Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 821
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Важнейшими из содержащихся в нем принципов являются:
-
ни одно задержанное или находящееся в заключении лицо не
должно подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным, унижающим его достоинство видам обращения; -
к лицам, заключенным под стражу, применяется режим, соответствующий их статусу неосужденных лиц, в связи с чем они содержатся отдельно от осужденных; -
задержанным и находящимся в заключении лицам предоставляется
возможность обжалования неправомерных действий властей; -
лицо не может находиться в заключении без предоставления возможности быть заслушанным судебным или иным органом; -
задержанные и заключенные имеют право на получение помощи
со стороны адвоката; -
об аресте или заключении лица должны уведомляться члены его
семьи или другие лица по его выбору; задержанные и заключенные
имеют право на посещение их членами семьи и переписку с ними;
- в целях наблюдения за соблюдением соответствующих законов и правил места задержания и заключения регулярно посещаются представителями компетентных органов, отличных от органов, в непосредственном ведении которых находятся эти места.
Минимальные стандартные правила ООН по обращению с заключенными явились основой создания Европейских пенитенциарных правил. Формально эти Правила имеют статус рекомендаций для администраций мест лишения свободы, но тем не менее возлагают моральные и политические обязательства на принявшие их европейские государства. По структуре и содержанию Европейские пенитенциарные правила схожи с названными Правилами ООН, однако имеют и некоторые особенности. В них нашли дальнейшее развитие основополагающие принципы обращения с заключенными, например: лишение свободы должно исполняться в таких условиях его отбывания и моральной атмосфере, которые обеспечивают уважение человеческого достоинства; цели исправительного воздействия на заключенных состоят в сохранении их здоровья и достоинства, формировании у них чувства ответственности и навыков, способствующих их интеграции в общество; защита личных прав заключенных обеспечивается посредством контроля, осуществляемого судебными или иными органами, не принадлежащими к пенитенциарной администраций.
В Правилах уделено больше внимания управлению пенитенциарными учреждениями, улучшение которого признается важным фактором поддержания и повышения эффективности деятельности их администраций.
Правила предусматривают подробную процедуру приема заключенных в места лишения свободы вплоть до разработки индивидуальных программ исправительного воздействия.
Несколько по-иному трактуются вопросы содержания в пенитенциарных учреждениях различных категорий заключенных. Так, мужчины и женщины, как правило, содержатся раздельно, хотя и могут совместно участвовать в организованной деятельности в рамках утвержденной для них программы исправления. Заключенные под стражу (подследственные) содержатся отдельно от осужденных, за исключением случаев их согласия на совместное пребывание или участие в полезной для них организованной деятельности. Молодые заключенные содержатся в условиях, максимально защищающих их от вредных влияний и учитывающих потребности их возраста.
Нормы, касающиеся поддержания дисциплины среди осужденных и налагаемых за ее нарушение взысканий, как в Правилах ООН, так и в рассматриваемых Правилах в основном совпадают, однако в последних не упоминается о взысканиях, предусматривающих сокращение питания (Правила ООН допускают применение таких наказаний, но только после осмотра заключенного врачом). Европейские пенитенциарные правила запрещают применение в качестве дисциплинарных мер коллективные наказания.
Правила более подробно регламентируют вопросы общения заключенных с внешним миром, режим содержания в местах лишения свободы. В частности, определено, что режим должен обеспечивать условия жизни заключенных, совместимые с человеческим достоинством и нормами, принятыми в обществе; сведение к минимуму отрицательных последствий заключения; поддержание и укрепление связей осужденных с родственниками и общественностью. Для содействия общению лиц, лишенных свободы, с внешним миром им должны предоставляться отпуска, в том числе по причинам медицинского, образовательного, профессионального, семейного и иного социального характера (Правила ООН отпуска из мест лишения свободы не предусматривают).
Труд заключенных рассматривается Европейскими пенитенциарными правилами как позитивный элемент исправительного воздействия, профессиональной подготовки и административного управления. Согласно Правилам осужденных можно обязать трудиться, если по заключению врача их физическое и психическое здоровье позволяет это (Правила ООН подходят к решению этого вопроса несколько иначе: «Все осужденные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом»).
Рассматривая гораздо шире вопросы обучения заключенных, Правила предписывают, в частности, что обучение необходимо рассматривать как деятельность в рамках пенитенциарного режима, имеющую такой же статус и оплачиваемую в основном так же, как и труд, при условии, что оно осуществляется в течение рабочего дня и входит в утвержденную индивидуальную программу исправления.
План конспект лекции
по теме № 12 «Правовое регулирование обеспечения безопасности в уголовно-исполнительной системе»
1. Понятие безопасности УИС России
Под термином «безопасность», можно понимать определенный уровень защищенности общественных отношений, складывающихся при исполнении уголовных наказаний, от возникающих опасностей, обеспечивающий дальнейшее прогрессивное развитие этих отношений. В словаре В. Даля термин «безопасность» понимается как отсутствие опасности; сохранность, надежность. Обезопасить кого-то – значит ограждать, обеспечивать.
В ч. 6 Указа Президента РФ «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», «национальная безопасность» определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Понятие «безопасность уголовно-исполнительной системы» не имеет нормативного закрепления. В законе имеются лишь указания на необходимость обеспечения безопасности лиц, содержащихся в учреждениях УИС, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений (ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 13 УИК РФ, ст. 19 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»). В настоящее время рассматриваемая категория в основном разрабатывается наукой уголовно-исполнительного права и еще детально не отрегулирована на законодательном уровне.
Одним из первых проблему безопасности уголовно-исполнительной системы начал разрабатывать А.Г. Перегудов (Анатолий Григорьевич, к.ю.н., 1943-1998, сфера научных интересов – вопросы реформирования УИС России), который предложил под безопасностью в исправительных учреждениях понимать определенную систему отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения, по обеспечению спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья сотрудников, осужденных, иных граждан, причастных к деятельности данных учреждений, их нормального труда и отдыха, а также нормального функционирования ИУ в целом и его подразделений в частности.
Некоторые авторы предлагали шире рассматривать безопасность уголовно-исполнительной системы. В частности, А.А. Ткаченко определял пенитенциарную безопасность как составной элемент в системе юридической безопасности человека. Под пенитенциарной безопасностью им понимается малоисследованная составная часть юридической безопасности в сфере уголовно-исполнительных отношений, субъектами которых выступают личность, общество и государство.
При этом следует иметь в виду, что понятие «пенитенциарная безопасность» намного уже понятия «безопасность УИС», поскольку охватывает лишь учреждения, исполняющие наказания, связанные с изоляцией. Наряду с анализируемыми терминами в последние годы популярным в науке стал термин «криминологическая безопасность осужденных», под которой понимается их зашита от криминальных угроз.
Таким образом, с учетом проведенного анализа безопасностью уголовно-исполнительной системы можно назвать нормативно определенный уровень состояния уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера и места формирования опасностей и угроз безопасности УИС они могут быть внешнего или внутреннего происхождения.
При правовом регулировании под обеспечением безопасности от внешних угроз подразумевается реализация правовых норм, регулирующих вопросы защиты от различного рода стихийных бедствий, эпидемий, диверсий, нападений на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также от воздействий организованных преступных групп, имеющих своей целью дезорганизацию процесса исполнения уголовных наказаний. В данном случае безопасность УИС достигается реализацией целого блока правовых норм различных отраслей права. При этом нормы гражданского права регламентируют порядок возмещения вреда; административное законодательство регулирует деятельность администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, в чрезвычайных условиях, вызванных стихийными бедствиями и противоправными действиями отдельных лиц; уголовное право решает вопросы обеспечения безопасности путем установления уголовной ответственности за совершение преступлений против личности работников УИС и осужденных.
Внутренняя безопасность УИС заключается в обеспечении защиты от опасностей и угроз, возникающих непосредственно в учреждениях и органах, исполняющих наказания. Регулирование процесса обеспечения внутренней безопасности осуществляется в основном нормами уголовного и уголовно-исполнительного права. Оно направлено на предупреждение и устранение опасности возникновения в названных учреждениях и органах чрезвычайных ситуаций криминального характера (массовых беспорядков, захвата заложников и т.д.), нарушений законности при исполнении наказаний работниками УИС, установленного режима отбывания наказаний осужденными.
Таким образом, безопасность УИС – это предельно широкое понятие, характеризующее социально-правовой институт, обеспечивающий защиту УИС от внешних и внутренних опасностей.
К объектам безопасности в рамках данного правового института относятся:
-
сотрудники, рабочие и служащие учреждений, исполняющих уголовные наказания, органов управления УИС, а также следственных изоляторов, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему; -
лица, осуществляющие должностные или общественные полномочия в учреждениях и органах УИС России (общественные и религиозные организации); -
подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, находящиеся в следственных изоляторах; -
осужденные, отбывающие уголовные наказания; -
учреждения, исполняющие уголовные наказания, иные учреждения и органы УИС; -
предприятия, производства и имущество учреждений, исполняющих наказания, других учреждений и органов УИС.
Правоотношения по обеспечению безопасности УИС возникают при наличии какой-либо опасности или угрозы ее появления, способных причинить вред охраняемым объектам. В данном случае реально возникшая опасность или ее угроза есть юридический факт (это обстоят-ва, кот. предусм. образов-е, изменение или прекращение общ. отношений), порождающий правоотношения обеспечения безопасности УИС.
Субъектами обеспечения безопасности в УИС являются:
-
государство, которое через органы законодательной, исполнительной и судебной власти обеспечивает безопасность УИС России в целом; -
служба охраны учреждений, исполняющих наказания, которая, обеспечивая изоляцию осужденных, также обеспечивает безопасность этих учреждений, в особенности от воздействия внешних угроз (от нападений на учреждения, диверсий и т.д.); -
служба безопасности учреждений, исполняющих наказания, которая обеспечивает установленный нормами права режим в учреждениях, предупреждение и пресечение противоправных действий осужденных и тем самым решает вопросы обеспечения безопасности данных учреждений; -
оперативные аппараты учреждений и органов УИС, а также органов внутренних дел, для которых обеспечение безопасности граждан является одной из задач, подлежащих решению; -
сотрудники учреждений, исполняющих наказания, при осуществлении надзора и контроля за осужденными; -
общественные и религиозные организации, граждане, принимающие участие в процессе исправления осужденных; -
отряды специального назначения территориальных органов управления УИС, а также МВД и ФСБ России; -
иные правоохранительные органы, в частности прокуратура и суд, а также подразделения МЧС России, службы санэпидемнадзора и др.