Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 821

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение


Важней­шими из содержащихся в нем принципов являются:

  • ни одно задержанное или находящееся в заключении лицо не
    должно подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным, унижающим его достоинство видам обращения;


  • к лицам, заключенным под стражу, применяется режим, соответствующий их статусу неосужденных лиц, в связи с чем они содержатся отдельно от осужденных;

  • задержанным и находящимся в заключении лицам предоставляется
    возможность обжалования неправомерных действий властей;


  • лицо не может находиться в заключении без предоставления возможности быть заслушанным судебным или иным органом;

  • задержанные и заключенные имеют право на получение помощи
    со стороны адвоката;

  • об аресте или заключении лица должны уведомляться члены его
    семьи или другие лица по его выбору; задержанные и заключенные
    имеют право на посещение их членами семьи и переписку с ними;


- в целях наблюдения за соблюдением соответствующих законов и правил места задержания и заключения регулярно посещаются пред­ставителями компетентных органов, отличных от органов, в непос­редственном ведении которых находятся эти места.

Минимальные стандартные правила ООН по обращению с заклю­ченными явились основой создания Европейских пенитенциарных пра­вил. Формально эти Правила имеют статус рекомендаций для админи­страций мест лишения свободы, но тем не менее возлагают моральные и политические обязательства на принявшие их европейские государства. По структуре и содержанию Европейские пенитенциарные правила схожи с названными Правилами ООН, однако имеют и некоторые осо­бенности. В них нашли дальнейшее развитие основополагающие прин­ципы обращения с заключенными, например: лишение свободы долж­но исполняться в таких условиях его отбывания и моральной атмосфе­ре, которые обеспечивают уважение человеческого достоинства; цели исправительного воздействия на заключенных состоят в сохранении их здоровья и достоинства, формировании у них чувства ответственности и навыков, способствующих их интеграции в общество; защита личных прав заключенных обеспечивается посредством контроля, осуществля­емого судебными или иными органами, не принадлежащими к пени­тенциарной администраций.


В Правилах уделено больше внимания управлению пенитенциарны­ми учреждениями, улучшение которого признается важным фактором поддержания и повышения эффективности деятельности их админист­раций.

Правила предусматривают подробную процедуру приема заключен­ных в места лишения свободы вплоть до разработки индивидуальных программ исправительного воздействия.

Несколько по-иному трактуются вопросы содержания в пенитенци­арных учреждениях различных категорий заключенных. Так, мужчины и женщины, как правило, содержатся раздельно, хотя и могут совместно участвовать в организованной деятельности в рамках утвержденной для них программы исправления. Заключенные под стражу (подследствен­ные) содержатся отдельно от осужденных, за исключением случаев их согласия на совместное пребывание или участие в полезной для них организованной деятельности. Молодые заключенные содержатся в ус­ловиях, максимально защищающих их от вредных влияний и учитыва­ющих потребности их возраста.

Нормы, касающиеся поддержания дисциплины среди осужденных и налагаемых за ее нарушение взысканий, как в Правилах ООН, так и в рассматриваемых Правилах в основном совпадают, однако в последних не упоминается о взысканиях, предусматривающих сокращение пита­ния (Правила ООН допускают применение таких наказаний, но только после осмотра заключенного врачом). Европейские пенитенциарные правила запрещают применение в качестве дисциплинарных мер кол­лективные наказания.

Правила более подробно регламентируют вопросы общения заклю­ченных с внешним миром, режим содержания в местах лишения свобо­ды. В частности, определено, что режим должен обеспечивать условия жизни заключенных, совместимые с человеческим достоинством и нор­мами, принятыми в обществе; сведение к минимуму отрицательных по­следствий заключения; поддержание и укрепление связей осужденных с родственниками и общественностью. Для содействия общению лиц, лишенных свободы, с внешним миром им должны предоставляться от­пуска, в том числе по причинам медицинского, образовательного, про­фессионального, семейного и иного социального характера (Правила ООН отпуска из мест лишения свободы не предусматривают).



Труд заключенных рассматривается Европейскими пенитенциарны­ми правилами как позитивный элемент исправительного воздействия, профессиональной подготовки и административного управления. Со­гласно Правилам осужденных можно обязать трудиться, если по заклю­чению врача их физическое и психическое здоровье позволяет это (Пра­вила ООН подходят к решению этого вопроса несколько иначе: «Все осужденные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и пси­хическими способностями, удостоверенными врачом»).

Рассматривая гораздо шире вопросы обучения заключенных, Прави­ла предписывают, в частности, что обучение необходимо рассматривать как деятельность в рамках пенитенциарного режима, имеющую такой же статус и оплачиваемую в основном так же, как и труд, при условии, что оно осуществляется в течение рабочего дня и входит в утвержденную ин­дивидуальную программу исправления.
План конспект лекции

по теме № 12 «Правовое регулирование обеспечения безопасности в уголовно-исполнительной системе»
1. Понятие безопасности УИС России
Под термином «безопасность», можно понимать определенный уровень защищенности общественных отношений, складывающихся при исполнении уголовных наказаний, от возникающих опасностей, обеспечивающий дальнейшее прогрессивное развитие этих отношений. В словаре В. Даля термин «безопасность» понимается как отсутствие опасности; сохранность, надежность. Обезопа­сить кого-то – значит ограждать, обеспечивать.

В ч. 6 Указа Президента РФ «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», «национальная безопасность» определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Понятие «безопасность уголовно-исполнительной системы» не имеет нормативного закрепления. В законе имеются лишь указания на необходимость обеспечения безопасности лиц, содержащихся в учреждениях УИС, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений (ст. 13 За­кона РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 13 УИК РФ, ст. 19 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»). В настоящее время рассматриваемая категория в основном разрабатывается наукой уголовно-исполнительного права и еще детально не отрегулирована на законодательном уровне.


Одним из первых проблему безопасности уголовно-исполни­тельной системы начал разрабатывать А.Г. Перегудов (Анатолий Григорьевич, к.ю.н., 1943-1998, сфера научных интересов – вопросы реформирования УИС России), который предложил под безопасностью в исправительных учреждениях понимать определенную систему отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения, по обеспечению спокойствия, не­прикосновенности жизни и здоровья сотрудников, осужденных, иных граждан, причастных к деятельности данных учреждений, их нормального труда и отдыха, а также нормального функциониро­вания ИУ в целом и его подразделений в частности.

Некоторые авторы предлагали шире рассматривать безопасность уголовно-исполнительной системы. В частности, А.А. Ткаченко определял пенитенциарную безопасность как со­ставной элемент в системе юридической безопасности человека. Под пенитенциарной безопасностью им понимается малоисследованная составная часть юридической безопасности в сфере уголов­но-исполнительных отношений, субъектами которых выступают личность, общество и государство.

При этом следует иметь в виду, что понятие «пенитенциарная безопасность» намного уже понятия «безопасность УИС», поскольку охватывает лишь учреждения, исполняющие наказания, связанные с изоляцией. Наряду с анализируемыми терминами в последние годы популярным в науке стал термин «криминологическая безопасность осужденных», под которой понимается их зашита от криминальных угроз.

Таким образом, с учетом проведенного анализа безопасностью уголовно-исполнительной системы можно назвать нормативно оп­ределенный уровень состояния уголовно-исполнительных право­отношений. В зависимости от характера и места формирования опасностей и угроз безопасности УИС они могут быть внешнего или внутреннего происхождения.

При правовом регулировании под обеспечением безопасности от внешних угроз подразумевается реализация правовых норм, ре­гулирующих вопросы защиты от различного рода стихийных бедствий, эпидемий, диверсий, нападений на учреждения и органы уго­ловно-исполнительной системы, а также от воздействий организо­ванных преступных групп, имеющих своей целью дезорганизацию процесса исполнения уголовных наказаний. В данном случае безо­пасность УИС достигается реализацией целого блока правовых норм различных отраслей права. При этом нормы гражданского права регламентируют порядок возмещения вреда; административ­ное законодательство регулирует деятельность администрации уч­реждений и органов, исполняющих наказания, в чрезвычайных ус­ловиях, вызванных стихийными бедствиями и противоправными действиями отдельных лиц; уголовное право решает вопросы обес­печения безопасности путем установления уголовной ответствен­ности за совершение преступлений против личности работников УИС и осужденных.


Внутренняя безопасность УИС заключается в обеспечении за­щиты от опасностей и угроз, возникающих непосредственно в уч­реждениях и органах, исполняющих наказания. Регулирование процесса обеспечения внутренней безопасности осуществляется в основном нормами уголовного и уголовно-исполнительного пра­ва. Оно направлено на предупреждение и устранение опасности возникновения в названных учреждениях и органах чрезвычайных ситуаций криминального характера (массовых беспорядков, захва­та заложников и т.д.), нарушений законности при исполнении на­казаний работниками УИС, установленного режима отбывания на­казаний осужденными.

Таким образом, безопасность УИС – это предельно широкое понятие, характеризующее социально-правовой институт, обеспечивающий защиту УИС от внешних и внутренних опасностей.

К объектам безопасности в рамках данного правового института относятся:

  • сотрудники, рабочие и служащие учреждений, исполняющих уголовные наказания, органов управления УИС, а также следственных изоляторов, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учеб­ных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему;

  • лица, осуществляющие должностные или общественные пол­номочия в учреждениях и органах УИС России (общественные и религиозные организации);

  • подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, находящиеся в следственных изоляторах;

  • осужденные, отбывающие уголовные наказания;

  • учреждения, исполняющие уголовные наказания, иные уч­реждения и органы УИС;

  • предприятия, производства и имущество учреждений, испол­няющих наказания, других учреждений и органов УИС.

Правоотношения по обеспечению безопасности УИС возникают при наличии какой-либо опасности или угрозы ее появления, способных причинить вред охраняемым объектам. В данном случае реально возникшая опасность или ее угроза есть юридический факт (это обстоят-ва, кот. предусм. образов-е, изменение или прекращение общ. отношений), порождающий правоотношения обеспечения безопасности УИС.

Субъектами обеспечения безопасности в УИС являются:

  • государство, которое через органы законодательной, исполнительной и судебной власти обеспечивает безопасность УИС России в целом;

  • служба охраны учреждений, исполняющих наказания, кото­рая, обеспечивая изоляцию осужденных, также обеспечивает безопасность этих учреждений, в особенности от воздействия внешних угроз (от нападений на учреждения, диверсий и т.д.);

  • служба безопасности учреждений, исполняющих наказания, которая обеспечивает установленный нормами права режим в уч­реждениях, предупреждение и пресечение противоправных дейст­вий осужденных и тем самым решает вопросы обеспечения безо­пасности данных учреждений;

  • оперативные аппараты учреждений и органов УИС, а также органов внутренних дел, для которых обеспечение безопасности граждан является одной из задач, подлежащих решению;

  • сотрудники учреждений, исполняющих наказания, при осу­ществлении надзора и контроля за осужденными;

  • общественные и религиозные организации, граждане, при­нимающие участие в процессе исправления осужденных;

  • отряды специального назначения территориальных органов управления УИС, а также МВД и ФСБ России;

  • иные правоохранительные органы, в частности прокуратура и суд, а также подразделения МЧС России, службы санэпидемнадзора и др.