Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 845
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Одной из составляющих правового положения сотрудников исправительных учреждениях является их ответственность.
Ответственность предполагает применение мер государственно-принудительного воздействия к лицу, нарушившему установленные законом нормы поведения.
Специфика службы в УИС состоит в том, что дисциплинарная, административная, а в некоторых случаях и гражданская ответственность рядового и начальствующего состава регулируется специальными нормами права.
Уголовное законодательство не содержит специальной нормы в отношении сотрудников УИС, поэтому их уголовная ответственность наступает на общих основаниях. Сотрудники исправительных учреждений являются представителями власти, поэтому могут привлекаться к уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, получение взятки, служебный подлог, предусмотренные ст. 285—293 УК РФ.
Сотрудники УИС несут также гражданскую ответственность за совершение гражданского правонарушения. При этом к ним применяются санкции преимущественно материального характера — возлагается обязанность возместить вред физическим (частным) лицам, причем ущерб взыскивается независимо от применения других мер юридического воздействия.
Статья 1070 ГК РФ устанавливает гражданскую ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ, за административные правонарушения, несут дисциплинарную ответственность. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1—5.26, 5.45—5.52, 5.56,6.3, 7.29—7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1-18.4, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП, вышеуказанные лица, в том числе сотрудники УИС, несут административную ответственность на общих основаниях.
За нарушение служебной дисциплины сотрудники УИС несут дисциплинарную ответственность.
Необходимость поддержания служебной дисциплины закреплена в Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», присяге сотрудника, соответствующих указах Президента РФ и приказах Министерства юстиции и Федеральной службы исполнения наказаний. Положениях и Уставах, регулирующих правоотношения в уголовно-исполнительной системе.
За нарушение служебной дисциплины на сотрудников уголовно-исполнительной системы могут налагаться следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из уголовно-исполнительной системы.
Сотрудник вправе обжаловать наложенное на него взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до министра юстиции РФ, а также в суде. В случае подачи жалобы приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания не приостанавливается.
Таким образом, персонал учреждений, исполняющих наказания, могут составлять как сотрудники, имеющие специальные звания и состоящие на правоохранительной службе, гак и лица, замещающие государственные должности федеральной гражданской службы.
3. Требования, предъявляемые к персоналу УИС России, закрепленные в отечественном законодательстве и нормах международного права
Деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, связана с реализацией их сотрудниками властных полномочий и необходимостью применять меры государственного принуждения, что влечет за собой повышенную ответственность за последствия принимаемых ими решений и осуществляемых действий.
Требования международных актов
К числу таких актов необходимо отнести Всеобщую декларацию прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988)3, а также соответствующие документы Совета Европы: Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987), Декларацию о полиции (1979), Европейские пенитенциарные правила (1987).
Перечисленные международные акты содержат два вида правовых норм: нормы-принципы и нормы-рекомендации.
Нормы-принципы – это нормы общего характера, которые не допускают каких-либо отступлений от них как в законодательстве, так и в деятельности государственных органов.
Например, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г. и ратифицированная Президиумом Верховного Совета СССР 21 января 1987 г. и является обязательным для исполнения. Под пыткой в данном документе подразумевается любое действие, умышленно причиняющее какому-либо лицу сильную боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого подозревается, а также запугать его или третье лицо или принудить к чему-либо, или по иной причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия7 . Не могут служить оправданием пыток никакие исключительные обстоятельства, будь то состояние или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, а также приказ вышестоящего начальника или государственной власти. Информация относительно запрещения применения пыток должна включаться в программы подготовки персонала правоприменительных органов и других лиц, которые могут иметь отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста, задержания или тюремного заключения, или обращению с ними (ст. 10 Конвенции). Недопущение пыток в отношении осужденных, правовой статус которых ограничен, – одно из основополагающих требований к деятельности персонала уголовно-исполнительной системы.
Нормы-рекомендации не носят обязательного характера для государств, их ратифицировавших, хотя должны максимально учитываться в правотворческой деятельности. Так, например, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г. (далее – Кодекс), относится к лицам обладающим «полицейскими полномочиями, особенно полномочиями на задержание правонарушителей» (ст. 1).
Кодекс устанавливает следующие основные требования к поведению должностных лиц.
При исполнении обязанностей следует уважать и защищать человеческое достоинство, права и свободы любого человека.
Применять силу можно только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения должностных обязанностей.
При осуществлении полномочий недопустимы пытки.
Запрещается совершать какие-либо акты коррупции, следует бороться с ними.
Более подробно положение персонала, его характеристики и требования, предъявляемые к сотрудникам исправительных учреждений, представлены в Минимальных стандартных правилах и Европейских пенитенциарных правилах.
Обобщенно требования данных международных документов к персоналу выглядят следующим образом.
1. Пенитенциарная администрация должна обеспечивать тщательный подбор персонала всех категорий, ибо «хорошая работа тюремных заведений зависит от добросовестности, гуманности, компетентности и личных качеств этих сотрудников» (ч. 1 ст. 46 Минимальных стандартных правил).
2. Персонал состоит, как правило, из профессиональных штатных сотрудников. Их заработная плата должна устанавливаться с таким расчетом, чтобы привлекать и удерживать на этой работе способных заниматься ею мужчин и женщин. Им следует обеспечивать соответствующие льготы и условия труда.
3. Персонал должен быть достаточно образованным и развитым.
4. Перед поступлением на работу персонал проходит подготовку.
5. В ходе всей своей деятельности персонал обязан поддерживать и повышать свою квалификацию, проходя курсы подготовки, организуемые администрацией.
6. Все сотрудники в ходе обучения должны быть ознакомлены с основополагающими правовыми актами.
7. Все сотрудники должны вести себя и выполнять свои обязанности так, чтобы служить примером для заключенных, завоевывать их уважение, оказывать на них благотворное влияние.
8. Персонал не должен прибегать к использованию силы по отношению к заключенным, кроме случаев необходимой самообороны, пресечения попыток побега или сопротивления приказу, основанному на законе или правилах внутреннего распорядка. О применении силы следует немедленно сообщать директору учреждения.
9. Должностные лица, находящиеся при выполнении их функций в прямом контакте с заключенными, должны носить оружие только в исключительных случаях. Кроме того, ни при каких обстоятельствах оружие не должно выдаваться сотрудникам, которые не обучены пользованию им.
Итак, персонал исправительных учреждений необходимо тщательно подбирать, подготавливать к работе, постоянно поддерживать и повышать его квалификацию путем организации соответствующих курсов, консультативной помощи и позитивного стиля руководства, с тем чтобы сотрудники внедряли высокие человеческие стандарты, эффективно работали и добросовестно относились к своим обязанностям.
Требования, закрепленные в российском законодательстве
Требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы при приеме на службу, подразделяются на общие и специальные.
Общие требованияк сотрудникам УИС России определяются основными принципами их службы: законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации (ст. 2 гл. I Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
Дополнительные требования к сотрудникам УИС вытекают из содержания Постановления ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации…» и приказа Минюста России от 06.06.2005 N 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» и касаются возраста и уровня образования, профессиональных качеств личности, здоровья и физического развития.
1. Обязательным требованием является то, что сотрудниками уголовно-исполнительной системы могут быть только граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет. При этом такие признаки, как национальность, пол, социальное происхождение, имущественное и должностное положение, отношение к религии, убеждения и принадлежность к общественным объединениям во внимание не принимаются и не влияют на решение о приеме на службу (ст. 8).
Вместе с тем при приеме на службу в УИС может ограничиваться количество женщин-сотрудников, работающих в исправительных учреждениях определенного вида.
Не принимаются на службу лица, решением суда признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, либо имевшие или имеющие судимость.
2. Важным требованием является то, что будущие сотрудники уголовно-исполнительной системы должны обладать