч. 2 ст. 10 УИК РФ устанавливается, что статус гражданина Российской Федерации является основополагающим, а затем на его основе посредством ограничений и изъятий, установленных уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, определяется правовое положение осужденного.
Во-вторых, в указанной статье подчеркивается, что любые ограничения общегражданского статуса могут устанавливаться только законом. При этом закон должен быть издан не ниже чем на федеральном уровне, а установленные им ограничения согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации могут быть обусловлены лишь целями защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В-третьих, гл. 2 УИК РФ в целом представляет собой нормативно-правовую базу для деятельности правоприменительных органов, в первую очередь относительно тех видов наказания, правовому регулированию исполнения которых в Кодексе отведен незначительный объем нормативного материала.
Уголовно-исполнительное законодательство определяет общие обязанности и права для всех осужденных и специфику прав и обязанностей осужденных к конкретным мерам уголовно-правового характера.
Основными правами всех осужденных являются права:
1) на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях исполнения назначенной им судом меры уголовно-правового характера. Администрация исправительного учреждения или орган, исполняющий наказание, обязаны предоставлять осужденным такую информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний;
2) на вежливое обращение со стороны органа, исполняющего назначенную ему меру уголовно-правового характера;
3) на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в вышестоящие органы, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны» все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;
4) на охрану здоровья;
5) на социальное обеспечение на общих основаниях;
6) на пользование услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи. При осуществлении прав осужденных не должны нарушься порядок и условия исполнения назначенной им меры уголовно-правового характера, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (ст. 12 УИК РФ).
Статья 11 гл. 2 устанавливает основные обязанности осужденных, характеризующие особенности их правового статуса и относящиеся поэтому к группе специальных прав, законных интересов и обязанностей.
Обязанностями всех осужденных выступают:
1) долг исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены;
2) обязанность соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними иных нормативных актов;
3) обязанность выполнять законные требования администрации учреждения и органов, исполняющих назначенную им меру уголовно-правового характера;
4) обязанность вежливо относиться к персоналу исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, и к лицам, посещающим эти учреждения, а также другим осужденным;
5) обязанность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих меры уголовно-правового характера, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки они могут быть подвергнуты принудительному приводу.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих назначенную им меру уголовно-правового характера, влекут установленную соответствующим законом ответственность (ст. 11 УИК РФ).
В общем объеме правовых норм, составляющих содержание статуса лиц, лишенных свободы, значительная часть относится к сфере режима, играющего роль главного регулятора множества разнообразных и специфических отношений, складывающихся в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.
В первую группу входят права, законные интересы и обязанности, составляющие общий (конституционный) статус, которые остаются неизменными и после осуждения лица: право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), личное достоинство (ст. 21), личную неприкосновенность (ст. 22), получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48) и др.
Во вторую группу входят права, законные интересы и обязанности, конкретизирующие общегражданские. Так, конституционные права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ), судебную защиту и обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ) конкретизируются в ч. 4 ст. 12 УИК РФ. Кроме того, законодатель, усиливая юридическую защищенность осужденных, наделяет их правом обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения, в вышестоящие структуры управления органами и учреждениями, исполняющими наказания, в прокуратуру и общественные объединения.
В третью группу входят специальные права, законные интересы и обязанности, которые распространяются только на осужденных. Их удельный вес значительно превышает обе предыдущие группы.
Специальный статус лиц, лишенных свободы, базируется главным образом на разрешительном принципе, поэтому основным способом его правового регулирования является дозволение (разрешение).
Осужденным разрешается:
- приобретать продукты питания и предметы первой необходимости (ст. 88 УИК РФ);
- иметь свидания на территории исправительного учреждения или вне его (ст. 89 УИК РФ);
- получать посылки, передачи и бандероли (ст. 90 УИК РФ);
- вести переписку, получать денежные переводы и отправлять их близким родственникам (ст. 91 УИК РФ);
- осуществлять просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивать радиопередачи (ст. 94 УИК РФ);
- приобретать и хранить литературу и письменные принадлежности (ст. 95 УИК РФ) и т. д.
Порядок реализации указанных прав приведен в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В то же время статус осужденных может регулироваться и посредством наделения их субъективными правами, например правом на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ), обеспечение одеждой установленного образца (ст. 82 УИК РФ), телефонные разговоры (ст. 92 УИК РФ), прогулку (ст. 93 УИК РФ) и др.
В свою очередь освобождение от отбывания уголовного наказания является юридическим фактом, влекущим значительные изменения правового положения гражданина. При этом прекращается действие правоограничений, составляющих содержание отбытого наказания. Однако восстановления правового статуса гражданина до состояния, предшествующего осуждению, не происходит, что объясняется правовыми последствиями отбывания наказания, выражающимися в ряде правоограничений его конституционного статуса. Следовательно, лицо, отбывшее наказание, приобретает специальный статус, содержание которого определяется правовыми последствиями, связанными с наличием судимости и отбытием конкретного вида наказания. Установление правового положения лиц, отбывших наказание, настолько важно для их успешной социальной адаптации, что законодатель счел необходимым закрепить его нормативно в ст. 179 УИК РФ.
Основным юридическим последствием для лица, отбывшего уголовное наказание, является сохранение у него особого правового состояния, именуемого в уголовном и уголовно-исполнительном праве судимостью. Состояние судимости в соответствии со ст. 86 УК РФ возникает со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и сохраняется на весь период отбывания наказания, а также в течение определенного законом срока после его отбытия.
Последствия судимости носят как уголовно-правовой, так и общеправовой характер.
Последствия уголовно-правового характера