Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 851
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Субъективное право осужденных на личную безопасность закреплено в УИК РФ. Так, в ч. 1 ст. 10 указано, что Российская Федерация обеспечивает правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний; ст. 12 устанавливает, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2), не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье (ч. 3). Статья 13 непосредственно закрепляет право осужденных на личную безопасность, а также обязанность администрации учреждений, исполняющих наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, принимать меры по обеспечению личной безопасности осужденных (право на личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, а также отдельных категорий осужденных, содержащихся в СИЗО, закреплено ст. 19 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
Включение в 1992 г. в ИТК РСФСР ст. 82 и предоставление осужденному права наличную безопасность во многом было обусловлено его личной незащищенностью от агрессивно ведущих себя осужденных, стремлением отдельных их групп установить власть над другими осужденными. Статьей предусматривалось, что осужденный вправе обратиться к любому должностному лицу исправительного учреждения с просьбой о переводе в безопасное место при возникновении угрозы его жизни.
Субъективное право осужденных наличную безопасность может существовать в различных формах. Право осужденного на безопасность принадлежит ему как субъекту общих уголовно-исполнительных правоотношений и в зависимости от выполнения обязанностей администрацией исправительных учреждений принимает различные формы: правоповедении и правопользованин. При неэффективности указанных форм осужденный вправе обратиться за зашитой в суд, иные государственные органы, а также в общественные организации.
Таким образом, право на личную безопасность является субъективным правом-гарантией, обеспечивающим неприкосновенность личности, защиту и охрану ее основных прав, свобод и законных интересов. Это право относится к правовому статусу гражданина и связано с правоохранительной деятельностью государства.
В зависимости от природы мер обеспечения личной безопасности осужденного они регулируются нормами различных отраслей права.
а) конституционные гарантии безопасности осужденного, закрепляющие основные права человека (ст. 20—23 Конституции РФ) и систему гарантий прав и свобод человека (ст. 2, 45, 46 Конституции РФ).
б) нормы трудового права, закрепляющие гарантии и меры обеспечения безопасности осужденного в процессе его трудовой деятельности в учреждениях, исполняющих наказания;
в) уголовно-правовые меры обеспечения личной безопасности осужденного. В ст. 7 УК РФ определено, что уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека, включая каждого осужденного. Центральным звеном являются нормы, устанавливающие уголовную ответственность за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство человека (ст. 105, 107—119; 128—134 и др.), а также нормы, предусматривающие уголовную ответственность за некоторые иные преступления, нарушающие безопасность осужденного в исправительном учреждении (например, ст. 206. 212. 285. 286, 293, 321 УК РФ);
г) уголовно-исполнительные меры. Например, безопасность личности осужденного закреплена Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который обеспечение безопасности осужденных включил в число задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.
Состояние безопасности осужденного, его защищенность от физического и психического насилия со стороны других осужденных зависят непосредственно от состояния режима в исправительном учреждении, дисциплины среди осужденных и мер, принимаемых в целях их улучшения. При этом режим и дисциплина выступают в качестве комплексных средств поддержания безопасности в исправительных учреждениях.
Таким образом, в уголовно-исполнительном законодательстве получили закрепление следующие меры обеспечения личной безопасности осужденных:
-
надзор за осужденными (ст. 60, 82 УИК РФ); -
меры дисциплинарного воздействия на осужденных (ст. 115, 116 УИК РФ); -
мероприятия воспитательного характера (гл. 15 УИК РФ); -
строго регламентированный распорядок в исправительном учреждении; -
меры безопасности в исправительном учреждении (ст. 86 УИК РФ); -
перевод осужденных в безопасное место (ст. 13, ч. 3 ст. 68, 73 УИК РФ); -
меры медицинского характера, направленные на обеспечение -
охраны здоровья осужденных (ст. 10 УИК РФ, п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г.); -
водворение осужденного в штрафной или дисциплинарный изолятор до прихода начальника исправительного учреждения, но не более чем на 24 часа.
План конспект лекции
по теме № 13«Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания»
1. Понятие и содержание контроля за деятельностью персонала
УИС России
Контрольная деятельность государства играет важную роль в обеспечении законности, целесообразности, эффективности как в государственном управлении в целом, так и в такой специфической сфере, которой является исполнение уголовных наказаний.
При исполнении уголовных наказаний складываются разнообразные и достаточно сложные правоотношения, затрагивающие важные интересы человека, гражданина, общества, государства. От степени эффективности государственного контроля во многом зависят как судьбы осужденных, их жизнь, физическое и нравственное здоровье, так и состояние безопасности общества в целом. Поэтому контроль является одним из основных видов юридических гарантий охраны прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовно-исполнительные правоотношения.
Контроль (фр. contrôle, от contrerôle — список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra - против и rotulus - свиток) — одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.
Общая теория права исходит из того, что система контроля за правоприменительной деятельностью государственных органов относится к юридическим гарантиям законности. По мнению Н.А. Стручкова, данный принцип может быть реализован в уголовно-исполнительном процессе следующими способами: контроль органов государства, судебный и внутриведомственный контроль за эффективностью и правомерностью деятельности учреждений, исполняющих наказания; надзор органов прокуратуры за соблюдением законности в деятельности мест лишения свободы и иных органов, исполняющих наказания, а также общественный контроль, или общественное наблюдение, за ними.
Сущность и назначение контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, заключается в следующем:
во-первых, в наблюдении за осуществлением этими учреждениями и органами своей функциональной деятельности; во-вторых, в получении объективной и достоверной информации о состоянии в них законности и правопорядка; в-третьих, в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; в-четвертых, в выявлении причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений; в-пятых, в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.
Составной частью контроля является проверка исполнения предписаний закона, которая представляет собой деятельность, позволяющую выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения.
Вторая разновидность контрольной деятельности – надзорная деятельность, подразделяемая на два вида надзора в зависимости от того, кем он осуществляется. Первый вид надзора связан с надзорной деятельностью органов прокуратуры. Суть второго вида надзора, получившего в специальной юридической литературе название административного, заключается в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах, подзаконных нормативных актах и в международных стандартах, регламентирующих исполнение наказаний.
Надзорная деятельность независимо от того, какими субъектами она осуществляется, состоит в том, что, во-первых, органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно
не подчинены (в отличие от контрольной деятельности, для которой характерно организационное единство субъекта и объекта контроля или наличие организационно-функциональных связей между ними, за редкими исключениями, когда контроль в соответствии с действующим законодательством производится уполномоченным органом в отношении не подчиненного ему объекта); во-вторых, в процессе осуществления административной надзорной деятельности применяются меры административного воздействия к нарушителям – физическим лицам (в процессе осуществления контрольной деятельности в виде наблюдения за исполнением наказаний применяются преимущественно меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц); в-третьих, органы, осуществляющие административно-надзорную деятельность, проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.
В настоящее время следует вести речь не о надзорно-контрольной деятельности, а о системе надзора и контроля за деятельностью соответствующих учреждений и органов по исполнению наказаний и соблюдению прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, и осужденных. Данная система контроля охватывает как внутригосударственные механизмы, так и механизмы контроля и надзора международных организаций и сообществ.
Если международный контроль направлен только на отслеживание соблюдения прав осужденных и задержанных, то внутригосударственный контроль намного шире по содержанию. Он призван обеспечивать не только соблюдение прав участников уголовно-исполнительных правоотношений, но и неукоснительное выполнение ими своих обязанностей, то есть персонал учреждений и органов УИС должен нести ответственность как за несоблюдение или нарушение прав осужденных (заключенных), так и за отсутствие требовательности к ним в части, касающейся обязанностей.
С учетом изложенного классификация контроля и надзора по видам может быть представлена следующим образом.
Помимо общего деления контрольной деятельности на разновидности, выделяются различные виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
1. Взависимости от объема обследования контроль подразделяется на общий и специальный. В первом случае осуществляется обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного органа