Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 851

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение



Субъективное право осужденных на личную безопасность закреп­лено в УИК РФ. Так, в ч. 1 ст. 10 указано, что Российская Федерация обеспечивает правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний; ст. 12 устанавливает, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2), не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье (ч. 3). Статья 13 непосредственно закрепляет право осужденных на личную безопасность, а также обязанность администрации учреждений, ис­полняющих наказания в виде ареста, ограничения свободы или лише­ния свободы, принимать меры по обеспечению личной безопасности осужденных (право на личную безопасность подозреваемых, обвиняе­мых, а также отдельных категорий осужденных, содержащихся в СИЗО, закреплено ст. 19 Федерального закона «О содержании под стра­жей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

Включение в 1992 г. в ИТК РСФСР ст. 82 и предоставление осуж­денному права наличную безопасность во многом было обусловлено его личной незащищенностью от агрессивно ведущих себя осужден­ных, стремлением отдельных их групп установить власть над другими осужденными. Статьей предусматривалось, что осужденный вправе обратиться к любому должностному лицу исправительного учреждения с просьбой о переводе в безопасное место при возникновении угрозы его жизни.

Субъективное право осужденных наличную безопасность может су­ществовать в различных формах. Право осужденного на бе­зопасность принадлежит ему как субъекту общих уголовно-исполни­тельных правоотношений и в зависимости от выполнения обязаннос­тей администрацией исправительных учреждений принимает различ­ные формы: правоповедении и правопользованин. При неэффективности указанных форм осужденный вправе обратиться за зашитой в суд, иные государственные органы, а также в общественные организации.

Таким образом, право на личную безопасность является субъективным правом-гарантией, обеспечивающим неприкосновенность личности, защиту и охрану ее основных прав, свобод и законных интересов. Это право относится к правовому статусу гражданина и связано с правоо­хранительной деятельностью государства.

В зависимости от природы мер обеспечения личной безопасно­сти осужденного они регулируются нормами различных отраслей права.

а) конституционные гарантии безопасности осужденного, за­крепляющие основные права человека (ст. 20—23 Конституции РФ) и систему гарантий прав и свобод человека (ст. 2, 45, 46 Кон­ституции РФ).


б) нормы трудового права, закрепляющие гарантии и меры обеспечения безопасности осужденного в процессе его трудовой деятельности в учреждениях, исполняющих наказания;

в) уголовно-правовые меры обеспечения личной безопасности осужденного. В ст. 7 УК РФ определено, что уголовное законода­тельство Российской Федерации обеспечивает безопасность чело­века, включая каждого осужденного. Центральным звеном являются нормы, устанавливающие уголовную ответственность за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство человека (ст. 105, 107—119; 128—134 и др.), а также нормы, предусматривающие уго­ловную ответственность за некоторые иные преступления, нару­шающие безопасность осужденного в исправительном учреждении (например, ст. 206. 212. 285. 286, 293, 321 УК РФ);

г) уголовно-исполнительные меры. Например, безопасность личности осужденного закреплена Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и орга­нах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свобо­ды», который обеспечение безопасности осужденных включил в число задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.

Состояние безопасности осужденного, его защищенность от фи­зического и психического насилия со стороны других осужденных за­висят непосредственно от состояния режима в исправительном уч­реждении, дисциплины среди осужденных и мер, принимаемых в це­лях их улучшения. При этом режим и дисциплина выступают в качестве комплексных средств поддержания безопасности в исправительных учреждениях.

Таким образом, в уголовно-исполнительном законодательстве получили закрепление следующие меры обеспечения личной безо­пасности осужденных:

  • надзор за осужденными (ст. 60, 82 УИК РФ);

  • меры дисциплинарного воздействия на осужденных (ст. 115, 116 УИК РФ);

  • мероприятия воспитательного характера (гл. 15 УИК РФ);

  • строго регламентированный распорядок в исправительном учреждении;

  • меры безопасности в исправительном учреждении (ст. 86 УИК РФ);

  • перевод осужденных в безопасное место (ст. 13, ч. 3 ст. 68, 73 УИК РФ);

  • меры медицинского характера, направленные на обеспечение

  • охраны здоровья осужденных (ст. 10 УИК РФ, п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г.);

  • водворение осужденного в штрафной или дисциплинарный изолятор до прихода начальника исправительного учреждения, но не более чем на 24 часа.

План конспект лекции



по теме № 13«Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания»
1. Понятие и содержание контроля за деятельностью персонала

УИС России

Контрольная деятельность государства играет важную роль в обеспечении законности, целесообразности, эффективности как в государственном управлении в целом, так и в такой специфической сфере, которой является исполнение уголовных наказаний.

При исполнении уголовных наказаний складываются разнообразные и достаточно сложные правоотношения, затрагивающие важные интересы человека, гражданина, общества, государства. От степени эффективности государственного контро­ля во многом зависят как судьбы осужденных, их жизнь, физичес­кое и нравственное здоровье, так и состояние безопасности обще­ства в целом. Поэтому контроль является одним из основных видов юридических гарантий охраны прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовно-исполнительные правоотношения.

Контроль (фр. contrôle, от contrerôle — список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra - против и rotulus - свиток) — одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.

Общая теория права исходит из того, что система контроля за правоприменительной деятельностью государственных органов относится к юридическим гарантиям законности. По мнению Н.А. Стручкова, данный принцип может быть реализован в уголовно-исполнительном процессе следующими способами: контроль органов государства, судебный и внутриведомственный контроль за эффективностью и правомерностью деятельности учреждений, исполняющих наказания; надзор органов прокуратуры за соблюдением законности в деятельности мест лишения свободы и иных органов, исполняющих наказания, а также общественный контроль, или общественное наблюдение, за ними.

Сущность и назначение контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, заключается в следующем:
во-первых, в наблюдении за осуществлением этими учреждениями и органами своей функциональной деятельности; во-вторых, в получении объективной и достоверной информации о состоянии в них законности и правопорядка; в-третьих, в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; в-четвертых, в выявлении причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений; в-пятых, в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Составной частью контроля является проверка исполнения предписаний закона, которая представляет собой деятельность, позволяющую выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения.

Вторая разновидность контрольной деятельностинадзорная деятельность, подразделяемая на два вида надзора в зависимости от того, кем он осуществляется. Первый вид надзора связан с надзорной деятельностью органов прокуратуры. Суть второго вида надзора, получившего в специальной юридической литературе название административного, заключается в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах, подзаконных нормативных актах и в международных стандартах, регламентирующих исполнение наказаний.

Надзорная деятельность независимо от того, какими субъектами она осуществляется, состоит в том, что, во-первых, органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно
не подчинены (в отличие от контрольной деятельности, для которой характерно организационное единство субъекта и объекта контроля или наличие организационно-функциональных связей между ними, за редкими исключениями, когда контроль в соответствии с действующим законодательством производится уполномоченным органом в отношении не подчиненного ему объекта); во-вторых, в процессе осуществления административной надзорной деятельности применяются меры административного воздействия к нарушителям – физическим лицам (в процессе осуществления контрольной деятельности в виде наблюдения за исполнением наказаний применяются преимущественно меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц); в-третьих, органы, осуществляющие административно-надзорную деятельность, проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

В настоящее время следует вести речь не о надзорно-контрольной деятельности, а о системе надзора и контроля за деятельностью соответствующих учреждений и органов по исполнению наказаний и соблюдению прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, и осужденных. Данная система контроля охватывает как внутригосударственные механизмы, так и механизмы контроля и надзора международных организаций и сообществ.

Если международный контроль направлен только на отслеживание соблюдения прав осужденных и задержанных, то внутригосударственный контроль намного шире по содержанию. Он призван обеспечивать не только соблюдение прав участников уголовно-исполнительных правоотношений, но и неукоснительное выполнение ими своих обязанностей, то есть персонал учреждений и органов УИС должен нести ответственность как за несоблюдение или нарушение прав осужденных (заключенных), так и за отсутствие требовательности к ним в части, касающейся обязанностей.

С учетом изложенного классификация контроля и надзора по видам может быть представлена следующим образом.

Помимо общего деления контрольной деятельности на разновидности, выделяются различные виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

1. Взависимости от объема обследования контроль подразделяется на общий и специальный. В первом случае осуществляется обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного органа